Лекция 5. Общая структура науки

В своем исходном пункте наука может быть определена как когнитивно-социальная деятельность, имеющая своей главной целью получение нового научного знания. В этом определении имеются три ключевых слова: "когнитивно-социальная", "новое" и "научное знание". Рассмотрим их ОГЛАВЛЕНИЕ. Понятие "когнитивно-социальная" означает подчеркивание того принципиального обстоятельства, что наука - это не просто познавательная, но при этом еще и социальная деятельность. Это означает, что:

а) подлинным субъектом научного познания является не индивидуальный субъект (при этом в данном случае неважно - эмпирический или трансцендентальный), а именно коллективный (научное сообщество);

б) сам процесс научного познания имеет ярко выраженный социальный характер, а его результат- научное знание также всегда несет на себе (в той или иной степени) определенные следы своей социальности (по происхождению, содержанию, способам удостоверения и т.д.).

Второе существенное слово в определении понятия "наука" это "научное знание". Из-за ссылки на него приведенное выше определение часто считают логически некорректным, усматривая существование в нем логического круга (определение "науки" через "науку"). Однако это не так. В данном определении круг действительно может появиться, но лишь в том случае, если понятие "научное знание" будет определено с помощью понятия "наука". Но это делать совсем не обязательно. Например, понятие "научное знание" можно определить как знание, удовлетворяющее следующим необходимым условиям:

а) объектный вид знания (оно утверждает нечто об объектах);

б) выраженность в языке (дискурсивно);

в) однозначность (по значению и смыслу всех входящих в него терминов), обоснованность (логически или эмпирически), проверяемость (аналитически или с помощью опытных данных), значимость (одинаково понимаемо членами профессионального научного сообщества).

Наличие всех этих свойств у научного знания является критерием его демаркации от всех других ненаучных видов знания (информации): обыденного, мифологического, религиозного, художественного, практического и др. Очевидно, что предложенный критерий имеет конструктивно-конвенциональный характер, так как предполагает для своего принятия определенное согласие в понимании терминов "объектный", "дискурсивный", "однозначный", "обоснованный", "проверяемый", "общезначимый", с помощью которых было определено понятие "научное знание". Однако и все другие существующие и возможные критерии научного знания также всегда будут иметь конструктивно-творческий, консенсуальный и социальный характер. Это обусловлено, с одной стороны, их антиаприорным происхождением, с другой - стремлением науки к общезначимости.

Наконец, термин "новое" (знание) в приведенном выше определении науки также является ключевым, т.е. необходимым и существенным.

Дело в том, что главная цель науки - это именно производство нового научного знания, а не воспроизводство и распространение старого, ранее достигнутого (хотя и это очень важно), или его уточнение и дополнительная проверка. Ценность новизны знания является приоритетной для научной деятельности в отличие, скажем, от педагогической или просветительской деятельности. Ценность новизны в рамках науки по своей значимости даже превосходит другие ее ценности (практическую применимость, точность, доказательность и др.).

В философской литературе можно встретить другие определения науки, фиксирующие различные ее стороны. Например, "наука - это то, что делают ученые" (социологическое определение), "наука - это система объективно-истинного знания (эпистемологическое определение), "наука - это логически доказанное знание" (логическое определение), "наука - это рационально-теоретический способ моделирования действительности" (методологическое определение) и др. Представляется, однако, что все эти определения не противоречат предложенному выше; возможность их защиты и оправдания как более существенных, чем предложенное выше, представляется весьма проблематичной и трудно реализуемой.

Современная наука - это сверхсложная и гетерогенная по своему содержанию и структуре система. Она состоит из множества качественно различных областей, уровней знания, видов научной деятельности. Это порождает возможность самых различных ее модельных представлений и способов описания. В философии науки выделяются и описываются ее различные аспекты:

1) наука как особый вид знания;

2) наука как специфический способ познавательной деятельности;

3) наука как особый социальный институт;

4) исторические этапы развития науки и ее культурно-исторические типы;

5) виды научной деятельности;

6) различные области науки и дисциплины;

7) уровни научного знания;

8) организационное строение науки (виды научных организаций, научных сообществ и их функции);

9) множество научных ценностей и регулятивов;

10) методологическое разнообразие науки;

11) пространственно-культурное разнообразие науки (глобальная, национальная и региональная наука).

Каждое из указанных выше структурных представлений науки может быть проанализировано в двух основных аспектах: синхронном и диахронном. Синхронный анализ имеет своей задачей рассмотрение и описание любого аспекта науки в ее статике, в конкретный момент времени. Целью же диахронного анализа является рассмотрение структуры науки в ее динамике, эволюционном изменении и историческом развитии. Очевидно, что оба эти вида анализа структуры науки одинаково необходимы для выработки полного представления о ее сущности. Ниже мы остановимся лишь на двух схемах структурного изображения науки: описании ее основных измерений как целого (в синхронном аспекте) и главных исторических этапов развития науки и ее культурно-исторических типов (диахронный аспект).

В большинстве работ по философии, как правило, выделяется три основных измерения науки:

1) как специфического вида знания;

2) особой познавательной деятельности;

3) специфического социального института. Графически эта общая структура науки может быть изображена в виде треугольника,

стороны которого обозначают отмеченные выше общие измерения науки. С точки зрения современной философии науки это трехмерное представление общей структуры науки явно неполно, поскольку в нем не учитываются другие, не менее существенные характеристики науки как целого. К трем названным выше структурным аспектам науки необходимо добавить, по крайней мере, еще три следующих, где наука выступает:

4) как особая подсистема культуры;

5) основа инновационной системы современного общества;

6) особая форма жизни.

В этом случае общая структура науки геометрически может быть изображена в виде шестигранника.

Эта "сотовая" структура гораздо больше соответствует реальной ("большой") науке как важнейшей подсистеме современной культуры и, соответственно, выработке более адекватных философских представлений о механизме и законах функционирования и развития науки. Рассмотрим более подробно характеристику каждого из шести основных измерений науки.