Лекция 1. Общая характеристика адвокатской деятельности и адвокатуры

Адвокатура является составной частью юридической науки. Каждая наука, в том числе и общественная, имеет свой объект и предмет исследования.

Под предметом исследования понимается отдельный круг проблем, а также изучаемая сторона объективной действительности. Адвокатура как отрасль юридической науки направлена на реализацию общественно значимых явлений демократического общества, связанных с предоставлением квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Деятельность адвоката (адвокатская деятельность), участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, носит публично-правовой характер.

Адвокатская деятельность — центральное понятие Закона об адвокатуре, основа деятельности юриста, обладающего определенными критериями, специальным статусом во исполнение поставленных законом целей и задач. Адвокатская деятельность — это социальный инструмент, призванный обеспечить благополучие граждан и организаций (юридических лиц) в сфере получения квалифицированной правовой помощи.

Понятие адвокатской деятельности, представляет собой особую правовую конструкцию. Адвокатская деятельность может существовать как обособленно от иных отраслей права, так и в совокупности с самостоятельными правовыми институтами.

Адвокатская деятельность включает в себя следующие составляющие: 1) наличие квалифицированной юридической помощи; 2) квалифицированная юридическая помощь должна оказываться на профессиональной основе; 3) квалифицированная юридическая помощь оказывается исключительно лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре; 4) квалифицированная юридическая помощь предоставляется физическим и юридическим лицам; 5) квалифицированная юридическая помощь предоставляется в целях защиты их прав, свобод и интересов, и, наконец, 6) адвокатская деятельность направлена на обеспечение доступа к правосудию.

Рыночная реформа, новые факторы социального динамизма последовательно привели к изменению законодательства и ставят на повестку дня проблемы повсеместного и квалифицированного оказания юридической помощи. Общественная практика предъявляет повышенные требования к качеству оказания квалифицированной юридической помощи, профессиональной подготовке адвоката.

Конституция РФ, отдавая приоритет правам и свободам человека и гражданина, провозгласила безусловное право граждан на судебную защиту (ст. 46). В правовом государстве каждому человеку должно быть обеспечено равенство возможностей в обладании и пользовании этим правом. Важная роль в реализации этого положения принадлежит российской адвокатуре. Особенность ее положения состоит в ее негосударственном характере.

Проблемы права на судебную защиту в настоящее время, в условиях постоянного изменения законодательства и нестабильности правовой системы, приобретают повышенную общественную значимость. Граждане и организации широко используют предоставленное им конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи от лиц, отвечающих специальным требованиям и имеющих особый статус адвокатов, уполномоченных осуществлять судебную защиту и представительство по различным категориям уголовных, гражданских административных дел от имени и в интересах обращающихся к ним лиц.

Эффективные результаты деятельности работника любой профессии, в том числе и адвоката, зависят как от него самого, так и от взаимосвязанных между собою деловых качеств, которыми он обязательно должен обладать. Это — хорошо знать суть и ОГЛАВЛЕНИЕ своей работы, обладать необходимыми теоретическими и практическими навыками для ее выполнения, кроме того, добросовестно относиться к выполнению своих профессиональных обязанностей.

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно".

Согласно Основным положениям о роли адвокатов, принятым на восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке, США, "правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получали соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом".

Конституция РФ содержит необходимый с точки зрения современной мировой конституционной практики перечень процессуальных и институциональных гарантий обеспечения полноценного статуса личности. К их числу относятся: право на квалифицированную юридическую помощь, право на судебную защиту прав и свобод (в том числе на обжалование в суд незаконных действий (бездействия) и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц); право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом; право на защиту; право не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников; презумпция невиновности; право на свободу и личную неприкосновенность (арест допускается только по судебному решению); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; право обращаться в межгосударственные органы за защитой прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, и некоторые другие.

Проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет, помимо чисто правового содержания, также политический, социокультурный, экономический и ряд других аспектов. Квалифицированная юридическая помощь в обстановке усложняющейся правовой системы и включения личности в общественную жизнь — политику, экономику, культуру- становится непременным условием ее социальной активности, а нередко и условием выживания.

Однако формальное (декларативное) провозглашение прав и свобод личности может и не иметь существенной практической ценности без наличия эффективного правового механизма обеспечения этих прав и свобод, без развитой системы юридических, прежде всего конституционных, гарантий их обеспечения.

Суть адвокатуры и адвокатской деятельности в России как института, призванного защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, начиная с 1917 г. длительное время по политическим мотивам искажалась.

В действовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР, утвержденном Законом РСФСР от 20.11.2980, в числе задач адвокатуры предусматривалось "содействие осуществлению правосудия", что противоречит самой сущности адвокатуры.

В настоящее время, особенно в связи с принятием Закона об адвокатуре, понятие института адвокатуры и сама адвокатская деятельность существенно изменились. Они стали более самостоятельными и независимыми от диктата исполнительной ветви государственной власти.

Данный Закон наделил органы самоуправления адвокатуры (Федеральная палата адвокатов РФ и др.) как в области кадровой политики, так и в области организации внутренней жизни адвокатуры, полномочиями, сохранив за государственными органами лишь функцию контроля (ведение реестров адвокатов, участие в работе квалификационных комиссий).

