Лекция 13. Образование и педагогическая наука в советской России в 1917-1945 гг.

В результате освоения материала главы и его самостоятельного осмысления студент сможет:

• знать

периодизацию советской педагогики первой половины XX в. и особенности ее развития на каждом этапе;

– педагогическое наследие известных советских педагогов, получивших признание, общее и особенное в их педагогических системах;

– причины реформирования советской школы в 1930–1950-е гг. и результаты изменений для развития педагогической теории и практики;

уметь

на основании изученного материала выделять трудности и противоречия равзвития советской педагогики в первой половине XX в.;

– формулировать положения о влиянии советской педагогики на становление педагогических систем в странах социалистического лагеря;

– работать с историческими источниками, архивными материалами и педагогическими сочинениями;

владеть

научной терминологией педагогики и спецификой понятий советской педагогики;

– теоретическими знаниями, позволяющими характеризовать динамику педагогических идей на протяжении изучаемого периода.

Февральская революция 1917 г. дала новый толчок для развития общественно-педагогического движения в России. Русская общественность активно включилась в поиски путей создания новой демократической школы, что привело к объединению усилий педагогов-ученых и передового учительства.

В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС).

На съезде обнаружились существенные противоречия в решении проблем народного образования между Министерством просвещения и участниками съезда – учителями и деятелями народного образования. При обсуждении программы Министерства просвещения, которая была в общем негативно воспринята делегатами съезда, известный деятель просвещения В. И. Чарнолусский изложил требования радикально настроенного учительства. Они были направлены на ликвидацию правительственной опеки над школой, изменение содержания образования, улучшение материального положения учителей, обеспечение условий для педагогического творчества.

Глубокие противоречия обнаружились и в деятельности самого ВУСа между его руководством и радикально настроенными учителями, которые стремились к перестройке школы "снизу". Отсутствие единых подходов не позволило наметить и единую программу преобразования школьного дела.

По решению учительского съезда, руководители ВУСа совместно с Министерством просвещения создали комиссию по реформе народного образования, которая на первом же заседании, по предложению В. И. Чарнолусского, была переименована в Государственный комитет по народному образованию (май 1917 г.).

Временное правительство не узаконило статус Государственного комитета, и вся его деятельность свелась к разработке многочисленных проектов и заседаниям комиссий. Проекты Государственного комитета не отвечали требованиям, которые выдвигало общественно-педагогическое движение страны. Так, проект организации общеобразовательной школы оставлял почти без изменения старую школьную структуру, не предусматривал реализацию принципа единой школы, сохранял платность на некоторых ступенях обучения, предполагал замену первых четырех классов гимназии и реального училища четырехклассными высшими начальными училищами, допуская возможным преподавание на родном языке только в начальных училищах, расплывчато решались вопросы религиозного воспитания и т.д.