Общая характеристика средневековой экономической мысли

На протяжении большей части эпохи Средневековья экономическая мысль не сформировалась как самостоятельная отрасль знания и развивалась в рамках существовавших философских и правовых систем. В ту эпоху она была представлена двумя направлениями – светским и религиозным.

Светское направление – это разнообразные нормативно-правовые документы, регулирующие хозяйственные отношения и направленные на придание повседневной хозяйственной практике устойчивых правовых норм, защиту собственности и упорядочение сферы распределения.

В период раннего Средневековья в экономике господствовало натуральное хозяйство. К этому времени относится создание различных кодексов – "Правд": Вестготской, Бургундской, Салической, Рипуарской, Баварской, Русской. Эти юридические документы являются памятниками экономической мысли. В них раскрываются основные экономические проблемы эпохи: отношение к общине, закрепощение крестьян, организация феодального хозяйства и др.

Наиболее полные сведения о хозяйственном развитии представлены в юридических документах Франкского государства. В начале VI в. при короле Хлодвиге (481– 511) был составлен кодекс судебных обычаев франков – "Салическая правда". В нем нашли отражение процессы разложения родового строя, дифференциации общества. Верховным собственником всей общинной земли тогда являлась община, наделы отдельных семей (аллоды) еще не стали частной собственностью. Однако ряд статей закона защищал индивидуальное хозяйство членов общины. Наряду с общинным признавалось существование крупного частного землевладения, например королевского. Приближенные короля наделялись некоторыми привилегиями в отличие от остальной массы франков. Например, "вергельд" – денежное возмещение за убийство приближенного было в три раза выше, чем за убийство простого франка.

Позже "Салическую правду" дополнили "капитулярии" – указы или инструкции франкских королей. Они отражали дальнейшее расслоение общества, разорение свободного крестьянства, формирование феодальной собственности на землю. К началу IX в., т.е. времени существования империи Карла Великого[1], относится наиболее известный среди них – "Капитулярий о виллах" (или в другом переводе "Капитулярий о поместьях"). Им утверждалось существование крепостных крестьян, плативших оброк феодалу. Образцовым считалось хозяйство, в котором оброк взимался натурой и развивались все необходимые виды хозяйственной деятельности, создавались запасы, продавались только излишки производства, а приобреталось лишь то, что не производилось в поместье. В законодательных документах нашли отражение экономические реалии раннего Средневековья.

Ведущую роль в духовном развитии феодальной Европы играло христианство, поэтому большинство общественных вопросов, в том числе и экономических, рассматривалось в рамках богословия. Экономическая мысль в тот период развивалась духовенством.

Религиозное направление – второе направление средневековой экономической мысли характеризуется появлением большого числа богословских сочинений. Центральной в них была проблема приведения в соответствие с божественным замыслом хозяйственной практики. Экономические воззрения богословов тесно переплетались с теологией, в частности, с решением вопроса о религиозном спасении человека. Это спасение не носило персонального характера. Западноевропейская теология была убеждена, что оно невозможно без включения человека в социум, что было условием преодоления его эгоистической природы и подчинения более высокой цели – интересам общего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие "общее благо" являлось важнейшим во всех рассуждениях богословов. Необходимо различать взгляды ранних и более поздних средневековых авторов.

Ранние христиане, в том числе Августин Блаженный (354–430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, в своих работах: "О труде монахов", "О граде Божьем", "Исповедь" – выступали за строгое подчинение земного мира божественным заповедям, преодоление первородной греховности человека. Богословы этого периода отстаивали идеал нищеты, аскезы, отречение от земной жизни, выступали за строгое соблюдение христианской морали. Проявлением праведной жизни они считали тяжелый физический и духовный труд.

В VIII–IX вв. в Западной Европе наблюдался подъем культуры и образования. Христианских мыслителей все больше стала интересовать связь между богословием и философией, возможность использования достижений античных и средневековых мыслителей для обоснования сформулированных к этому времени отцами церкви религиозных догматов. В таких условиях оформилась схоластическая философия (от греч. Σχολαστικός – ученый, школьный).

Один из основоположников схоластики – Иоанн Дама- скин (ок. 675 – до 753) – знаменитый византийский богослов, завершивший формирование православной догматики. В теолого-философском трактате "Источник знания" он изложил и систематизировал основные богословские и философские положения, опираясь на христианские догматы и логику Аристотеля. Тем самым Иоанн Дамаский заложил основы схоластического метода. Он первым сформулировал положение "философия – служанка богословия", которое получило широкое распространение в Средние века.

В Западной Европе одним из первых схоластов был англосаксонский ученый Алкуин (ок. 735–804), являвшийся в течение некоторого времени советником и учителем Карла Великого. Алкуин писал богословские трактаты, учебники по грамматике, философии, математике, астрономии и пр. С его точки зрения, стремление человека к Богу как высшему благу изначально заложено в душе человека – вера превыше всего. Однако для систематизации веры необходимо приложить человеческий разум.

Возникнув в конце раннего Средневековья, схоластика достигла своего расцвета позднее. Именно она определяла развитие экономической мысли в эпоху классического Средневековья.