Юридическая помощь — это не просто одна из профессиональных услуг, а необходимое условие реализации конституционных и иных прав граждан. Вот почему столь значительна роль юристов, в частности адвокатов, имеющих особый статус и специальные профессиональные навыки в современном обществе.

На восьмом Конгрессе ООН (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) были приняты Основные принципы, касающиеся роли юристов. Этот обширный документ содержит комплекс рекомендаций принципиальной важности. Их главное назначение — определить цивилизованные, соответствующие современным представлениям о правовом государстве и правах человека способы взаимодействия юристов с теми, кто нуждается в их помощи, способы участия государства в подготовке квалифицированных юридических кадров, оказания юридической помощи малоимущим, обеспечения гарантий деятельности адвокатов и др.

Эти конституционные положения нашли свое отражение и в специальных законах, в частности, в Законе об адвокатуре, уголовно-процессуальном1, гражданском процессуальном законодательстве.

Право на юридическую помощь в том или ином виде закреплено в абсолютном большинстве конституций стран мира. В историческом плане показателен тот факт, что это право было закреплено еще в Конституции США 1787 г., точнее в VI поправке к ней, датированной 1791 г., которая предусматривала, что "во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление. Обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты".

С последней фразы "пользоваться помощью адвоката для защиты" и начинается история конституционного закрепления института адвокатуры.

До этого исторического момента представители различных сословий прибегали к услугам адвокатов в уголовном процессе в Англии и некоторых других европейских странах уже не одно столетие. Это право за долгую историю своего существования то почти исчезало или превращалось в фикцию (с превращением состязательного процесса в инквизиционный), то возрождалось. С утверждением конституционализма сначала в Англии (XVII в.), а затем в Северной Америке (XVIII в.), право на защиту с помощью специально подготовленных юристов стало превращаться в реальную гарантию справедливого уголовного процесса, и соответственно, свободы личности.

Конституционное право развитых капиталистических стран стало закреплять право на юридическую помощь в основном с конца XX в. Так, в Конституции Португалии 1979 г. это право было закреплено в ст. 20 "Доступ к правовым актам и в суды", которая предусматривает, что "каждому гарантируется доступ к правовым актам и защита его прав и законных интересов в суде, причем в правосудии не может быть отказано вследствие недостатка экономических средств; каждый имеет право согласно закону на юридическую информацию и консультации, а также на судебную защиту".

Позже право на юридическую помощь было закреплено основным законом СССР — Конституцией 1977 г., Конституцией Испании 1978 г., Канадской хартией прав и свобод (приложение "В" к Конституционному акту 1982 г.), Федеральным конституционным законом Австрии от 29 ноября 1988 г. "О защите личной свободы".

Для новейших конституций многих зарубежных стран закрепление права на юридическую помощь является в настоящее время скорее правилом, чем исключением.

В современной теории право на юридическую помощь относится к конституционным гарантиям прав и свобод человека, и в том числе к гарантиям правосудия. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату.

Занимаясь адвокатской деятельностью — квалифицированной юридической помощью, адвокат должен строить свои отношения с клиентом на конфиденциальной основе. При этом он не вправе разглашать доверенные ему сведения (адвокатская тайна). Этот признак адвокатуры придает ей определенное сходство с деятельностью священнослужителей (религиозных объединений), обязанных хранить тайну исповеди так же, как адвокаты обязаны хранить адвокатскую тайну. Защитники должны служить человеку, ни в коем случае своей "защитой" не навредить ему и никогда не оставлять его без сочувствия и посильной юридической помощи.

Основные принципы, касающиеся роли юристов, закрепили: "Правительства признают и обеспечивают конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей".

Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов (Нью-Йорк, 7 сентября 1990 г.) гласят: независимость адвокатов при ведении дел должна гарантироваться с тем, чтобы обеспечить оказание свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи. Адвокатам должны быть предоставлены возможности обеспечения конфиденциальности отношений с клиентом, включая защиту обычной и электронной системы всего адвокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок, а также обеспечение защиты от вмешательств в используемые электронные средства связи и информационные системы.

Кодекс поведения для юристов в Европейском сообществе (Страсбург, 28 октября 1998 г.) относит к основным признакам адвокатской деятельности обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия; требованием конфиденциальности определяются права и обязанности адвоката, имеющие фундаментальное значение для профессиональной деятельности; адвокат должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему самим клиентом или полученной им относительно его клиента или других лиц в ходе предоставления юридических услуг; при этом обязательства, связанные с конфиденциальностью, не ограничены во времени (п. 2.3).

Защитник не имеет права сообщать — никому и нигде — сведения о преступлении, о личной жизни подзащитного или обратившегося за юридической помощью, сведения, полученные из материалов дела, и т.д. Адвокатский гонорар или мотивы отказа принять поручение также, по нашему мнению, относятся к адвокатской тайне1.

Право на юридическую помощь в современном понимании значительно шире, чем право на помощь адвоката только в судопроизводстве. Юридическая помощь может потребоваться в любой жизненной ситуации, часто никак не связанной с судебным разбирательством. Поэтому действующее российское законодательство гарантирует право на юридическую помощь не только в уголовном процессе, но также во многих других сферах взаимоотношений государства и личности.

