Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

Наиболее важными принципами, вытекающими из объектного фактора, являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принцип природосообразности

Истоки принципа. В педагогику принцип привнесен Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он рассматривал развитие ребенка как индивида во взаимодействии с природным и социальным окружением. Важность его признавали многие педагоги. И.-Г. Песталоцци писал: "Идея элементарного образования, теоретическому и практическому разъяснению которой я отдал большую часть своих зрелых лет,... есть не что иное, как идея природосообразного развития и формирования задатков и сил человеческого рода"[1].

Сущность принципа. Человек является природным существом и развивается по законам природы, в том числе и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность, динамика развития и воспитания конкретного человека. Отношение к человеку должно быть как к социально-природному существу. Принцип содержит в себе два компонента: природу в целом и человека как ее часть (собственно человеческую природу). Человека можно развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать, разрушить.

К основным требованиям принципа следует отнести необходимость:

– знать закономерности развития и воспитания человека и умение строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую деятельность;

– изучать, знать и учитывать нс только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие, и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогической работы;

– соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с объектом, средства их достижения с его адаптивностью, индивидуальными особенностями и возможностями, а также динамикой изменения;

– изучать при работе с детьми, имеющими особые нужды, особенности индивидуального, индивидуально- коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;

– учитывать в процессе социально-педагогической работы не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода)

Истоки принципа. Идею индивидуализации еще в конце XIX в. высказывал Дмитрий Андреевич Дриль (1846–1910) в отношении исправительно-воспитательных заведений. В последующем он обратил внимание на важность его для общей педагогики.

Сущность принципа. В основе принципа лежит принятие человека таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир по содержанию, возможностям в развитии, воспитании и взаимодействии с ним. Данный фактор обусловливает то, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, свои способы и свои методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и интересов.

Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

– началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;

– необходимо предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

– нужно учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять возможную гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;

– необходимо стремиться создавать наиболее "комфортные" условия для этого человека в процессе социально-педагогической работы с ним, направляя его целесообразное самопроявление и самореализацию.

Принцип гуманизма

Истоки принципа. Идеи гуманизма уходят еще к эпохе Возрождения (в Италии XIV–XVI вв., в других странах Европы конец XV–XVI вв.). Однако потребовалось много веков, чтобы эти идеи переросли в гуманистическое отношение к воспитанию растущего человека.

Сущность принципа гуманизма в социальной педагогике означает приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты и обеспечения его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

– развитие и воспитание направляется в интересах человека и должны способствовать его самосовершенствованию;

– воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и нс допускают саморазрушения личности;

– гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;

– в процессе взаимодействия с ребенком обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Особые требования предъявляются в процессе взаимодействия с детьми, имеющими особые нужды. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, обеспечивающие сто наиболее полное и целесообразное развитие, воспитание и самореализацию.

5.2.2. Принципы социальной педагогики, обусловленные субъектным фактором

Субъектный фактор важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата социально-педагогической деятельности.

Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: личностная обусловленность социально-педагогической деятельности (воспитания), личностного роста и авторитетности социального педагога и взаимосвязь профессионализма и результативности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности социально-педагогической деятельности

Истоки принципа. Личность формирует личность. Эта истина известна давно. Этим объясняется стремление специально готовить учителей, специалистов по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Попытки создать учебное заведение для подготовки учителей были в 1679 г. в г. Брауншвейге (Германия), в 1687 г. в г. Везеле, в 1701 г. в г. Кенингсберге. Первая учительская семинария в Европе открыта в Германии в 1748 г. при реальном училище Геккера в Берлине. В России Указом императрицы Екатерины II (1729–1796) от 7 сентября 1782 г. в обязанность комиссии об учреждении народных училищ возложено было "приготовление способных учителей".

Сущность принципа. Личность специалиста определяет своеобразие отношения к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает в передаче культуры от старшего младшему. Она олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, к его слову и деятельности, своеобразие культуры, которую он олицетворяет. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком, его индивидуальным стилем и реализуется им. В ее процессе происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Педагогическая деятельность конкретного человека, а тем более разных людей отличается в зависимости от ситуации. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенное обязательно впитает обаяние исполнителя, его эмоциональность, волевую напористость, искусство поведенческого и речевого воздействия.

