Образование и распределение доходов

Процессы формирования и распределения доходов рассматриваются в СНС как промежуточные этапы преобразования результатов производственной деятельности в ресурсы, используемые для целей потребления и накопления в экономике. Эти процессы относятся непосредственно к институциональным единицам и характеризуют интенсивность и направления связывающих их потоков в виде первичных доходов, которые в СНС определяются как доходы, выплачиваемые и получаемые институциональными единицами в результате их участия в процессе производства или владения активами, используемыми в производстве.

Образование доходов

Данный этап отражает распределение ресурсов, полученных в результате производственной деятельности, между единицами в соответствии с правами, определяемыми их особым статусом или участием в производстве. Такое распределение обеспечивается на основе передач части ресурсов участвующих в производстве единиц другим единицам, осуществляемых в виде оплаты труда наемных работников и налоговых выплат. Кроме того, при формировании доходов на данном этапе учитываются поступления ресурсов от сектора государственных учреждений в виде субсидий, получаемых отдельными категориями производственных единиц.

Оплата труда наемных работников в СНС рассматривается как вид вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями за работу, выполненную в отчетном периоде.

Категория наемных работников характеризуется их особым статусом, определяемым наличием заключенного на добровольной основе формального или неформального соглашения между конкретным физическим лицом и работодателем по обязательствам выполнения работ в обмен на вознаграждение в денежной или натуральной формах. При этом размеры вознаграждения, как правило, определяются в соответствии с затратами рабочего времени или другими объективными показателями, отражающими объемы выполненных работ.

В СНС данная категория лиц выделяется из состава других категорий экономически активного или занятого в производстве населения, доходы которых формируются из источников, не связанных с оплатой труда.

Наемные работники вместе с категорией, классифицируемой в СНС как самозанятые работники, относятся к занятому населению, экономическая деятельность которого включается в определяемые Системой границы производства.

В соответствии с общим определением к категории самозанятых относятся лица, занятые на некорпоративных предприятиях (кроме квазикорпораций) и являющиеся их владельцами или совладельцами. К данной категории в соответствии с СНС относятся:

– работники, занятые в производстве для целей собственного конечного потребления или накопления капитала;

– неоплачиваемые работники, занятые на семейных предприятиях.

Работники, занятые на таких предприятия на условиях найма, также

включаются в категорию наемных работников, а самозанятые лица, использующие наемный труд – в категорию работодателей. Самозанятые лица, не использующие труд наемных работников, в СНС образуют самостоятельную категорию лиц с индивидуальной занятостью.

Аналогичные принципы выделения групп наемных работников и работодателей используются в СНС и в отношении категории надомных работников – лиц, имеющих с конкретным предприятием или организацией договоренность или заключивших контракт на выполнение работ или поставку определенных объемов товаров или услуг и осуществляющих производственную деятельность за пределами территорий соответствующих предприятий и организаций.

Оплата труда наемных работников включает следующие элементы:

• заработную плату;

• отчисления работодателей в социальные фонды.

Выплаты заработной платы могут осуществляться в денежной и натуральной формах.

Заработная плата в денежной форме включает все виды денежных вознаграждений за труд, в том числе выплачиваемые регулярные суммы, различного рода премии, доплаты, надбавки, комиссионные и др., а также начисленные работникам в соответствии с законодательством денежные суммы, не связанные с результатами труда, в виде оплаты ежегодных или вынужденных отпусков, выплат при временной остановке производства и т.д.

В ряде случаев (при наличии преимуществ в налогообложении для работодателей или наемных работников, при необходимости снижения избыточных запасов произведенной продукции, в случаях необходимости обеспечения наемных работников товарами и услугами, при специфических условиях и характере выполняемых работ и др.) работодателями могут использоваться натуральные формы выплат заработной платы. Данная форма заработной платы предполагает, как правило, предоставление работодателем наемному работнику в качестве вознаграждения различного рода потребительских товаров и услуг в виде продуктов питания, специальной одежды, жилищных, страховых, рекреационных, транспортных услуг, целевых кредитов и т.д.

Отчисления работодателей в социальные фонды как элемент оплаты труда наемных работников по содержанию соответствуют их доходам, гарантируемым при следующих обстоятельствах:

– потребности в медицинском обслуживании;

– содержании лиц, находящихся на иждивении (дети, престарелые родственники, инвалиды и т.д.);

– снижении уровня доходов (в связи с выходом па пенсию, потерей работы, заболеваниями, травмами, рождением детей и т.д.);

– потере кормильца;

– оплате расходов на образование;

– оплате жилья домашними хозяйствами с низкими доходами.

В СНС в составе таких отчислений выделяют:

фактические отчисления работодателей, которые состоят из отчислений в пользу наемных работников третьим лицам (фонды социального обеспечения, страховые компании, независимые организации, управляющие программами социального страхования, и др.).