Право на юридическую помощь лиц, лишенных свободы по приговору суда, закреплено также в УИК. Для получения юридической помощи осужденным по их заявлению могут предоставляться свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию осужденного и указанных лиц свидания могут предоставляться наедине. УИК гарантирует получение юридической помощи адвоката в ч. 8 ст. 12: "Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи". Продолжительность свиданий осужденного с защитником регламентируют Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, ограничивая четырьмя часами (п. 83).

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в числе видов психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемых государством, называет консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях (ст. 16).

Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусматривает правило, в соответствии с которым клиентам социальных служб предоставляются консультации по вопросам социально-правовой защиты (ст. 13).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободное посещение их адвокатом, нотариусом, а также на бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством.

Юридическая помощь и как принцип, и как предмет правового регулирования, и как вид профессиональной деятельности приобретает реальное значение и подлинную социальную ценность в гражданском обществе лишь в условиях торжества законности и правопорядка, обеспечиваемого правовым государством. Законность представляет собой определенный режим общественной и государственной жизни. Это основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в государстве.

Государственный произвол, своеволие и безнаказанность чиновного аппарата, отсутствие подлинно независимой судебной власти представляют собой, по сути, отступление от принципов правового государства и делают юридическую помощь неэффективной, обесценивают ее значение.

Содержательная характеристика юридической помощи охватывает широкий круг действий адвоката: помощь клиенту в поиске необходимого нормативного правового акта; разъяснение его содержания; содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа; аргументация позиции; определение органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему; осуществление представительства в суде или ином органе; ведение защиты по уголовному делу или отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т.д.

По характеру преобладающих видов юридической помощи и способов защиты условно принято выделять адвокатуру судебную и адвокатуру "бизнеса".

Зарождающийся юридический бизнес — одна из основополагающих составляющих успешной рыночной системы.

Очень тонка грань между статусом добропорядочного гражданина, законопослушного бизнесмена и тюрьмой, в особенности в агрессивной среде конкуренции на иностранных рынках. Ввиду глобализации и интенсивного развития рынка услуг и предпринимательской деятельности рождается необходимость в правовом обеспечении, превращающемся в самостоятельное бизнес-направление. Построение долгосрочных отношений с региональными, национальными и международными клиентами, профессиональное отношение к управлению юридической практикой становятся ключевыми факторами выживания.

Для судебной адвокатуры характерно функционирование при судах, использование правосудия и судебной трибуны для обеспечения защиты законных интересов своих клиентов — физических и юридических лиц. В данном случае адвокат вторгается в правоотношения сторон в условиях уже существующего правового конфликта, находя способы его разрешения в интересах доверителя (подзащитного) с участием правоохранительных органов и суда.

Адвокаты "бизнеса" осуществляют юридическую помощь (бизнесмену, предпринимателю, коммерсанту и их объединениям) на более ранних этапах, ставя перед собой задачу предотвращения возможных правовых конфликтов (медиация). В их задачу входит правильное оформление договорных отношений, разрешение преддоговорных споров, своевременное консультирование клиента во избежание возможных материальных потерь.

Судебно-правовая реформа привела к повышению роли адвоката как субъекта оказания юридической помощи при выполнении функции судебного представительства не только в силу усложнения правовых отношений, но и в связи с изменениями статуса суда.

Тенденцией развития отечественного законодательства периода реформ является явное дистанцирование суда от участников процесса — суд не выполняет ныне патерналистскую (покровительственную) функцию, связанную с опекой социально незащищенных граждан. Малоимущий гражданин остался один на один с "сильными (в финансовом отношении) мира сего".

Так, согласно УПК суд не обязан обеспечивать реализацию принципа объективности, всесторонности и полноты исследования обстоятельств дела. Он лишь создает условия для соответствующей деятельности сторон (ч. 3 ст. 15). И хотя в новом ГПК воспроизводится положение о том, что суд должен "предупреждать о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий и оказывать лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав" (ч. 2 ст. 12 ГПК), формализм правосудия и его отчуждение от населения продолжают нарастать.

Тому способствуют и новации отечественного судоустройства. Так, судьи уже не избираются населением района и не отчитываются перед избирателями. Ликвидирован институт народных заседателей, ранее избиравшихся трудовыми коллективами и отчитывавшихся перед ними о своей судебной деятельности (общественный контроль). Правосудие стало всецело прерогативой чиновника юридического ведомства в судейской мантии со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Судебная система выстроена по вертикали, что может использоваться как инструмент давления на суд. Славу о мздоимстве в судейском сообществе поддерживают на всех уровнях власти, в том числе и судебной. Граждане все меньше доверяют суду, а суд все стремительнее утрачивает авторитет в глазах общества.

Законодатель также вносит свою "бесценную" лепту в дискредитацию судебной власти. Принимая законы, которые не работают и не будут работать в силу того, что их невозможно применять, законодатель изначально ставит судебную власть в беспомощное положение.

Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его неподкупности и беспристрастности судьи обязаны принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

2 января 2004 г. VI Всероссийский съезд судей утвердил Кодекс судейской этики, который налагает на представителей Фемиды обязанности и правила поведения как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности. Нарушения судьями законов или норм поведения и этики должны рассматриваться квалификационными коллегиями судей, которые в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" вправе применять различные меры дисциплинарного воздействия. Привлечением судьи к дисциплинарной ответственности также можно манипулировать, что является существенным рычагом влияния и давления на него.

С возрождением в России цивилизованного гражданского общества и хозяйственного оборота возникла острая необходимость в высококвалифицированных юристах, которые в состоянии оказывать юридическую помощь в разрешении возникающих в этом обороте юридических проблем. В настоящее время в России статусом адвоката обладают более 50 тыс. юристов. Но и этого все равно очень мало для такого огромного государства, как Россия.

Деятельность адвокатуры не заключается только в реализации права обвиняемого на защиту. Ранее при наличии плановой экономики большинство хозяйственных споров решались штатными юристами предприятия, так называемыми юрисконсультами, и роль адвоката сводилась в основном к осуществлению защиты по уголовным делам.

В настоящее время центр тяжести в работе адвокатов переместился с защиты прав отдельного человека в уголовном процессе (судебная адвокатура) к защите его экономических прав и интересов бизнеса в гражданско-правовых отношениях (адвокатура "бизнеса").

При этом необходимо отличать юридическую помощь от правовой помощи. Если в первом случае юридическую помощь осуществляет адвокат, то в соответствии с международными договорами РФ правовая помощь по гражданским, семейным и уголовным делам осуществляется государственными органами путем обысков, выемок и других процессуальных действий (ст. 453—456 УПК).

Согласно нормам международного права каждый гражданин имеет "право на адвоката", гарантирующее каждому доступ к правосудию.

Таким образом определил роль адвоката и Европейский Суд по правам человека 21 февраля 1975 г. в деле Голдер против Соединенного Королевства. В частности, в своей жалобе Голдер утверждал, что отказ министра внутренних дел разрешить ему — заключенному проконсультироваться у адвоката является нарушением Конвенции, гарантирующей право доступа к правосудию. Суд, истолковав п. 1 ст. 6 Конвенции, обоснованно пришел к выводу о том, что невозможность воспользоваться услугами адвоката является нарушением права на доступ к правосудию. Суд установил, что отказ заключенному вступить в переписку с адвокатом является существенным нарушением права на доступ к правосудию, поскольку контакт с адвокатом является предварительным шагом к возбуждению дела. Довод ответчика о том, что после выхода из тюрьмы Голдер имел возможность обратиться в суд по своему выбору и таким образом реализовать право на доступ к правосудию был обоснованно отклонен судом в связи с тем, что создание препятствий для действенного осуществления права, даже если такое препятствие носит временный характер (на период нахождения Голдера в тюрьме), может оказаться равносильным нарушению указанного права.

Характеристика института адвокатуры раскрыта в ст. 3 Закона об адвокатуре, где, в частности, говорится о том, что:

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

Адвокатура в настоящее время в организационном плане формируется по территориальному принципу, а не при судах, как это было в царской России до 1917 г. — в одном регионе действует только одна адвокатская палата, ибо замкнутость адвокатуры при судах вела к определенному ограничению прав граждан на защиту и к определенной зависимости адвокатуры от судебной власти.

Помимо прямого указания в законе эффективная защита адвокатами прав и законных интересов физических и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи обеспечивается также многими демократическими правовыми принципами организации и деятельности института адвокатуры, такими как: гуманизм, законность, добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней, самоуправление и независимость адвокатуры от государственного и иного вмешательства в ее дела, тайна сведений, доверенных адвокату клиентами и др. Система данных принципов определяет сущность адвокатуры и отличие ее от других элементов правозащитной системы общества — государственных правоохранительных органов, правозащитных общественных организаций России.

Сущность адвокатуры как одного из важнейших элементов правозащитной системы гражданского общества можно определить следующим образом.

Адвокатура является негосударственным и некоммерческим добровольным профессиональным объединением квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданным для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов. В этом определении заложена суть явления — адвокатура служит не защите интересов государства или правосудия, а представляет и защищает негосударственный, частный интерес.

Как отмечал в свое время Е. В. Васьковский, "адвокатура представляет собой не заместительницу тяжущихся, как субъектов процесса, а фактор правосудия и элемент судебной организации, институтом той ветви публичного права, которая носит название судебного или процессуального".

В соответствии с Законом об адвокатуре адвокатура является некоммерческой организацией. Она определена как некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающееся адвокатской деятельностью. Как институт гражданского сообщества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 1, 3, 29, 31 и др.).

Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в адвокатские образования за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, хозяйственно-канцелярских расходов, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды.

Это определение подчеркивает также самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти — это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокатуры, ее место в системе государственных и общественных институтов.

В свое время Е. В. Васьковский в книге "Организация адвокатуры", исследуя принципы организации адвокатуры, правильно отмечал, что адвокатура либо может вообще не иметь никакой организации, либо может быть организована по одному из трех типов: 1) в виде государственной службы; 2) в виде сословия, подчиненного дисциплинарной власти администрации или судов; 3) в виде самоуправляющего сословия1. Представляется, что "сословное" самоуправление гарантирует адвокатуре необходимую ей независимость от судебной и исполнительной ветвей государственной власти в том смысле, что дисциплинарным "судом" является суд товарищей по профессии.