Аналогичное явление можно наблюдать в актерской деятельности. Казалось бы, что это одно воспроизведение, одна среда – сцена, а результат обязательно отличается. Отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, других актеров, восприятия актерской деятельности зрителями, ощущением этого восприятия и других факторов.

Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от своего внутреннего, от тех проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель же такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.

Искусство педагогической деятельности педагога носит индивидуальный характер. Овладеть опытом определенной деятельности можно на уровне умения, но действенность и результативность ее будет другой. Она может быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его искусством деятельности, своеобразием личности. Можно овладеть опытом, но не обаянием, отношением к делу, чужим стилем индивидуальной деятельности.

Принцип личностной обусловленности педагога требует учета следующих рекомендаций:

– объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, его способность обеспечить результативность;

– в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (-ей) и на прогнозируемый результат;

– в ситуации, когда социальный педагог оказывается не соответствующим возможностям достижения прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;

– в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной деятельности социального педагога, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования его самосовершенствования;

– при овладении педагогическим опытом другого лица необходимо учитывать своеобразие его личности, то, в какой степени можно усвоить предлагаемые более эффективные методы, методики, средства и приемы социально-педагогической деятельности.

Принцип личностного роста и авторитетности социального педагога

Истоки принципа. Социальный педагог (учитель, воспитатель, родитель) непосредственно способствует формированию личности воспитанника. Его влияние во многом определяется привлекательностью и авторитетностью для воспитанника. Именно данный факт лежит в основе суждения С. Т. Шацкого: "Педагог должен вызвать явления роста (интеллектуального) у себя самого, тогда он будет жив и приемлем для детей, ибо будет полон интереса к ним. Дети эго всегда инстинктивно чувствуют"[2].

"Авторитет, – писал А. С. Макаренко, – нужная вещь, без него невозможно работать, а в семье это предмет самой первой необходимости"[3]. Об авторитетности родителя педагог писал, что, это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь не навязчиво, не надоедливо, не утомительно, представляя возможность детям самостоятельно выбираться из затруднения, формируя свой характер[4]. Это характеристика в полной мере соответствует характеру взаимоотношений и деятельности социального педагога.

Сущность принципа. Статус и назначение социального педагога (воспитателя, родителя) требует от него постоянного творческого самосовершенствования, достижений. Именно эрудированный, интеллектуально подготовленный социальный педагог, постоянно работающий над собой, интересен, привлекателен и авторитетен для своих воспитанников. Они активно взаимодействуют с ним, тянутся к нему.

Авторитет социального педагога (родителя, воспитателя) характеризуется высокой значимостью личных качеств и жизненного опыта воспитателя в глазах воспитанников, тех, с кем он работает, и основанной на этом силе влияния на их поступки и поведение.

Рекомендации, вытекающие из принципа личностного роста и авторитетности социального педагога:

– необходимость постоянной целенаправленной работы над собой – самосовершенствование. Это качество у социального педагога воспитывается в образовательном учреждении, со временем это стремление становится естественной потребностью личности;

– нельзя допускать отставания от реальной жизни, достижений в сфере профессиональной деятельности и интересов воспитанников, тех, с кем работает социальный педагог. Отстать от реальной жизни можно легко;

– необходимость постоянной заботы об авторитете социального педагога. Последний складывается на протяжении всей его жизнью и профессиональной деятельностью, а утрачивается в один миг.

Принцип взаимосвязи профессионализма и результативности деятельности социального педагога

Истоки принципа. Хорошо известно, что действенность воспитательной деятельности зависит от мастерства воспитателя. Чем выше профессионализм, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. С древнейших времен наставником детей определяли наиболее опытного и авторитетного человека, который может дать им лучшее и более эффективное.

