Общая характеристика социального обучения: объект и предмет социального обучения

Основные понятия: социальное обучение как часть социальной педагогики, социальное обучение как система, социальное обучение как процесс, этапы процесса социального обучения, социальное обучение как деятельность, объект социального обучения, субъект социального обучения, цель социального обучения, средства социального обучения, результат социального обучения.

Социальное обучение – произвольные (организованные) и непроизвольные (стихийные) ознакомление, усвоение, закрепление знаний, навыков и умений, значимых и незначимых для жизнедеятельности человека. Социальное обучение – это социально-педагогическое явление, рассматриваемое как система приобретения знаний, навыков и умений социального взаимодействия и разрешения проблем социализации личности.

Социальное обучение может рассматриваться как процесс передачи (усвоения) социального опыта каждой отдельной личностью или группами людей, состоящий из определенного числа этапов качественного изменения познавательной сферы личности. Социальное обучение может представляться как значимый вид познавательной деятельности, преследующий цель приобретения из социума новых знаний, навыков и умений, их применения на практике.

Социальное обучение в социальной педагогике, наряду с социальным воспитанием, представляется как один из инструментов социализации личности. Как и любое социальное явление, социальное обучение может рассматриваться с точки зрения системы, с точки зрения процесса и с точки зрения деятельности.

1. Социальное обучение может рассматриваться как система приобретения знаний, навыков и умений социального взаимодействия в процессе социализации личности. Следовательно, она включает: а) определенный набор социальных институтов (образовательные учреждения, школы, колледжи, центры подготовки и переподготовки специалистов, институт учителей, институт социальных педагогов, институт психологов, институт аниматоров, институт наставников, институт методистов, институт тьюторов, институт модераторов, институт навигаторов, институт работников средств массовой информации, институт социальной рекламы и т.д.), целью которых является передача социального опыта от одного поколения к другому в виде знаний, навыков и умений в определенной сфере жизнедеятельности общества; б) определенный набор образовательных: концепций, подходов, образовательных программ, учебных планов и рабочих программ обучения конкретным учебным дисциплинам, методических пособий приобретения тех или иных знаний; в) определенные структуры управления процессом обучения (в данном случае мы берем управляемый процесс социального обучения). При стихийности социального обучения ведется учет факторов, позитивно влияющих на процесс усвоения личностью совокупности знаний и тормозящих этот процесс (в данном случае существует необходимость существования не столько структур управления, сколько структур мониторинга).

2. Социальное обучение может рассматриваться как процесс передачи (усвоения) социального опыта каждой отдельной личностью или группами людей. Этот процесс реализуется в несколько этапов: а) ознакомительный этап позволяет сформировать первый уровень знаний – "знание – знакомство" (человек имеет определенный минимальный запас информации о значимых для него событиях или явлениях, однако он не позволяет человеку самостоятельно воспроизвести ее в виде полных знаний, тем более он не представляет, где и каким образом можно воспользоваться этой информацией); второй уровень знаний – "знание – репродукция" (человек может воспроизвести практически дословно полученный запас информации о значимых для него событиях или явлениях благодаря хорошей природной памяти или усиленной зубрежке, однако он все же слабо представляет область реализации полученных знаний и не имеет достаточных навыков для их реализации в своей жизнедеятельности); третий уровень знаний – "знание – умение" (человек может воспроизвести самостоятельно в полном объеме полученную информацию, знает области ее применения и имеет должные навыки ее реализации в своей практике); четвертый уровень знаний – "знание – трансформация" (человек может самостоятельно воспроизвести полученную информацию, понимает области ее применения и способен передать эти знания другим людям); б) этап активного освоения социальной среды (социума) включает проведение диагностических процедур по изучению педагогического потенциала социума и выделению его значимого состояния для личности; выявление уровня развития социальных потребностей и социальных способностей самой личности в получении суммы знаний, навыков и умений; включение личности в процесс приобретения и закрепления знаний и выработки у себя необходимых навыков и умений для самореализации в социуме; в) этап активного усвоения социального опыта предполагает приобщение к социальному опыту, значимому для личности в разрешении ее проблем социализации; закрепление полученных знаний, навыков и умений путем активного участия в изучении имеющихся источников, специальной и научной литературы, опыта исследований; применение выявленных знаний на уровне закономерностей протекания социальных процессов в своей практической деятельности; г) этап совершенствования (освоения) полученных знаний включает накопление социального опыта, значимого для учащегося в разрешении его проблем социализации; выявление новых форм и методов наиболее эффективных для развития социальных знаний, навыков и умений решения актуальных задач деятельности; поиск инновационных методик, техник, технологий расширения информационного поля обучающихся; качественное и количественное изменение собственных знаний, собственного опыта их получения, т.е. совершенствование собственного опыта социального обучения; д) этап самосовершенствования личности в социуме отражает усилия личности в самообразовании (самостоятельное использование собственных ресурсов и возможностей по реализации педагогического потенциала социума для освоения области новых социальных знаний), в самовоспитании (реализация собственного воспитательного потенциала личности для совершенствования социальных качеств на основе самостоятельных усилий по использованию педагогического потенциала социума), в саморазвитии (самостоятельные акты, действия по реализации педагогического потенциала социума для качественного изменения всех подсистем личности – внутрииндивидной, интериндивидной и метаиндивидной) в процессе социального становления личности.

3. Социальное обучение может рассматриваться как деятельность: учебная деятельность, учебная работа, информационная работа, научная работа. Социальное обучение как деятельность может иметь свои познавательные цели, способы, формы и методы их реализации, субъект и объект социального обучения, а также результат в виде усвоенных знаний, навыков и умений, полученных в процессе реализации педагогического (информационного) потенциала социума. Социальное обучение как деятельность может иметь два уровня: основная (продуктивная) познавательная деятельность и обеспечивающая (специальная).

Продуктивная деятельность отражает активность субъекта или объекта непосредственно по решению познавательных задач, а специальная деятельность позволяет осуществить подготовительную работу по созданию специальных благоприятных условий индивиду для усвоения социальных знаний. Это могут быть диагностические мероприятия по изучению, скажем, информационных возможностей средств массовой информации, видов деятельности, социальных отношений, социальных институтов (вузов, школ, научных, производственных учреждений и т.д.).

Это может быть подготовка методических пособий, разработок, учебников, рекламы, телевидение, т.е. средств передачи знаний от социума к отдельному человеку, обеспечивающих эффективность процесса усвоения знаний.

Продуктивная деятельность отличается не столько организацией процесса социального обучения, сколько самой передачей знаний от социума к личности и преобразованием информационного потенциала социума в знания отдельной личности. Это может быть участие обучающихся в массовых мероприятиях или включенность личности в познавательную деятельность с целью усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. Это может быть акция, посещение выставок, изучение рекламы, анализ телепередач, просмотр презентаций, презентация профессий и т.д.

Социальное обучение имеет свой объект и предмет исследования.

Объектом социального обучения является взаимодействие социума (информационного потенциала) и личности (социальной группы) с целью получения социальных знаний, навыков, умений, обеспечивающих разрешение личностью проблем социализации на различных этапах ее жизнедеятельности.

Предметом социального обучения является социально-педагогический процесс усвоения личностью социального опыта и приобретения социальных знаний, навыков, умений индивидом, социальных компетентностей личности, значимых для ее социализации.

Цель социального обучения представляет собой первую универсальную характеристику любой формы обучения. Цель социального обучения направлена, как правило, на улучшение реализации информационного потенциала социума. Цель социального обучения подлежит оценке и может быть оценена с точки зрения ее эффективности. Измеримость цели предполагает, что по описанию цели можно легко определить, насколько ее достижение улучшит текущее состояние совокупности знаний. Цель социального обучения проявляется в задачах по ее реализации и осуществляется с помощью задач обучения, вытекающих из соответствующей цели.

Цель социального обучения определяется социально значимыми характеристиками для человека. Они чаще носят стереотипный оттенок представляемого образа, субъективного но своей сути, имеют более широкий диапазон признаков проявления и критериев подтверждения в реальной жизни и нередко носят спорный, дискуссионный характер.

При объяснении цели социального обучения следует учитывать его интегративный характер, заключающийся в стремлении к единой цели двух равноправных составляющих обучения (ведущей, содержательной и ее обеспечивающей, организационной), которые дополняют друг друга.

При рассмотрении цели с точки зрения ее преобразующего воздействия на личность социальное обучение выступает как социальная деятельность, в частности социально-педагогическая деятельность, с вытекающими из этого последствиями обучения личности. В частности, важной целью социального обучения является формирование способности человека к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности.

При рассмотрении цели с точки зрения предоставления ресурсов, возможностей социума для разрешения проблем личности социальное обучение выступает как социально значимая профессиональная обеспечивающая деятельность, в большей мере направленная не столько на конечный результат, сколько обеспечивающая его, создающая благоприятные условия для качественного изменения (развития) личности.

Рассматривая социальное обучение как один из важнейших видов обучения, следует отметить, что оно реализуется на уровне социума и при активном его участии, в процессе которого осуществляется обучающее воздействие на личность по принципу "обучение всем миром". Но это воздействие носит специфический характер, проявляющееся в большей мере как взаимодействие, как обоюдный взаиморазвивающий процесс, нежели в прямом понимании этого слова как одностороннее воздействие на личность.

Поэтому целью социального обучения является, с одной стороны, формирование социально значимых знаний, навыков и умений у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой – отбор и предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих способностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме).

Главной целью социального обучения является достижение, формирование понимания социальной активности личности и умения ее реализовать на практике. Конечным результатом социального обучения должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом, а впоследствии и субъектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров – знаний, навыков и умений проявления социальной активности личности в поведении, поступках или деятельности. Это новая личностная характеристика, означающая способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на этот опыт, изменяя и обогащая его новыми педагогическими возможностями более высокого уровня.