Без корпоративного устройства и самоуправления адвокатура теряет всякий смысл, ибо трудно себе представить, чтобы адвокат, целиком зависимый от судебной и исполнительной власти, мог бы активно и бескомпромиссно выступать в суде против них, отстаивая законные интересы своего подзащитного или доверителя.

Это также исключает иногда возникающую жесткую коллизию между позицией принципиального адвоката, защищающего интересы гражданина, иногда вступающего в конфликт с государством, обвиняющим его в совершении преступления, и мнением представителя государственного обвинения, что недопустимо в целях установления судебной истины по делу.

Принцип добровольности объединения служит свидетельством того, что адвокатура не является и не может быть государственной организацией.

Юридическим основанием, обусловливающим возникновение правоотношения по членству в адвокатской палате, является двусторонний акт заявление лица о присвоении ему статуса адвоката и решение квалификационной комиссии при адвокатской палате о присвоении статуса адвоката. После принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Персонал же государственных организаций комплектуется на основе трудового договора (контракта).

По общему правилу, адвокат обязан оказывать юридическую помощь любому лицу, который в ней нуждается. Поэтому прав был в свое время известный российский адвокат Д. Невядомский, который считал, что адвокат обязан защищать интересы любого человека, не входя в оценку спора как "неправого дела".

В обязанности адвоката не должен входить поиск "нравственной чистоты дела", которая может оцениваться каждым индивидуально. Поэтому адвокат не вправе быть "судьей" своего клиента. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат объективно содействует также и осуществлению правосудия. Но это не главная его задача. Адвокат не вправе "предавать" своего клиента ради "торжества правосудия".

Из принципов адвокатуры в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона — обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные, а не мнимые права лица; не любые его интересы, а только законные. Поэтому не случайно в Законе об адвокатуре говориться о том, что адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер (подп. 1 п. 4 ст. 6).

При обращении к нему за юридической помощью адвокат вправе и обязан самостоятельно определять законность либо незаконность требований обратившегося к нему лица. Для адвоката главным должно являться то, что средства и методы защиты своего клиента должны быть основаны только на законе. В связи с этим адвокат при отстаивании интересов своего клиента не имеет права нарушать этические нормы и уж тем более совершать какие-либо преступления — фальсифицировать и представлять подложные документы, воздействовать на свидетелей или потерпевших для дачи ими ложных показаний, давать не правовые консультации (как сокрыть следы преступления) и т.д.

Все остальные законные средства и способы защиты интересов клиента допустимы. Конечно же, адвокату не следует быть безропотным слугой клиента. Он как участник процесса должен быть самостоятелен в выборе правовой позиции и средствах ее достижения. Вместе с тем адвокат не вправе занимать позицию по делу вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя (подп. 3 п. 4 ст. 6 Закона).

Для адвоката должна существовать определенная формула: все законные действия адвоката порождают права и обязанности для его клиента, а все незаконные действия адвоката порождают негативные последствия для него самого.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокатом является лицо, получившее в установленном этим законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Статус адвоката в России вправе приобрести лишь лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Данное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия, как орган самоуправления адвокатуры, в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке. Указанное решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Только с этого момента претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения обязана уведомить территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления должен внести сведения об адвокате в региональный реестр и выдать адвокату соответствующее удостоверение. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст 15 Закона об адвокатуре. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ. Сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою профессиональную деятельность только в одном адвокатском образовании (п. 1, 3 ст. 9, п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 13, п. 1,3 и 4 ст. 15 Закона).

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1 Закона).

Деятельность адвоката не представляет собой выполнение должности. Работники государственных организаций получают заработную плату от государства. Оплата же труда адвокатов производится за счет клиентов, путем взимания с них гонорара за оказание квалифицированной юридической помощи.

Как всякая иная профессиональная деятельность, адвокатская деятельность подразделяется на следующие виды:

1) дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;

5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;

9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом (п. 3 ст. 2 Закона об адвокатуре). Так, например, адвокат в соответствии с УПК, ГПК и АПК вправе собирать доказательства по делу путем получения предметов, документов и иных сведений; опрашивать лиц с их согласия; истребовать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 1 Закона об адвокатуре не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

— лицами, не обладающими статусом адвоката;

— работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

— нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Деятельность адвоката характеризуется так же тем, что профессиональная деятельность объединяет адвокатов в сообщество людей, связанных общими ценностями и интересами; оказание юридической помощи является для адвоката приоритетной перед извлечением прибыли, которая присуща предпринимателям. Его отличают особые профессиональные знания и адвокатский опыт. Свои действия он должен осуществлять в соответствии с этическими нормами.

В отличие от юрисконсультов и других категорий профессиональных юристов, не обладающих статусом адвоката, адвокат, находясь организационно в адвокатских образованиях (бюро, кабинетах, коллегиях или консультациях), в профессионально-однородной среде, без отношений соподчиненности с заказчиком и не будучи связанными со спецификой деятельности организации — работодателя имеют более широкую область деятельности и возможность более комплексного и нетрадиционного подхода к решению сложных проблем.