Сущность принципа не требует специального раскрытия. Он диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального педагога. Эти критерии важны:

– при профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);

– организации работы с молодым специалистом;

– обеспечении прогнозируемого результата;

– повышении ответственности специалистов в профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовленность социального педагога определяется его компетентностью и внутренней потребностью реализовать себя в социально-педагогической деятельности в конкретных условиях и к определенному объекту.

Основные требования принципа:

– в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней);

– дифференцированный подход к определению субъекта социально-педагогической деятельности;

– специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

– в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

5.2.3. Принципы социальной педагогики, обусловленные средовым фактором

Средовый фактор либо усиливает действенность социально-педагогической деятельности педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует стремиться к использованию позитивного влияния на процесс социально-педагогической деятельности средовых факторов, либо направленных действий по нейтрализации или существенного снижения их негативного влияния.

Наиболее важными принципами, вытекающими из средовых факторов являются: культуросообразности, социальной обусловленности, средовой обусловленности, педагогизации среды, единства жизни и воспитания, открытости воспитательной среды.

Принцип культуросообразности

Истоки принципа. Ф.-А. Дистервег обосновал необходимость культуросообразного характера воспитания. Он подчеркивал, что "...при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, – одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной, для ученика"[5]. Каждый человек "находит при своем рождении иа свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже на определенной ступени культуры. Но он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть"[6]. Поэтому каждый человек – продукт своего времени, народа и его культуры. Всякое состояние культуры данного народа "есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние... Иными словами, мы должны поступать культуросообразно. Это культуросообразное поведение отвечает и современным требованиям"[7].

Сущность принципа. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности и соответствующей ей культуре. Он – их продукт. С культурой усваивается менталитет, который характерен для среды жизнедеятельности, и происходит реализация в ней.

Основные требования принципа:

– приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;

– наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);

– начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучаются па фоне родного языка и культуры;

– активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, достижения мировой культуры.

Принцип социальной обусловленности

Истоки принципа. Еще Платой отмечал, что характер правления в государстве способствует установлению определенных взаимоотношений между людьми, а они, в свою очередь, формируют и соответствующий тип человека. И.-Г. Песталоцци сделал вывод, что социальные отклонения, имеющие место в формировании подрастающего поколения обусловлены пороками общества. Чтобы их преодолеть, необходимо избавить от них само общество.

Сущность принципа. Социальный фактор обусловливает макрофактор социально-педагогического влияния на человека. Он во многом определяется своеобразием государственного устройства, идеологии, политики, религии, культуры и деятельностью социальных институтов. Эти и другие условия выступают социализирующими но своему влиянию на подрастающее поколение. Они способствуют усвоению растущим человеком ценностей, норм и правил, сложившихся в обществе, опыта социального поведения, культуры, а также функционированию механизма ее передачи.

Принцип социальной обусловленности определяет и другую сторону социального воспитания: для какой среды формируется своя личность, группа (социальной, педагогической, медицинской, воинской). Каждая социокультурная среда имеет собственные идеалы, ценности, традиции и обычаи, нравственные нормы и принципы, опыт профессиональной деятельности, определяющие менталитет людей, составляющих ее.

Принцип социальной обусловленности особенно важно учитывать при:

– организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность) осуществляется на определенном фоне;

– социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

– социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

– социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

– экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

Практическая воспитательная деятельность, направленная на подготовку подрастающего поколения для определенной социокультурной среды, призвана наиболее полно учитывать специфику ее культуры и перспективы ее передачи своим воспитанникам. Она строится на основе сложившихся традиций и опыта воспитательной деятельности в соответствующем учебном учреждении.

Принцип средовой обусловленности

Истоки принципа. Зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности обосновал И.-Г. Песталоцци. Он подчеркивал необходимость формирования благоприятной среды воспитания детей. Важность данного принципа видел и учитывал А. С. Макаренко. Он считал, что воспитание должно проходить в специально подготовленной среде. Это важно как в семье, так и в специализированном воспитательном учреждении.

Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (специально оборудованная комната в центре, домашняя обстановка, школа).

