Зенит, христианизация и распад Римской империи

Императорский Рим превратился в крупнейший город мира (Август похвалялся, что сделал его из кирпичного мраморным) с населением свыше 1 млн человек. Он жил за счет эксплуатации периферии – налогов с провинций и захвата рабов при военном покорении все новых племен, которых римляне называли варварами. Провинции не раз восставали; особое значение имели восстание в провинции Германия (9), остановившее продвижение границ империи к востоку от р. Рейн, и восстание в провинции Иудея (66–71 гг., первая Иудейская война), после которого был разрушен Иерусалимский храм иудеев, а их значительная часть была вывезена в другие провинции и Италию.

Не смирившиеся иудеи восставали снова и в местах изгнания (от Киренаики до Месопотамии; вторая Иудейская война, 115– 117 гг.), и в Иудее (132–135 гг.); после их поражений Иудея была преобразована в провинцию Сирия Палестинская, где осталось меньшинство "рассеянных" иудеев, превратившихся в еврейскую диаспору. Но началось и сужение границ Римской империи: император Адриан отказался от Месопотамии, а о. Британию повелел перегородить Адриановым валом, чтобы обезопаситься от северных кельтов.

Завоевания прекратились; ресурсов провинций, средиземноморской торговли и латифундиального рабовладения хватило на "золотой век" (138–180 гг.) при императорах Антонине и Маркс Аврелии, но затем началась полоса военно-политического и хозяйственного кризиса. Насыщение легионов иноплеменниками-провинциалами облегчило превращение императорской власти в узурпацию: от Септимия Севера (193–211 гг.) до солдатских императоров (начиная с 235 г.), сильнейший из которых Диоклетиан (284–305 гг.) отбросил даже формальные ограничения своей власти сенатом.

Узурпаторы активно занимались порчей монеты: при Септимии Севере "серебряный" денарий стал таким лишь наполовину; при Диоклетиане в "золотом" осталось золота только на 1/75. Порча монет вела к падению их покупательной способности и росту цен, особенно на продовольствие. Диоклетиан Эдиктом о ценах (301 г.) установил мелкую разменную медную монету как единственное средство обмена и принудительные государственные – "указные"цены на хлеб. Но этим лишь усугубил расстройство торговли и угрозу голода ввиду изъятия продуктов из обращения и их продажи тайком.

Расстройство торговли побуждало латифундистов и владельцев вилл к самообеспечению, но для воспроизводства рабочей силы внутри поместий пришлось дозволить рабам иметь семью, потомство и небольшое имущество (поскольку источник приобретения рабов задешево иссяк). Положение таких рабов сближалось с положением свободных колонов, которых власть стала прикреплять к их участкам и занятиям, превратив поземельно-подушный налог с колонов в основной источник пополнения фиска.

Эпоха римского колоната стала и эпохой натиска на окраины империи варварских племен и распространения внутри империи религии благой вести – христианства. Родившееся в Палестине, литературно оформленное на общегреческом языке восточно-римских провинций (койне), провозгласившее "несть эллина, несть иудея", оно разрасталось до мировой религии. Император Константин (306–337 гг.), в противоположность яростному гонителю христиан Диоклетиану, поощрял христианство и возвел его в государственный культ. Константин созвал Никейский собор (325 г.), на котором христианская церковь была провозглашена ортодоксальной (правоверной) и кафолической (вселенской).

Константин не запрещал другие культы, по повелел переплавить золотые ценности храмов античного язычества в новую полновесную золотую монету империи – солид (от лат. solid – "крепкий", "массивный"), приравненный к 14 серебряным миллиарисиям (от лат. milliarense – 1/1000 фунта золота). Константин провел окончательное закрепощение колонов на наследственных участках. На месте разрушенного Септимием Севером Византия Константин основал "Второй Рим" – Константинополь – и туда перенес столицу империи (330 г.), ставшую церковно-государственной столицей при Флавии Феодосии, который был последним властителем единой империи, перед смертью разделив между двумя своими сыновьями-наследниками (395 г.) на Восточную и Западную, причем столицей западной после захвата Рима варварами-готами (410 г.) некоторое время был Милан (Медиолан).

Христианство сформировало иерархию (от греч. "священноначалие") служителей во главе с первосвященниками-епископами, из которых затем стали избираться архиепископы и патриархи – Александрийский, Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский. Противоречия между богословскими школами привели к осуждению христианской ортодоксией учений александрийца Ария (381 г.) и антиохийца Нестория (431 г.) как ересей (от греч. аиресис – "выбор"); но арианство осталось государственной религией в Западной Римской империи и было воспринято некоторыми варварскими племенами, а несторианство сформировало Сиро-персидскую (Ассирийскую) восточно-христианскую церковь (с богослужением на древнесирийском языке).