Адвокат в силу принадлежности к адвокатскому сословию имеет ряд законодательно закрепленных преимуществ перед обычным юристом. Так, в соответствии со ст. 49 УПК в качестве защитника на предварительном следствии допускается только адвокат. В соответствии со ст. 53 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" участвовать в судебных заседаниях в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.

Следует особо отметить положение, ранее никогда не встречавшееся в законодательных актах об адвокатуре, которым как бы закреплено монопольное право на представительство адвокатами организаций и государственных органов: "Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом" (ч. 4 ст. 2 Закона). В этом выражено особое доверие законодателя к институту адвокатуры, в частности, доверие к ее функции судебного представительства.

Адвокат — это, с одной стороны, высококвалифицированный юрист широкого профиля, но обычно специализирующийся в той или иной отрасли права. С другой стороны, адвокат имеет широкие познания в различных отраслях права, которые позволяют ему видеть проблему обратившегося к нему лица и находить правильные пути ее решения.

В настоящее время социальная ценность института адвокатуры и адвокатской деятельности неуклонно возрастает по мере построения в России правового государства, развития свободного рынка, хозяйственной инициативы и предпринимательства, возрастания роли права и усложнения системы правоотношений, особенно в сфере экономики.

Реформирование законодательства происходит в России так быстро и стремительно, что даже опытные юристы едва успевают следить за происходящими изменениями через средства массовой информации, специализированные юридические издания, компьютерные системы с базами данных по законодательству. Так, по оценке Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ, ежегодно в Российской Федерации только на федеральном уровне принимается до 35 тыс. нормативных актов, включая ведомственные. Неподготовленному человеку во всем этом разобраться и найти правильный путь к решению своих проблем вряд ли возможно. Поэтому и возникает объективная необходимость обращения граждан и организаций за квалифицированной юридической помощью именно к адвокатам, которые как профессионалы способны находить подходы к решению возникающих юридических проблем.

В связи с этим оказание адвокатами на профессиональной основе различных видов квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам имеет особенно важное значение для обеспечения эффективной защиты их прав и законных интересов от любых видов произвола со стороны недобросовестных граждан, предпринимателей, их клиентов, конкурентов, преступных элементов, других правонарушителей, в том числе со стороны государства в лице недобросовестных и некомпетентных работников органов дознания, следователей, прокуроров и судей.

Решение адвокатским сообществом указанных задач, связанных с оказанием физическим и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи, соответствует не только частным интересам указанных лиц, но и публичным интересам государства и всего общества. В свое время известный ученый-юрист Е. В. Васьковский отмечал, что "если правый тяжущийся проигрывает дело только потому, что его противник опытнее, способнее, богаче или влиятельнее, то вместе с побежденной стороной поражается все общество".

Такое опасение у гражданина возникает особенно остро при нарушении прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого в уголовном судопроизводстве, "если права обвиняемого будут несправедливо нарушены, если он пострадает невинно или понесет несоразмерное наказание, то для всего общества, в лице его членов, возникнет опасность очутиться в таком же положении... В силу этого общество для собственного своего блага, для охраны своих прав должно брать под свою защиту обвиняемых, как государство берет потерпевших, и отрядить для участия в процессе особого уполномоченного, подобного уполномоченному государства — прокурору. Таким уполномоченным представителем общества на суде уголовном является правозаступник, или адвокат".

Функция защиты является гарантией надлежащего выполнения задач уголовного судопроизводства. Осуществляя ее, адвокат как профессиональный защитник действует не только в интересах подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, но и во благо общества, заинтересованного в том, чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности.

О роли адвоката в современном обществе высказался профессор И. Л. Трунов, процитировавший также ранние взгляды юристов на адвокатуру: "Л. Фишман в советские времена писал об адвокатуре: "Советское законодательство выдвигает взгляд на защитника как на ревнителя государственных интересов, имеющего целью помочь суду в выяснении истины". А. Я. Вышинский положение адвоката как органа правосудия обосновал так: "ограничивая свою задачу лишь интересами своего подзащитного, как такового, независимо от интересов общества и государства, защитник вступает в противоречия с самим собой. Как гражданином и как советским гражданином, в особенности". В современном уголовном процессе произошла замена системообразующих принципов. Действующая Конституция РФ впервые провозгласила, что в России — демократическом правовом государстве — человек его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Государство несет ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, создает условия, исключающие властный произвол над личностью. Теперь публичность понимается как гражданственность и открытость. Цель — охрана гражданского общества, человека, его прав и свобод. Она не отождествляется с официальностью, а является правовой формой общественного дискусса на предмет уголовной ответственности. Принцип публичности регулируется соотношением норм, определяющих публичное (официальное) и частное, а также частнопубличное начало". Публичной по своему содержанию является деятельность не только органов уголовного преследования и суда, но и стороны защиты, направленной на защиту гражданских прав лица, привлеченного к уголовному судопроизводству.

Состязательность провозглашена принципом судопроизводства. Статья 15 УПК гласит:

1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.

3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом".

