Ж.-Ж. Руссо

Другой вариант "договорной теории" морали находим у французского философа Ж.-Ж. Руссо, который в своих работах анализировал многие вопросы общественного развития и происхождения нравственности. Он рассматривает положение, при котором человек потерял свою свободу, доступную ему в естественном состоянии, понимаемом как такое, при котором индивид не зависит ни от кого. Это идеал, к которому можно в конце концов вернуться. Естественное состояние дает людям равенство. При нем люди не знали, что такое частная собственность и поэтому не были испорчены в нравственном отношении.

Ж.-Ж. Руссо полагал, что неравенство существовало не всегда. Оно появилось тогда, когда возникла частная собственность. Расслоение на богатых и бедных – это первая ступень неравенства, которое началось с того момента, когда кто-то первый, отгородив участок земли, сказал: "Это мое" – и когда все в это поверили.

Второй этап неравенства начинается, по Руссо, с возникновением государства, когда богатые и бедные заключили между собой союз, договор об образовании государственной власти, при этом одни оказались управляющими, другие – подданными. Таким образом, возникновение государства "наложило новые путы на слабого и придало силы богатому, безвозвратно уничтожило естественную свободу, навсегда установило закон собственности и неравенства, превратило ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекло с тех пор человеческий род на труд, рабство и нищету"[1].

Третьим этапом поступательного развития неравенства Руссо полагал переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов. Этот деспотизм должен быть в конце концов повержен.

Полагая, что переход из естественного состояния к государству порождает порабощение человека, Руссо все же не считает, что этот переход является гибельным для человечества. Он признает положительные стороны заключения такого договора, так как социальный союз дает человеку силы для сохранения того, что он имеет. Кроме того, по словам философа, "основное соглашение не только не разрушает естественного равенства, а, напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными в силу соглашения"[2].

В работе "Об общественном договоре" Руссо утверждает важные положения: сувереном является народ, суверенитет народа неотделим от него и неделим, законодательная власть принадлежит народу и может принадлежать только ему. В законах должна воплощаться "всеобщая воля народа".

Важный тезис моральной концепции Руссо – человек по природе добр. Однако эта доброта не связана с этическим противопоставлением добра и зла. Она по сути дела сложилась раньше этого противопоставления. Природный человек Руссо невинен. Он обладает всеми человеческими добродетелями, тянется к другим людям, способен понимать их страдания. Но тут и возникает вопрос, который по сути дела исходил из стремления отвергнуть Гоббса: как могли добрые люди создать общество, в котором эта доброта блистательно отсутствует? Ж.-Ж. Руссо считал, что "естественное состояние" человеческого рода вовсе не является ситуацией, которая пропитана всеобщей взаимной угрозой. Философ преодолевает страх перед состоянием безвластия.

У рядового человека эпохи Руссо нет внутреннего напряжения, которое обязывало бы искать государственной опеки. Философ полагает, что деспотизм воплощает в себе стихию государственного принуждения. Суть общественного договора Руссо – достичь равенства в свободе перед лицом закона. Мыслитель пишет: "Политический организм... обязан своим существованием лишь святости договора... он не обладает никаким иным самостоятельным бытием и является лишь условной личностью"[3].

Просветители XVIII в. видели свою главную задачу в том, чтобы освободить человека от его низменных страстей, пороков и невежества, поэтому во второй половине этого столетия намечается возрастающий интерес к педагогике, которая ставит перед собой задачу обновления человека, создание нового образа последнего. Ж.-Ж. Руссо – главный выразитель этого нового интереса. Воспитание, по его мнению, не создает добродетелей, но сдерживает пороки. Оно не учит истине, но предохраняет от заблуждений. Оно вырабатывает у человека способность ко всему, что может привести его к истине и направляет к добру, когда он научается любить добро. Только одному воспитанию подвластно изменить человеческую природу.

Сущность человека, его взаимосвязь с природой, взаимодействие личности и общества – вот тот круг вопросов, который рассматривал Руссо. Новый образ человека представляется философу отличным от образа человека Возрождения, ибо человек, по мнению Руссо, выступает источником добра. Однако это не означает, что человек не может быть источником зла и страдания, т.е. он не идеален по своей природе и является обладателем многих отрицательных черт характера. Ж.-Ж. Руссо приходит к простой мысли: чтобы человек не был источником зла и страданий, его надо изменить при помощи воспитания. В связи с этим особое внимание следует обратить на воспитание личности, на изменение отрицательных ее задатков. Причем, по мнению Руссо, нравственным и счастливым человек может быть тогда, когда он связан с природой, ибо он рождается в природе, живет в ней и погружается в нее после смерти.

В основу своего этического учения Руссо кладет идею о первенстве чувств, определяющих поведение человека. Однако на одних чувствах, по мнению Руссо, невозможно построить и сформировать воспитанную личность. Здесь на помощь приходит разум. "Естественный человек" Руссо – гармоничен и целостен, свободен от эгоизма. В нем развиты такие качества, как ум, смекалка, ловкость в движениях.