Общая характеристика античной экономической мысли

Источниками, по которым можно судить об экономической мысли античного общества, являются, прежде всего, философские произведения.

Литературное наследие известного греческого философа и историка Ксенофонта (ок. 430 – ок. 356(5) до н.э.) достаточно велико. Два его произведения посвящены экономическим вопросам – это сочинение "О доходах", в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин и "Экономикос", в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства[1].

Знаменитый греческий философ Платон (427– 347 до н.э.) специально нс занимался экономическими вопросами. Но в "Диалогах" и "Законах", посвященных совершенствованию системы государственного устройства, он писал и о хозяйственных проблемах. В произведении "Государство" Платон представил проект идеального государства.

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля (384–322 до н.э.). Экономические вопросы Аристотель рассматривал в произведениях, посвященных этике и политике, т.е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены его экономические взгляды, являются "Политика" и "Никомахова этика".

Отдельные теоретические проблемы встречались в хозяйственных сочинениях древнеримских аграриев. Трактат Марка Порция Катона Старшего (234–149 до н.э.) "О земледелии" – наиболее ранний из известных нам памятников латинской аграрной прозы. В этом произведении еще нет систематического изложения знаний о земледелии, но даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные, однако, какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина.

Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрои (116–27 до н.э.). Его экономические взгляды представлены в произведении "О сельском хозяйстве", написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, уходе за скотом, разведении домашней птицы, рыбы, пчеловодстве.

Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности т руда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель-аграрий Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В трактате "О сельском хозяйстве" им последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поместье, полезные сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

Предмет. С известной долей условности, античную экономическую мысль можно разделить на два направления: "политико-экономическое", представленное трудами Ксенофонта, Платона, Аристотеля, сосредоточившихся на проблемах макроуровня – роли и значении государства, вопросах социального устройства общества, справедливой цене, разделении труда, деньгах и их функциях, и "агрономическое", представленное работами Катона, Варрона и Колумеллы. Последние занимались практическими проблемами организации и функционирования крупного и среднего хозяйства, т.е. объектом их изучения стали вопросы оптимизации деятельности, циклы сельскохозяйственных работ, колебания цен, вопросы разделения труда, эффективности работы раба и возможности ее повышения, т.е. проблемы микроэкономики.

Метод. Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность исследования, в то время как для древнеримских мыслителей, исследовавших экономические проблемы, на первом плане были практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Новизной экономической мысли античных авторов стало стремление не только описать экономические явления современного им общества, но и объяснить их.

Ими использовался как нормативный подход, основанный на идеях "естественного порядка" и морально-этических оценках, так и позитивный метод, основанный на изучении действительности с помощью логических конструкций, умозаключений, абстракций. Достаточно широко применялся и метод систематизации. Некоторые античные ученые, например Аристотель, использовал конкретные материалы о государственном устройстве и законы эллинских государств. Он впервые проанализировал экономические закономерности современного ему общества, разделяя политику и экономику: политика занимается государственным устройством, а экономика – домашним хозяйством.