Таким образом, цель представляет идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; "доведение возможности до ее полного завершения"

Результат социального обучения можно рассматривать прежде всего как итог, как реализацию цели социального обучения – сформированность знаний, навыков и умений проявления социальной активности личности в поведении, поступках или деятельности, как интегративный результат активности самой личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу.

Таким образом, результат социального обучения, равно как и цель, можно рассматривать также как текущий (промежуточный) результат в виде создания эффективных предпосылок преобразования педагогического потенциала социума в педагогические возможности личности (это может быть разработка плана социального обучения в образовательном учреждении; подготовка и внедрение проектов, программ, методик и техник, мероприятий по проблемам социального обучения) и как конечный результат в рамках качественных изменений самой личности, в ее познавательных параметрах, в появлении у нее знаний, навыков и умений в силу усвоения социального опыта и принятия его к руководству в своей жизнедеятельности.

Результат социального обучения в сущности проявляется прежде всего в человеке, в таких определяющих, принципиально важных его составляющих, как сознание, общение и деятельность. Результат представляет собой диалектическое, гармоничное единство необходимых знаний, личностных отношений, убеждений и обусловленных ими нравственных стимулов, мотивов поведения и действий личности. Эти составные части выступают как единая, нерасторжимая система. Ее единство означает невозможность формирования, анализа и оценки одного из этих компонентов вне связи с другими. Сам ход социального обучения предполагает обеспечение достижения социально ценностного результата, в том числе способности и готовности учащихся полноценно выполнять свои социальные роли, успешно адаптироваться в коллективе (в обществе) и др. Основными критериями, по которым можно судить о результате социального обучения, могут выступать обученность, в конечном итоге развитость человека. Показатели обученности характеризуются объемом (степенью, уровнем) овладения необходимыми знаниями, навыками и умениями. Социальное обучение направлено на качества, которые уже присущи личности и которые развиваются. Вместе с тем обученность можно представить и как степень соответствия личностного развития индивида поставленным педагогическим целям.

Важнейшим элементом реализации педагогического потенциала социума являются средства социального обучения.

Средствами социального обучения могут быть: средства массовой информации, социальная реклама, выставки, конкурсы, фестивали, конференции, спортивные соревнования, показы достижений науки и техники, Интернет и т.д. При этом, по сути, рядом они остаются педагогическими средствами. Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом социального обучения. Бурный рост потока информации, разнообразие носителей информации, "технологизация" общества значительно расширили представления о педагогических средствах как продуктах культуры и традиций воспитания, которые призваны обеспечить развитие участников социального обучения и решение педагогических задач. Термин "педагогические средства" выступает обобщающим для целой серии терминов, в том числе: наглядные средства, аудиовизуальные средства, оборудование, средства искусства (словесные, музыкально-звуковые, изобразительные, пластико-хореографические, мера, ритм, гармония и др.), средства массовой информации, технические средства воспитания и электронно-вычислительные машины и др. В частности, персональные компьютеры применяются в подсистеме управления социального обучения и позволяют создавать самые разнообразные информационные программы, создают условия для получения информации и усвоения ее в индивидуальном режиме, обслуживают поиск дополнительной информации, позволяют диагностировать эффективность обучения и воспитания подрастающего поколения.

Сегодня значительно расширен диапазон традиционных педагогических средств обучения и появился широкий диапазон средств социального обучения: сам социум и его педагогический потенциал, педагогические ресурсы социальной деятельности, педагогические возможности социальных отношений, педагогический потенциал социальных институтов, а также другие разновидности потенциала социума, хранящие или несущие социальный опыт, значимый для социализации личности и для социального обучения.

Социальное обучение в качестве важнейшего средства использует информационный потенциал социума.

Информационный потенциал социума – это совокупность информационных возможностей, ресурсов, имеющихся в социальных институтах, социальной деятельности, социальных отношениях, в социальном опыте индивидов, позволяющих сформулировать знания, навыки, умения определенной направленности: гуманитарные, технические, естественные знания и т.д.

Социальное обучение является непосредственным атрибутом социализации личности, которая начинается намного раньше традиционного обучения индивида. При этом социальное обучение играет важную роль в формировании познавательной среды личности и определяет весь его познавательный жизненный путь, в том числе и традиционное обучение, организованное в дошкольных образовательных учреждениях, средних общеобразовательных школах, высших учебных заведениях и т.д.

Поэтому социальное обучение не следует рассматривать как стихийный процесс усвоения индивидом знаний, навыков и умений в социальной среде. Средой следует управлять, тогда социальное обучение может носить целенаправленный характер. Среду, ее информационный потенциал следует изучать, тогда социальное обучение будет носить целенаправленный характер. Среду следует развивать или восстанавливать ее информационный потенциал, тогда социальное обучение будет носить стабильный характер. Среду следует целенаправленно реализовывать, использовать ее информационный потенциал, тогда будут приобретаться необходимые знания, навыки, умения, а процесс усвоения будет носить содержательный характер. Одним словом, со средой, с ее информационным потенциалом надо умело взаимодействовать, наполнять ее новым ОГЛАВЛЕНИЕм, совершенствуя формы и методы изучения, реализации и развития информационного потенциала социума.