Общая характеристика международных источников избирательного права

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международным договором РФ является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами, с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2

Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

Общепризнанными принципами международного права являются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного (π. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации").

В настоящее время действует достаточно большое количество международных актов, закрепляющих нормы избирательного права, часть из которых является универсальными и распространяется на большинство стран мира, другие же имеют региональную природу и действуют в отношении определенной группы государств, связанных географически.

Основополагающим универсальным международным актом в области избирательного права стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Статья 21 Декларации установила право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей; право каждого на равный доступ к государственной службе в своей стране. В Декларации подчеркивается, что воля народа должна быть основой власти правительства; она должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Другим важным международным источником избирательного права стал Международный пакт "О гражданских и политических правах", ст. 25 которого закрепляет право каждого гражданина иметь возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Среди региональных международных источников избирательного права в первую очередь следует выделить Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция прямо не закрепляет нормы, касающиеся избирательного права, но содержит гарантии его реализации. Так, в ст. 10 Конвенции закреплена свобода выражения мнения, свобода придерживаться своего мнения и свобода получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов. Также Конвенция предусматривает свободу мирных собраний, свободу ассоциации с другими, что играет огромное значение для деятельности избирательных объединений и осуществления предвыборной агитации (ст. 11). 20 марта 1952 г. в Париже был подписан Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 3 которого закрепила обязанность государств-участников проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

К числу региональных международных источников следует также отнести Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. Данный акт относит институт свободных выборов через разумные промежутки времени путем тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования в условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей к числу элементов справедливости. При этом для того, чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства – участники Документа взяли на себя ряд обязательств: проводить свободные выборы с разумной периодичностью, как это установлено законом; допускать, чтобы все мандаты по крайней мере в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов; гарантировать взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; обеспечивать, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщение о нем были честными, а официальные результаты опубликованы; уважать право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации; уважать право отдельных лиц и групп лиц создавать в условиях полной свободы свои политические партии или другие политические организации и предоставлять таким политическим партиям и организациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти; обеспечивать, чтобы не устанавливались какие-либо юридические или административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе; приглашать наблюдателей от любых других государств – участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и любых соответствующих частных учреждений и организаций, которые пожелают этого, наблюдать за ходом их национальных выборов в объеме, допускаемом законом.

Еще одним международным актом, ставшим источником избирательного права, является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, заключенная в Кишиневе 7 октября 2002 г.

Конвенция указывает, что демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

Государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) признали, что стандартами демократической избирательной системы являются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечивается судебными, административными и иными средствами защиты.

Конвенция урегулировала такие принципы, как: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, периодические и обязательные выборы, открытые и гласные выборы, свободные выборы, подлинные выборы, справедливые выборы. Также в Конвенции закреплены основы деятельности избирательных комиссий, финансирования выборов и избирательной кампании кандидатов, политических партий, информирования избирателей и предвыборной агитации, статуса и полномочий национальных и международных наблюдателей.

В Конвенции оговаривается, что государства-участники обязуются: предпринимать необходимые меры к тому, чтобы полная законодательная база выборов принималась национальным законодательным органом и правовые нормативы, обеспечивающие проведение выборов, не устанавливались актами исполнительной власти; предпринимать необходимые законодательные меры к тому, чтобы обеспечивать женщинам справедливые и реальные, наравне с мужчинами, возможности реализации права избирать и быть избранными в выборные органы, на выборные должности как лично, так и в составе политических партий в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными конституцией, законами, а также создавать дополнительные гарантии и условия для участия в голосовании лицам с физическими отклонениями (инвалидам и др.); осуществлять регистрацию (учет) избирателей на основе законодательно установленной недискриминационной и действенной процедуры, предусматривающей такие параметры регистрации (учета), как возраст, гражданство, место жительства, наличие основного документа, удостоверяющего личность гражданина; содействовать формированию политических партий и их свободной законной деятельности, законодательно регулировать финансирование политических партий и избирательного процесса, обеспечивать, чтобы законы и государственная политика осуществляли разделение партии и государства, проведение избирательных кампаний в атмосфере свободы и честности, способствующей тому, чтобы партии и кандидаты свободно излагали свои взгляды и оценки, положения предвыборных программ (платформ), а избиратели знакомились с ними, обсуждали их и голосовали "за" или "против" свободно, не опасаясь наказания или какого бы то ни было преследования; обеспечивать принятие мер, гарантирующих беспристрастность в освещении избирательной кампании средствами массовой информации, в том числе в сети Интернет; обеспечивать создание независимых беспристрастных избирательных органов, организующих проведение демократических, свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов.