Обряды и праздники

Культ древних славян держался довольно долго, на что указывают Киевские летописи. Развит был культ земли, рождающей и плодоносящей. Существовали клятвы, обращенные к земле. Особенно был развит погребальный культ, связанный с почитанием предков. Практиковались по меньшей мере три вида погребений – трупоположение, кремация и водяное. Умершие делились на две категории: "чистые" покойники, умершие естественной смертью; "нечистые" покойники – те, кто умер неестественной смертью (до "срока" – утопленники, самоубийцы и др.) или нарушил общественные устои (например, убийцы).

Загробный мир делился на "рай", обычно называемый "прекрасный сад" и "пекло" (букв. жар, огонь). Предков поминали в родительскую субботу, что сохранилось до сих пор. С культом предков связано почитание Чура и домового как хранителей родительского дома. Развит был культ воды как одной из стихий мироздания. Она представлялась границей между "этим" и "тем" миром, путем в загробное царство, местом обитания душ умерших и нечистой силы. Отсюда почитание водных источников, рек, озер, морей.

Представления о посмертном существовании у древних славян крайне разнообразны, отсюда различные способы погребения. Все славяне верили, что душа бессмертна. Было распространено представление о том, что душа после смерти поднимается на небо к своей звезде. Душа ассоциировалась с дымом или дыханием. Существовало поверье, что душа после смерти не уходит далеко от родного дома. Иной мир располагался рядом с домом или в месте захоронения предков. Душа могла также находиться в доме в каком-либо предмете – сосуде, фигурках и т.д. Распространено было представление о том, что души умерших, попав в потусторонний мир, могут дойти до богов и заступиться за своих родных. Последние должны были приносить жертвы богам. Славяне восприняли от индоевропейцев учение о переселении души после смерти. Душа воплощалась в близкого родственника, чаще всего во внука. Однако могла переселится в зверей, птиц, растения.

Среди славянских праздников, сохранявшихся длительное время на Руси и отчасти дошедших до наших дней, были проводы зимы (коляда и масленица), весны (радуница), лета (русалии и купала) и т.д.

Институты

Первичной ячейкой религиозной жизни были семья или род и племя. В последних особую роль играли князья и старейшины. Имелись святилища и храмы. Например, капище Перуна близ Новгорода. У восточных славян большую роль играли волхвы.

По мере развития государственности князь Владимир (960–1015) предпринял попытку реформировать славянскую религию и создать единый пантеон вместо многообразия божеств. В 980 г. в Киеве были поставлены статуи богов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокошь.

В 988 г. Владимир провел вторую религиозную реформу, начав Крещение Руси. Христианизация Древней Руси прервала развитие религии славян, однако длительное время сохранялось "двоеверие", т.е. сосуществование православия и дохристианских верований и культов. И в наше время в народной среде бытуют поверья, обычаи, праздники, восходящие к древним славянским религиозным представлениям. В современной России также можно наблюдать попытки возрождения религии славян в рамках различных неоязыческих объединений. В своих реконструкциях многие последователи неоязычества опираются на так называемую "Велесову Книгу", подлинность и достоверность которой оспаривается рядом исследователей.