Образовательно-исследовательские структуры в системе управления

Организация исследования предполагает не только упорядочение работы исследовательских групп, но и подготовку исследователей, и корректирование деятельности менеджеров путем включения в нее исследовательских функций.

Каждый человек имеет определенные способности к исследовательской работе. Организация управления должна предусматривать раскрытие и реализацию этих способностей и мотивировать их развитие. Такое мотивирование осуществляется не только путем предъявления требований к менеджеру, но и путем создания условий проявления и реализации этих способностей, развития их посредством регулярных образовательных программ, программ подготовки исследователей.

Для того чтобы быть хорошим исследователем, недостаточно иметь определенные способности к этому виду деятельности, нужно владеть приемами эффективного исследования. Способности должны быть усилены и систематизированы специальным обучением.

По можно ли научить исследованию? Не является ли оно прерогативой вдохновения, особых качеств человека?

В любом деле талант необходимо подкреплять мастерством его реализации, которое должно прийти в процессе обучения, освоения предмета деятельности. Это относится к любой деятельности, в том числе исследовательской. Вдохновение надо уметь вызывать, но при этом надо и уметь его использовать. Вот почему подготовка исследователей становится важной, актуальной проблемой современного менеджмента. Во многих крупных фирмах за рубежом, а в последнее время и в России имеются свои образовательные подразделения, которые предназначены не только для профессиональной подготовки менеджеров, но и для развития в них исследовательских способностей, превращения их в творческих личностей.

Такие задачи должны согласовываться и с программами обучения. Это должны быть особые программы, ориентированные не столько на получение знаний и навыков, сколько на мотивирование поиска решений по наиболее сложным проблемам, развитие гибкого вариативного мышления, формирование установок на факторы развития.

В современной практике управления подготовка исследователей часто совмещается с профессиональной исследовательской деятельностью. Можно осуществлять ее в отрыве от практической управленческой деятельности, но можно ее соединить с практическим управлением, "вмонтировать" в действующую организацию управления. Это очень хорошо вписывается в идеи и практику стратегического и инновационного менеджмента. Так формируется новый тип менеджмента – обучающий менеджмент. Его особенность заключается в том, что он преследует цели не только принятия эффективных решений в реальной практике управления, но и использования всех процессов разработки решений для образования и целенаправленной подготовки менеджеров. Он ориентирован на новые технологии управления, которые должны в будущем получить еще большее развитие.

Не каждый менеджер учится на ошибках и промахах, и уж тем более – на успехах и достижениях. Многие полагают, что они (успехи и достижения) – естественный результат их профессиональной работы. Но и при успешном результате можно провести анализ упущенных возможностей, факторов их достижения, возникавших барьеров. Все это можно использовать как материал для образования и исследовательской подготовки. Нужно учить исследовать не только ситуации-проблемы, требующие управленческих решений, но и ситуации-последствия, требующие осмысления управленческих решений. Так возникают представления о тенденциях развития – реальных, возможных и объективных.