условно исчисленные социальные отчисления работодателей, являющиеся эквивалентом суммарных отчислений, необходимых для обеспечения соответствующих социальных гарантий работникам (членам их семей) при использовании для этих целей собственных (без участия третьей стороны) ресурсов работодателей.

В общем случае в СНС налоги определяются как обязательные некомпенсируемые выплаты, производимые в денежной или натуральной форме институциональными единицами органам государственного управления. По аналогии субсидии рассматриваются как некомпеисируемые выплаты, производимые органами государственного управления производственным единицам в соответствии с уровнями производства, продаж или импорта товаров и услуг.

Выплаты налогов и получение субсидий единицами, непосредственно участвующими в производственной деятельности, на этапе формирования доходов ограничиваются только категорией "прочие налоги на производство" и "прочие субсидии на производство", которые связаны с использованием отдельных факторов производства либо (для налогов) получением прав на осуществление определенных видов деятельности или экономических операций. Такими факторами при выплатах налогов производственными единицами являются использование земли, основных фондов и трудовых ресурсов, а при получении соответствующих субсидий – применение отдельных контингентов трудовых ресурсов, прогрессивных видов основных фондов, сырья, материалов и др. Данный вид налогов и субсидий является частью более общей категории учитываемых в СНС налогов и субсидий на производство и импорт, в которую также включены налоги и субсидии на продукты.

В отличие от налогов на производство налоги на продукты выплачиваются институциональными единицами в соответствии с объемами товаров и услуг, производимых, реализуемых, используемых или импортируемых резидентными единицами.

В качестве элементов в их состав включаются:

– налог на добавленную стоимость (НДС) или его аналоги, которые аккумулируются (как правило, с учетом вычитаемых элементов) на этапах движения товаров и услуг и выплачиваются в полном объеме конечным покупателем;

– налоги и пошлины на импорт, состоящие из налогов на товары и услуги ( кроме НДС), которые подлежат уплате при пересечении товаром фактической или таможенной границы государства или при оказании услуг нерезидентными единицами резидентным единицам;

– налоги на экспорт, состоящие из налогов на товары и услуги, которые подлежат уплате при пересечении товаром фактической или таможенной границы государства или при оказании услуг резидентными единицами нерезидентным единицам;

– налоги на продукты (кроме НСД и налогов на импорт и экспорт), состоящие из налогов на товары и услуги, произведенные резидентными предприятиями, и выплачиваемые при их производстве, продаже, передаче, сдаче в аренду или использовании для собственного потребления и накопления (налоги с продаж, оборота, акцизные сборы, налоги на отдельные виды услуг и т.д.).

Взаимосвязь элементов СНС, составляющих блок налоговых выплат, отражаемых на этапе образования доходов, представлена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Схема классификации налогов на производство и импорт в соответствии с СНС

По аналогии субсидии на продукты выплачиваются в соответствии с объемами товаров и услуг, производимых, реализуемых, используемых или импортируемых резидентными единицами. В их состав также включаются субсидии на импорт и экспорт, а также прочие субсидии на продукты, ОГЛАВЛЕНИЕ которых в целом аналогично содержанию соответствующих видов налогов.

Взаимосвязь соответствующих элементов, составляющих блок получаемых субсидий, отражаемых на этапе образования доходов, представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Схема классификации субсидий на производство и импорт в соответствии с СНС

На этапе образования доходов содержательные различия отдельных видов налогов определяются особенностями субъектов, осуществляющих их выплаты.

Плательщиками налогов на производство являются непосредственно производственные единицы, поэтому такие налоги могут быть отнесены к конкретному источнику выплат, что позволяет идентифицировать связанные с этим потоки ресурсов на уровне отдельных секторов экономики. Налоги на продукты, имеющие отношение к различным группам единиц, приобретающих товары и услуги для целей, не связанных с производственной деятельностью, на этапе образования доходов могут быть учтены только на общеэкономическом уровне.

Образуемые на данном этапе после осуществления соответствующих выплат остаточные ресурсы институциональных единиц, участвующих в производстве, представлены в виде операционной прибыли и смешанных доходов. Последняя категория относится только к некорпоративным предприятиям, для которых характерным является отсутствие (прежде всего из-за проблем методологического характера) соответствующей учетной базы для выделения в составе полученных в результате производственной деятельности доходов в виде прибыли и вознаграждений за работу, выполненную владельцами предприятий или другими членами домашних хозяйств. Кроме того, для данной группы предприятий на практике достаточно сложно выделить в составе активов и промежуточного потребления структурные элементы, используемые непосредственно для производственных целей или собственного конечного потребления.

По содержанию операционная прибыль и смешанные доходы как виды ресурсов отражают соотношения доходов и расходов институциональных единиц в процессе производства и определяются как расчетные категории, особенности построения которых рассматриваются в последующих разделах.