Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма "Тренинг". В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, идет возврат к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма "Исследовательская практика". Основное ОГЛАВЛЕНИЕ работы — проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма "Мониторинг". ОГЛАВЛЕНИЕ и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Для реализации программы в школе целесообразно создать "Центр обогащения содержания образования", где могли бы накапливаться результаты детских исследований и творческих проектов, а также материалы и средства для их проведения.

Основные требования к уровню освоения содержания программы

Совершенствование познавательных потребностей. В ходе освоения программы, за счет максимального сближения учебной и познавательной деятельности младшего школьника, должны возрасти его познавательные потребности. Проводимые в рамках программы занятия, эксплуатируя природное детское любопытство, должны постепенно содействовать его трансформации в устойчивую познавательную потребность.

Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой детского отношения к процессу познания и по росту успешности основной учебной деятельности. Для повышения достоверности и снижения субъективизма можно воспользоваться "методом экспертных опенок" (сопоставить итоги наблюдений разных специалистов, работающих с данными детьми).

Развитие познавательных способностей. Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.

Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.

Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске оценить можно по следующим критериям:

• по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

• по степени овладения детьми такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска. Уровень сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Формирование у учащихся и их наставников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. В ходе реализации программы у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и прежде всего в сфере учебных занятий. "Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а исследование как стиль жизни", — считает автор идеи А. И. Савенков.

В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.