Рационализм схоластики во многом объяснялся традициями юридического мышления, основанного на римском праве. На него опиралось каноническое право (от греч. Kanon – норма, правило), оказавшее значительное влияние на экономическую мысль Средневековья. Его нормы регулировали не только вопросы церковной организации, но и семейные и имущественные отношения. Нормы канонического права разрабатывались в XII–XIV вв. В середине

XII в. монах Грациан из г. Болоньи составил "Свод канонического права", расширенный и дополненный в 1582 г. Церковные юристы (канонисты) опирались на решения церковных соборов и постановления римских пап, указания богословов.

В XIII–XIV вв. огромное влияние на развитие схоластики и канонической доктрины оказал Фома Аквинский (1225–1274), которого позже канонизировали[2]. Его перу принадлежали "Сумма философии" и "Сумма теологии". По его мнению, разум приближает человека к истинной вере. Именно с этих позиций в главном труде "Сумма теологии" Фома Аквинский разрабатывал католическую догматику. Наряду с самыми общими вопросами бытия и природы Бога он рассматривал и практические проблемы повседневной жизни: как должен жить человек, сознавая себя исполнителем божественного замысла. При этом он отмечал, что реальные вещи и явления не всегда совершенны, не всегда точно и полно выражают Божий промысел, свою сущность, норму. Поэтому необходимо анализировать окружающий мир, выявлять истинную сущность вещей и явлений, определять нормы поведения людей, соответствующие божественному замыслу.

Общество должно строиться в соответствии с божественными законами ("естественное право", вытекающее из природы вещей) и законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой ("условное право"), которые являются некой корректировкой божественных законов в соответствии с определенной исторической ситуацией.

В отношении этих законов действовала строгая нормативная установка – требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие "справедливый" (справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д.) являлось главным для средневековых экономических воззрений. Справедливым считалось соблюдение или соответствие божественным или условным законам.

Идеи Фомы Аквинского оказали мощное влияние на взгляды поздних канонистов, в частности на их понимание проблемы "справедливой цены". Николя Орезм (ок. 1323–1382), известный представитель схоластики, внес определенный вклад в развитие экономической мысли. Ему принадлежит одно из первых чисто экономических сочинений "Трактат о происхождении, природе, законе и разновидностях денег". Н. Орезм видел в деньгах инструмент, придуманный людьми для того, чтобы сделать более удобным обмен товаров. Постепенно в роли денег стали выступать благородные металлы. Это стало возможным в силу их естественных свойств – однородности, делимости, сохраняемости. Таким образом, Н. Орезмом была сделана попытка обосновать металлическую теорию денег. Он выступал против порчи монеты, считая, что это отрицательно влияет на хозяйственное развитие страны, так как приводит к обесценению денежных накоплений, дезорганизует кредит.

У истоков Реформации в Германии стоял Мартин Лютер (1483–1546), доктор богословия, монах-августинец, который в 1517 г. на двери церкви в г. Виттенберге вывесил 95 тезисов против индульгенций. Свои экономические взгляды М. Лютер изложил в книге "О торговле и ростовщичестве".

Один из основоположников протестантства – француз Жан Кальвин (1509–1564), эмигрировав в Швейцарию, возглавил реформационное движение в Женеве и стал ее фактическим правителем. Женева превратилась в один из религиозных центров Реформации. В своем главном сочинении "Наставление в христианской вере" Ж. Кальвин объяснял, что собственность священна, она принадлежит Богу, который доверил ее людям, следовательно, человек должен беречь каждую монетку, каждый гвоздь.

Предмет. Основным предметом изучения в эпоху европейского Средневековья стал человек, его место в новой хозяйственной системе и экономические отношения, которые складывались и развивались в условиях феодальной экономики, основанной на неравенстве и внеэкономическом принуждении.

Методология и метод. В IX–XI вв. в западноевропейской мысли окончательно оформилась схоластическая методология. Схоластика не стремится найти истину, считается, что она уже дана людям, как на уровне веры, так и на уровне человеческого разума. Свою главную задачу схоластика видит в изложении и доказательстве истины с помощью разума, и, прежде всего, правильных умозаключений, стремится дать рациональные обоснования религиозных догматов и сделать их более доступными.

Основой схоластической методологии является формальная логика, которая позволяет, исходя из заданных посылок, делать выводы, абстрагируясь от реальности, применяя лишь законы и правила мышления. Обычно заключение по какому-либо вопросу выводится путем выявления различий в противоположных тезисах, возражениях "за" и "против", содержащихся в Библии, трудах отцов церкви и античных философов.

Основным методом богословов был нормативный, поэтому и в экономической мысли главное внимание уделялось нормам экономического поведения с точки зрения христианской морали, а не анализу экономических явлений. Богословами широко использовался методологический подход, получивший название патристика[3]: устанавливающий правило "так должно быть".

Отметим, что рассуждения авторов носили в основном априорный, умозрительный характер и строились на основе нередко весьма изощренной логики. Важным элементом доказательства являлась ссылка на Священное Писание или труды отцов церкви.

К особенностям исследования следует отнести двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир представлялся богословам, божественным творением, однако испорченным первородным грехом. Поэтому во всех мирских явлениях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.