Общая характеристика нормативной базы курса "Прокурорский надзор"

Курс "Прокурорский надзор" является правовой юридической дисциплиной, поскольку предмет ее изучения -правовые нормы, определяющие назначение, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций. Эти нормы закреплены в законах, иных нормативных актах, которые в своей совокупности образуют правовую основу организации и деятельности прокуратуры РФ и одновременно являются нормативной базой курса "Прокурорский надзор".

Организация и деятельность прокуратуры регулируется множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы.

В числе источников права о прокуратуре следует назвать Конституцию. В ней закреплен ряд статей, в той или иной мере относящихся к прокуратуре. Это ст. 71 (п. "о"), 83 (п. "е"), 129. В этих статьях сформулированы общие положения, связанные с определением места прокуратуры в системе государственного механизма и характером взаимоотношения прокуратуры с отдельными ветвями государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием). Здесь сформулированы принципы организации прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, иных прокуроров.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" является комплексным нормативным актом, в котором детально урегулированы вопросы, связанные с организацией и деятельностью прокуратуры. Закон определяет систему и организацию прокуратуры, правовой статус прокурора, функции прокуратуры, полномочия прокуроров. В законе значительное место уделено регламентации порядка прохождения службы и требованиям к кадрам органов и учреждений прокуратуры, мерам правовой и социальной защиты прокурорских работников.

Нормы, определяющие правовое положение прокуратуры, содержатся в иных федеральных законах. Так, процессуальное положение прокурора, его полномочия при осуществлении функций, связанных с надзором за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, участие прокуроров в рассмотрении дел судами, закреплены в процессуальных кодифицированных нормативных актах: УПК, ГПК, ЛПК, КоЛП; Законах о полиции, об ОРД, Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и др.

Отдельные вопросы, касающиеся прокуратуры, регулируются: а) указами Президента РФ (например, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567); б) постановлениями Правительства РФ (например, постановление от 25.03.1996 № 352 "Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чипы").

Составной частью правовой основы организации и деятельности прокуратуры как субъекта международно-правовых отношений являются международные и межгосударственные конвенции, договоры и соглашения. Например, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи (19.19 г.); Минская конвенция и правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.); Европейская конвенция о выдаче (1957 г.).

В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, регулирующими вопросы организации работы прокуратуры, связанные с выполнением отдельных направлений деятельности. В их числе, например, приказы от 02.06.2011 № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", от 16.01.2012 № 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности".

В ряде случаев при рассмотрении вопросов об организации и деятельности прокуратуры необходимо учитывать акты органов судебной власти. В их числе: постановления Конституционного Суда РФ о конституционности отдельных положений Закона о прокуратуре (например, постановления от 18.02.2000 № 3-П; от 11.04.2000 № 6-П; от 17.07.2002 № 13-П; от 18.07.2003 № 13-П); руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам, связанным с деятельностью прокуратуры (например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").