Средовые факторы – это те, которые непосредственно влияют на человека в процессе его взаимодействия с ними. Они несут в себе непосредственный социальный опыт и социальные роли, которые усваиваются растущим человеком в процессе социализации. Этим объясняется необходимость управления социальным окружением и взаимодействия человека в стимулировании через них целенаправленного индивидуального развития, социализации и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

Сущность принципа. Каждый фактор имеет свое воспитательное воздействие, особенности, которые необходимо учитывать социальному педагогу (воспитательный потенциал). Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным ОГЛАВЛЕНИЕм, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Эту специфику важно учитывать в воспитательной деятельности для ее стимулирования.

Основные требования принципа:

– для каждого воспитательного мероприятия существует наиболее благоприятная (недостаточно благоприятная, неблагоприятная) среда, что диктует необходимость ее учета в подготовке и реализации мер воздействия;

– с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать их наиболее полное достижение;

– социальному педагогу необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижать или нейтрализовать влияние негативных;

– факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;

– факторы среды нередко выступают средством воспитания ребенка. Это требует в работе с детьми умения прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы с ними.

Принцип педагогизации среды

Истоки принципа. Учитывая важность среды в воспитании человека, важно стремиться к тому, чтобы она воспитывала.

Принцип педагогизации среды обоснован С. Т. Шацким и его последователями. Он обращал внимание социального педагога на необходимость изучения и знания возможностей факторов среды, в которой осуществляется процесс воспитания или в которую попадет ребенок после воспитательного воздействия на него и использования этого знания в целенаправленной воспитательной работе с человеком в конкретных условиях. Среду педагог рассматривал как общественный фактор, так как ее влияние на ребенка носит общественный характер. Воспитательную работу по месту жительства – как общественно-педагогическую работу. Этим он обращал внимание на необходимость педагогизации влияния среды жизнедеятельности детей и подростков.

С. Т. Шацкий видел в педагогической среде воспитательный идеал более высокого уровня, чем представляет из себя каждый воспитанник в отдельности. Приближаясь к этому идеалу, воспитанник становится продуктом воспитательной среды. Она способствует усвоению ребенком той субкультуры, которая востребована в этом социуме. Поэтому нужно понять эту среду: видеть, чувствовать, прогнозировать и создавать то, что необходимо. В этом смысле среда выступает опережающим фактором в воспитании тех, кто ее составляет. Она выполняет функцию опережающего воспитания детей. Наиболее значительной в позитивном социально-педагогическом плане для педагога представлялась хорошо организованная педагогическая (воспитательная) среда школы. Исключительно важным фактором выступает и педагогизация среды семьи.

Сущность принципа. В основе принципа лежит необходимость изучения педагогической среды воспитательной деятельности, целенаправленного создания условий, требующихся в воспитательной ситуации, и управления средой жизнедеятельности ребенка в интересах его наиболее благоприятного развития и воспитания.

Требования принципа:

– среда представляет собой определенную субкультуру, что требует ее учета, а также умения влиять (создавать) наиболее целесообразную для воспитания конкретного ребенка культурную обстановку;

– знать цель, технологию и средовые условия воспитательной деятельности;

– направленно создавать условия (культурно-воспитательную среду), стимулирующие достижение воспитательной цели;

– целенаправленно использовать многообразие форм и методов включения воспитанника в воспитательную среду самореализации;

– предусматривать возможность нейтрализации и преодоления негативных факторов среды в воспитании;

– создавать условия, стимулирующие мотивацию и активизацию самопроявления воспитанника в воспитательной среде.

Принцип единства жизни и воспитания

Истоки принципа. Закон педагогики – обязательного усвоения молодыми поколениями опыта старших – создавал условия для возникновения идеи осуществления этого в условиях естественной жизни, вплотную подводил к мысли организации социального обучения и воспитания в единстве воспитания и жизни. Реализуясь, идея обретала определенные закономерности и правила, постепенно трансформируясь в принцип, что и было блестяще доказано в социально-педагогической системе А. С. Макаренко. Следуя от вековой народной традиции – "жизнь воспитывает", педагог сформулировал принципиально новую педагогическую установку – воспитание должно руководить всей жизнью ребенка, чем и достигается разрешение сложнейшей педагогической проблемы социального воспитания.