Вместе с тем в судебной практике нередко встречаются и трагические следственные и судебные ошибки.

Пример

Так, по известному уголовному делу Чикатило за первое совершенное им убийство был привлечен к уголовной ответственности, осужден и по приговору суда расстрелян не совершивший этого убийства Кравченко. Чикатило же, пользуясь тем, что оперативные работники и следователь увлеклись "разоблачением" Кравченко, совершил еще около 50 подобных убийств.

Причина подобных ошибок нередко заключается в обвинительном уклоне органов дознания, следователей, прокуроров и судей. Этот обвинительный уклон, в частности, проявляется в нарушении закона при собирании доказательств, предвзятости, односторонности и неполноте расследования, игнорировании доказательств и обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, нарушении права на защиту, права не свидетельствовать против самого себя и близких родственников и других конституционных и процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, свидетеля и потерпевшего, предъявлении незаконного и необоснованного обвинения.

Поэтому осуществление адвокатом такой односторонней функции имеет особенно важное значение для обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого от произвола правоохранительных органов.

Адвокат должен иметь определенную смелость публично разоблачать незаконные методы расследования, доказывая невиновность или меньшую вину подзащитного; изобличать следователя в нарушении законности, необоснованных арестах и обысках, тенденциозности и необъективности, критиковать действия прокурора, не реагирующего на такие незаконные действия, а обжалуя неправосудный приговор, спорить также и с судом.

В настоящее время в Минюсте России разработана концепция создания в Российской Федерации системы оказания государственной юридической помощи малообеспеченным категориям граждан, поскольку гарантированное ст. 48 Конституции РФ право граждан на получение квалифицированной юридической помощи предусматривает оказание юридической помощи также и бесплатно.

В соответствии со ст. 26 Закона об адвокатуре бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, в определенных данным законом случаях, перечень которых крайне ограничен. Возможность оказания гражданам бесплатной юридической помощи в гражданском судопроизводстве предусмотрена и в ст. 50 ГПК.

Однако оказание бесплатной юридической помощи в настоящее время возложено только на адвокатов. В настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации бесплатная юридическая помощь достигает 80—90% от общего количества выполненных адвокатами поручений по гражданским и уголовным делам. Адвокатура для неимущих — это обеспечение бесплатной юридической помощью населения России, которое в ней нуждается.

Вместе с тем "святая" обязанность адвокатов оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в отсутствие достаточного бюджетного финансирования на эти цели и без существования надлежащего правового механизма оплаты их труда не может способствовать реальной эффективной защите прав и законных интересов малоимущих граждан. К тому же любой адвокат заинтересован в получении гонорара за свою работу. Эту проблему авторами концепции предлагается решить путем создания системы государственных консультативных бюро, подчиненных учреждениям юстиции.

Опыт Финляндской Республики, который положен в основу концепции, без сомнения, представляет определенный практический интерес, так как расширение на государственном уровне возможностей по оказанию гражданам бесплатной консультативной юридической помощи по гражданско-правовым вопросам, в том числе путем создания разветвленной структуры государственных юридических бюро при оперативном решении на государственном уровне вопросов их материального и технического оснащения, в том числе предоставления помещений непосредственно в жилом секторе, действительно может помочь решить проблему оказания малоимущим гражданам своевременной бесплатной юридической помощи.

Как всякая иная, данная концепция создания государственных консультативных бюро также имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительным можно признать то, что создание государственных консультативных бюро предоставит малоимущим гражданам реальную возможность получения своевременной юридической помощи по месту жительства. Наделение сотрудников консультативных бюро статусом государственных служащих позволит им получать гарантированное денежное вознаграждение за свою работу, независящее от количества обратившихся за помощью граждан, а также предусмотренные действующим законодательством для государственных служащих гарантии и льготы.

Предлагаемая концепция не противоречит действующим Федеральным законам от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Закрепленные в них положения обязывают государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; предусматривают строгий отбор кандидатов на должности государственных служащих, ограничения и запреты, связанные с государственной службой, систему гарантий независимости государственных служащих.

Существующая для государственных служащих система гарантий и льгот позволит привлечь для работы в этих адвокатских бюро юристов, в том числе лиц из числа бывших судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, имеющих опыт работы в государственных учреждениях.

Вместе с тем создание государственных адвокатских бюро с предоставлением сотрудникам этих бюро статуса государственных служащих может иметь и определенные негативные последствия.

В настоящее время, по смыслу Закона об адвокатуре, государственный служащий не может быть адвокатом, а сама адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и является структурой общественной. Адвокат при осуществлении своей деятельности является лицом независимым от любых государственных и иных органов и должностных лиц, обладает иммунитетом. Это гарантирует любому гражданину действительно реальную защиту его прав, свобод и законных интересов, в том числе при оспаривании действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов.

Создание же государственных адвокатских бюро при подразделениях Минюста России будет означать для сотрудников этих бюро соответствующую административную подчиненность и зависимость от органа исполнительной власти. Ведь в первую очередь именно от руководителя зависит продвижение по службе, именно он решает вопросы поощрений и взысканий, предоставления определенных льгот. Это допускает возможность негативного воздействия на них со стороны руководителей при оказании гражданам юридической помощи, что, в свою очередь, отрицательно отразиться на независимости такого сотрудника в выборе позиции при консультировании.

