Общее профессиональное образование

Общее профессиональное образование включает несколько типов учебных заведений: профессионально- технические училища (ПТУ) (1–2 года) (начальное профессионально-техническое образование), техникумы, профессиональные лицеи и колледжи (от 2 до 5 лет) (среднее профессионально-техническое образование). В 1997/98 учебном году в России насчитывалось 700 профессиональных лицеев и 850 профессиональных колледжей. Часть профессиональных лицеев трансформируется в профессиональные колледжи. Выпускники техникумов, профессиональных лицеев и колледжей имеют право поступать в технические вузы. Профессиональные лицеи и колледжи или высшие профессиональные училища (ВПУ) заменили многие ПТУ и техникумы. Уровень подготовки в них выше. Так, профессиональные лицеи готовят не только квалифицированных рабочих, но и техников. Профессиональные колледжи готовят квалифицированных рабочих, преподавателей ПТУ, техников, младших инженеров.

Учебные планы и программы профессиональных школ бывают общеобразовательными и специальными. Специальное образование состоит из общего профессионального и профилирующего. Первое включает такие предметы, как черчение, электротехника, стандарты производства, управление производством и др. Оно изменяется согласно выбранной учащимся профессии. Второе – многовариантно и зависит от приобретаемой специальности. Например, будущие программисты изучают язык, программы, оборудование компьютера.

Преподавательский корпус

Педагогические коллективы на всех ступенях общего образования прочно феминизированы. По среднестатистическим данным учителя не испытывают особых перегрузок: на одного учителя приходится 15 учеников. Однако в этой статистике не учитывается, что в районах, где сосредоточены основные массы учащихся, эти цифры значительно больше. Кроме того, часто учитель дает 20–25 уроков в неделю (полторы ставки), выполняет другие педагогические обязанности.

Школа в 1990-е гг. столкнулась с нехваткой квалифицированных педагогических кадров. Так, в 1995/96 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях не хватало около 13,5 тыс. учителей. К 2008 г. проблема перестала быть столь острой, что позволило министру образования и науки А. Фурсенко заявить о "перепроизводстве" педагогических кадров. На самом деле положение остается тревожным. В 2008 г. общеобразовательная школа была укомплектована штатом преподавателей, 47% которого – пенсионного и предпенсионного возраста. При такой статистике вряд ли можно говорить о "перепроизводстве" учителей и необходимости сокращения масштабов педагогического образования.

Современный учитель работает в сложных экономических условиях. Низок престиж профессии педагога. По данным за 2008 г., 51% учителей заявили, что их нс устраивает собственное социальное положение. Заработная плата не обеспечивает преподавателям достойной жизни. Остро стоит вопрос – прежде всего для сельских и молодых учителей – о повышении заработной платы. Закон 2012 г. провозглашает, что заработная плата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата в регионе.

В Законе об образовании 2012 г. зафиксировано право учителя па самостоятельный выбор методик преподавания.

Предпринимаются специальные меры, чтобы создать вокруг профессии учителя ореол привлекательности. Для того чтобы возвести на почетный пьедестал преподавателя-интеллектуала, ежегодно устраивается национальный конкурс "Учитель года". Участники конкурса должны обладать глубокими профессиональными знаниями, успешно работать в школе, любить своих питомцев и быть любимыми ими. Лучших учителей торжественно чествуют в столице. Победителям вручаются денежные премии и приз – хрустальный пеликан.