Образование - "великий уравнитель"?

Теодор Шульц (1902-1995), потомок немецких фермеров-иммигрантов со Среднего Запада США (штат Северная Дакота) до того, как стал развивать концепцию человеческого капитала, много лет занимался экономикой сельского хозяйства, написав базовый учебник для колледжей США по этой дисциплине. После выхода своей книги "Экономическая ценность образования" (1963), также ставшей базовым учебником, Шульц соединил два фокуса своих интересов в многочисленных работах по значению "человеческого капитала" для преобразования традиционного сельского хозяйства в бедных странах "третьего мира". Шульц стремился доказать, что даже в архаичном сельском хозяйстве отсталых стран скрыты возможности экономического роста, связанные с повышением качества человеческого фактора - умения фермеров и их жен рационально распределять и использовать ресурсы в пределах доступной информации. Шульц видел две главные преграды экономическим перспективам отсталых стран - давление населения и политика правительств, рассматривающих интенсивную индустриализацию как ключ к экономическому прогрессу, что приводит к искажению стимулов для предпринимательской активности и уменьшению потенциально возможного вклада сельского хозяйства. Воздействие промышленности и городских потребителей на политику позволяет им добиваться получения дешевых сельскохозяйственных товаров за счет многочисленных сельских бедняков. Шульц предложил стратегию выхода из "пребывания в нищете", основанную на повышении качества человеческого фактора посредством инвестиций в образование и превращения дополнительного благосостояния, обеспеченного этими инвестициями, в "побудительные экономические сигналы роста". С течением времени повышение потребностей более образованного населения относительно качества своей жизни и качества жизни своих детей приведет к снижению спроса на количество детей и сокращению рождаемости; "замещение количества качеством" способствует решению проблемы перенаселения.

Применительно же к развитым странам Шульц назвал образование "великим уравнителем", которое обеспечивает накопление человеческого капитала выходцам из неквалифицированных слоев, сглаживает доходы населения и способствует экономическому росту страны. Под влиянием этой концепции программы облегчения доступа к образованию стали рассматриваться как одно из эффективных орудий борьбы с бедностью, и возможно, даже более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов через налоги и субсидии.

или "великое сито"?

Ключевой для теории человеческого капитала подход к образованию в терминах инвестиций, а не потребления, - независимо от того, принимается решение об инвестировании всем обществом или самостоятельно индивидом, - оказал значительное воздействие на экономическую и социальную политику, дав теоретическое обоснование для ускоренного развития систем образования и подготовки кадров во многих странах мира. В инвестициях в человека стали видеть инвестиции, которые обеспечивают долговременный по своему характеру производственный эффект. Здесь нельзя не вспомнить проницательное замечание Н. Д. Кондратьева о том, что затраты на подготовку высококвалифицированной рабочей силы входят в состав "основных капитальных благ".

Однако ко времени широкого признания теории человеческого капитала, выразившегося в присуждении Шульцу (1979) и Беккеру (1992) Нобелевских премий по экономике, выяснилась неоднозначность влияния роста образовательного уровня работников на экономические и социальные проблемы общества. Обнаружилось "перепроизводство" специалистов в развитых странах с резким ростом безработицы среди лиц с высшим и средним специальным образованием и одновременно заметное снижение качества их подготовки с увеличением численности выпускников вузов. В противовес концепции "великого уравнителя" появилась концепция "великого сита", или гипотеза скрининга (англ. screening - "отсеивание", "фильтрация", "отбор"). Контекстом ее возникновения стало развитие экономики информации (см. главу 29).

Американский экономист Майкл Спенс защитил в Гарвардском университете докторскую диссертацию "Рыночное сигнализирование: передача информации при найме на работу и соответствующие процессы просвечивания" (1972). Спенс охарактеризовал сделки по найму па работу как процедуры, требующие затрат на представление и выявление информации об ожидаемых качествах работника. Информация может быть двух типов: неизменные сведения о поле, возрасте и расовой принадлежности и изменяемые характеристики, которые претенденты могут улучшить. Информацию второго типа Спенс назвал рыночным "сигнализированием" документов об образовании. Так как работодатель не может точно предсказать будущую производительность соискателей, он склоняется к использованию уровня образования как фильтрующего механизма, с помощью которого можно судить о способностях новых работников. Но эти способности могут быть связаны не с полученным образованием, а существовать до и помимо него, и оно их просто делает явными. "Образовательная экспансия" дефлирует ценность дипломов-сигналов: для индивида возрастает потребность в получении более высокого образования, но общественная отдача от инвестиций в образование падает. Таким образом, для общества в целом ОГЛАВЛЕНИЕ такого дорогостоящего сигнального устройства, как образование, неэффективно, поскольку возможно использование более простых и дешевых методов проверки деловых качеств.

Другим выводом из теории "сита" является гипотеза, что экспансия высшего образования вряд ли оказывает значительное воздействие на различия в заработной плате, так как выросший приток выпускников высших учебных заведений и колледжей просто вызовет рост стандартов найма. Следовательно, в абсолютном выражении таким выпускникам станет хуже, но ситуация ухудшится также и у выпускников средних школ, поэтому разрывы в оплате труда между ними останутся примерно на том же уровне.

Но, критикуя концепцию образования как "великого уравнителя", сторонники гипотезы скрининга не отвергают "фундаментальную концепцию человеческого капитала, жертвования текущим доходом в обмен на перспективу иметь больший доход в будущем", предполагающую, что связь между образованием и доходом не случайна.