Лекция 1. Общая характеристика психологии труда

Одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, актуальной на всех этапах его развития, является совершенствование способов и форм, которыми оно производит необходимые для своего существования и развития средства, продукты. Существуют два принципиально разных, хотя и взаимообусловленных пути ее решения. Первый – технологический, состоящий в неуклонном технологическом совершенствовании, в прогрессе средств труда как таковых. Это базисный процесс развития производительных сил общества. Второй – организационный, связанный с совершенствованием уже не столько технической стороны трудовой деятельности (т. е. ее объекта), сколько с познанием особенностей самого субъекта труда – человека, с необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств. Часто организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация. Система субъективных особенностей очень разнообразна; в нее входят не только психологические характеристики человека, но и иные его особенности. Их комплекс обозначается понятием человеческого фактора трудового процесса. Поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин, среди которых важное место занимает и психология труда. Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как, например, физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки, организационная психология и др. Каждая из них, используя свои специфические средства, методы и знания, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности, ее гуманизацию, на повышение ее эффективности. Психология труда использует в этих целях всю систему данных, которой располагает современная психология, как общая, так и "отраслевая".

Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с иными психологическими дисциплинами достаточно условны. Психология труда – это, по существу, конкретизация всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия – труду.

Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи. Во-первых, повышение производительности, эффективности трудовой деятельности. Во-вторых, гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней. Решение этих задач возможно лишь в том случае, если будут созданы теоретические и практические предпосылки для решения иных – более частных, но также очень значимых – задач психологии труда. В настоящее время существует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т. е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Первая группа задач обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии и труда с общепсихологической проблематикой. К числу основных исследовательских задач психологии труда относят:

• исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;

• изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

• изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

• исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;

• изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности; установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности; разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;

• изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессустойчивости;

• раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;

• разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности; установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью;

• исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ "организационной среды" деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

• разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;

• развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме – проблеме профессиональной ориентации личности;

• оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;

• психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;

• разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, "вербовка");

• разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда; определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;

• разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;

• определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;

• разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее "мотивационного потенциала" и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;

• разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними, существует, например, и категория традиционных задач, которые являются пограничными между двумя рассмотренными выше категориями. В частности, это разработка в рамках психологии труда специального направления – профессиографического, суть которого – психологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Это и так называемая карьеровая психология, точнее – та ее часть, которая рассматривает психологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными, существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях "частной" психологии труда.