Этот подход был основополагающим в подготовке молодых поколений к самостоятельной жизни, их оптимальной социальной адаптации к ней. Единство воспитания и жизни определяет принцип и форму организации воспитательного процесса в отношении детей. В нем конкретизируется цель воспитания, органично преломляясь в педагогике в связи с жизненными и практическими делами, в которые включались дети. Оно создает ту необходимую гармонию и оптимальность в разрешении проблемы общих и индивидуальных целей воспитания – процесса социализации в целом.

Сущность принципа. Жизнь определяет цели, ОГЛАВЛЕНИЕ и способы осуществления воспитательного процесса. Она подсказывает основные организационные формы и методы педагогической работы воспитателей. Реальная практика является главным критерием успешности и результативности воспитательного процесса. Единство воспитания и жизни создает условия для организации и осуществления воспитательного процесса как целостного явления, дающего высокий совокупный результат. Этот принцип предполагает постановку реальных общественно и личностно значимых целей, чем и достигается гармония природо- и культуросообразного, соединение социального воспитания с общей пользой в подготовке подрастающего поколения для общества.

Основные требования принципа:

– цели воспитания определяются потребностями самой жизни;

– жизнь помогает определить способы достижения целей воспитания (организационные формы и методы воспитания);

– критерии оценки воспитанности определяются из жизненного опыта и потребностей жизни;

результат воспитания оценивается самой жизнью.

Принцип открытости воспитательной среды

Истоки принципа. Важность естественной, открытой воспитательной системы была обоснована и раскрыта В. Н. Сорокой-Росинским и А. С. Макаренко. В ее создании они видели важнейший фактор формирования личности ребенка, способствующий приобретению им необходимого для социокультурной среды потенциала в адаптации и самореализации. Закрытая воспитательная система имеет тенденцию к загниванию. Все тенденции негативного характера, которые возникают в процессе воспитания, в закрытой системе сохраняются и соответствующим образом сказываются на воспитании.

Сущность принципа. Естественная открытая среда развития и воспитания наиболее полно отражает социокультурное своеобразие общества, в котором живет растущий ребенок. Она способствует его постепенному развитию, формированию как личности, усвоению соответствующих социокультурной среде ценностей, принципов, норм и правил, опыта социального поведения и деятельности. В процессе воспитания в образовательном (специальном образовательном) учреждении требуется, чтобы среда воспитания носила открытый характер, не замыкалась сама в себе и не превращалась в замкнутое пространство, максимально отражая своеобразие социокультурной среды жизнедеятельности ребенка.

Требования принципа:

– воспитание осуществляется в среде, носящей открытый, доступной для общества и лиц, заинтересованных во взаимодействии с ней, характер;

– обеспечение единства жизни воспитателей и воспитанников;

– создание наиболее благоприятных возможностей для взаимодействия воспитанника с естественной средой жизнедеятельности, усвоения и проявления социального опыта;

– обеспечение доступа воспитанника к источникам национальной и региональной культуры;

– предоставление возможности каждому ребенку получения образования;

– защита прав и личного достоинства и ребенка, и воспитателя.

5.2.4. Принципы социальной педагогики, обусловленные технологическим фактором

Технологический фактор – это фактор, определяющий учет закономерностей собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По своей сущности его принципы – это принципы воспитания общей педагогики. В них в значительной степени отражается учет закономерностей технологии воспитания. К этой категории относятся:

– принцип целенаправленности;

– принцип систематичности, последовательности, комплексности;

– принцип опоры на положительное в личности;

– принцип сознательности и активности в воспитании.

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них или какая- либо группа еще нс определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одной или нескольких сторонах деятельности, определяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем более высокий результат в ней можно получить.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему (система принципов) в социальной педагогике. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным принципам неизбежно ведут к снижению или непрогнозированности результата деятельности. Именно система принципов обеспечивает учет основных требований закономерностей социально-педагогической деятельности и способствует ее эффективности.