Нельзя исключить случаи злоупотребления государственным служащим своим положением в целях получения от граждан дополнительного материального вознаграждения или иной выгоды за свою деятельность, что негативно может сказаться на росте коррупции в стране. Кроме того, не исключено, что в данные государственные бюро придут работать юристы, которые не смогли найти себе более высокооплачиваемую работу или начинающие юристы, не имеющие достаточного практического опыта работы. В целом это может повлечь за собой нарушение конституционного принципа предоставления гражданам именно квалифицированной юридической помощи.

Создание и дальнейшее функционирование государственных консультативных бюро потребует также значительных материальных затрат, которые необходимо будет направить на оплату труда сотрудников этих бюро, на материально-техническое обеспечение и на погашение расходов, связанных с предоставлением этим сотрудникам льгот, предусмотренных законодательством о государственной службе.

Представляется, что было бы целесообразнее на законодательном уровне разработать и реализовать на практике с соответствующим бюджетным финансированием механизм оплаты труда действующих адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи определенным категориям граждан. Этот вариант не потребует значительных финансовых затрат, так как в данном случае денежные средства будут расходоваться только на оплату оказанной адвокатами юридической помощи, которые позволят гарантировать реальную независимость представителя гражданина при защите его законных прав и интересов; обеспечит реализацию конституционного принципа оказания гражданину квалифицированной юридической помощи.

Одной из важнейших конституционных гарантий справедливого правосудия, надежной защиты прав и свобод человека и гражданина в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве является построение судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон в соответствии с принципом, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

При этом следует отметить, что состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве являются не самоцелью, а средством установления истины об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, с учетом позиции не только обвинения, но и защиты.

Поэтому настоящему правосудию в одинаковой степени необходимы не только государственный представитель в лице прокурора и адвокат-защитник, поскольку только в споре этих процессуальных противников, борьбе их обоснованных позиций, мнений, суждений и доводов в судопроизводстве может родиться истина об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу. В условиях состязательного уголовного судопроизводства, особенно возрождения в России суда присяжных, в обществе возник повышенный спрос на высококвалифицированных адвокатов, в совершенстве владеющих сложным искусством защиты, умеющих надежно и активно защищать права и законные интересы своих клиентов от ошибок и обвинительного уклона недобросовестных и некомпетентных работников правоохранительных органов и судей.

Не менее важна стала деятельность адвоката и в качестве представителя гражданского истца или ответчика в гражданском и арбитражном судопроизводстве. В современных экономических условиях такое представительство стало иметь особо важное значение.

Подводя итог, необходимо отметить, что одним из самых главных критериев, отличающих цивилизованное демократическое правовое государство от неправового, является уважительное отношение к адвокатуре и адвокатской деятельности.

В современной России адвокатура и адвокатская деятельность не пользуются, к глубокому сожалению, таким уважением, как это существует, например, в высокоразвитых странах Западной Европы и США. В этих странах адвокатура является высокопрестижным институтом, пользующимся огромным доверием и влиянием. Например, судьями английской Палаты лордов — барристеры являются адвокаты с пятнадцатилетним стажем пребывания в адвокатском сословии, что свидетельствует об особом доверии к лицам данной профессии со стороны государства. В России процент нахождения среди судейского корпуса бывших адвокатов является мизерным.

В обстановке чрезмерной нагрузки органов предварительного расследования и суда деятельность адвокатов воспринимается уже не как помощь квалифицированного оппонента, испытывающего на прочность обвинительные улики, а как досадная помеха в работе правоохранительных органов и суда.

Негативное отношение к добросовестной профессиональной деятельности адвокатов особенно распространено среди некомпетентных, непрофессиональных дознавателей и следователей, не умеющих квалифицированно провести расследование, предпочитающих рассмотрению всех версий и кропотливому сбору доказательств "признательные показания" подозреваемого. Такие следователи и дознаватели ошибочно считают, что добросовестный адвокат является "интеллектуальным пособником преступников".

В подобном положении оказываются и адвокаты, обслуживающие промышленные, торговые и финансовые структуры. Нередко следственные органы в нарушение закона пытаются получить у них сведения, составляющие коммерческую и банковскую тайну и т.д.

Однако данный произвол со стороны следственно-прокурорских органов подрывает престиж не только института адвокатуры и адвокатов, но и следователей как представителей особого рода государственных органов — правоохранительных, призванных обеспечивать защиту прав и законных интересов всех участников уголовного судопроизводства, в том числе обвиняемого и его защитника.

Поэтому для того чтобы успешно справляться в таких условиях со своими обязанностями, адвокат должен быть личностью, достойной уважения. При этом обладать не только мужеством, решительностью, но и другими профессионально важными качествами, от которых зависит его способность к эффективной адвокатской деятельности.

Правоохранительная деятельность является деятельностью государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер воздействия властными субъектами.

Однако эта деятельность включает в себя ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов во всех видах судопроизводства, на предварительном следствии при оказании юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру. Именно этим определяется публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено какими-либо называемыми общественными объединениями.