Образование малого инновационного предприятия. Стратегирование и запуск малого предприятия

Малое инновационное предприятие и его особенности. Создание и запуск малого инновационного предприятия, его государственная поддержка. Особенности и этапы стратегирования и запуска малого инновационного предприятия.

Для модернизации и существенного роста российской экономики необходимо не только активное участие в инновационных процессах крупных фирм и компаний, располагающих большими объемами ресурсов, но и всемерное развитие малых инновационных предприятий в производственной сфере, поддержка взаимосвязей и взаимодействия со средним и крупным бизнесом в промышленности.

Малым инновационным предприятием (компанией) принято называть наукоемкое предприятие, профиль деятельности которого относится к так называемому high tech - высоким технологиям - и которое производит товар или услугу, конкурентные на рынке технических инноваций.

Главным признаком малой инновационной компании (МИК) является "малоформатность" производства (а иногда - и производство единичных изделий), малочисленность занятого персонала и удовлетворение новых потребностей клиентов на вновь формирующихся рынках наукоемкой продукции.

Малые инновационные фирмы являются неотъемлемой и важной частью национальной инновационной системы. Для поддержки МИК государство создало специализированную финансовую инфраструктуру, ядром которой выступает венчурный инновационный фонд, имеющий свои филиалы и отделения в регионах России.

В экономической науке и практике отмечаются следующие отличительные черты и преимущества малой инновационной компании перед крупными предприятиями и фирмами:

во-первых, более высокая эффективность конечных результатов инновационной деятельности и отдача инвестиций;

во-вторых, гибкость и адаптивность к рынку (отсутствует эффект инерции массового производства, свойственного крупным компаниям);

в-третьих, простота и эффективность управления, обусловленные малочисленностью сотрудников и отсутствием громадного управленческого аппарата;

в-четвертых, низкие издержки производства из-за отсутствия больших производственных площадей и многочисленного оборудования.

В то же время для малой инновационной компании характерен повышенный риск бизнеса, связанный с единичной или малой номенклатурой выпускаемых товаров (когда снижение спроса на один-два вида изделий на рынке ставит предприятие перед угрозой банкротства), слабой инфраструктурой вновь создаваемого бизнеса, отсутствием производственных резервов (особенно на этапе организации), сложностями вхождения малой фирмы на монополизированные рынки и проч.

Поэтому малые инновационные предприятия нуждаются в серьезной государственной поддержке и собственной обслуживающей инфраструктуре.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" создает правовые основы, благоприятствующие росту числа малых инновационных предприятий.

Первая проблема, которая возникает при создании малого инновационного предприятия (далее - предприятия) - урегулирование прав на интеллектуальную собственность. Учредители предприятия должны иметь собственный патент или получить согласие собственника на использование новшеств в коммерческих целях.

По действующему законодательству использование некоммерческими организациями полученной за счет бюджетных средств интеллектуальной собственности с целью получения прибыли не относится к разрешенной деятельности. Однако по соглашению сторон право на ее использование может быть передано малому инновационному предприятию, которое организует производство инновационного продукта.

Вторая проблема - найти инвестора и реализация бизнес-проекта.

Малое инновационное предприятие может быть создано, во-первых, на базе финансовой поддержки муниципалитета (в этом случае право на использование патента на новшество передается разработчиком муниципалитету для целей коммерциализации на основе лицензионного соглашения (договора) - с последующим правом приватизации предприятия), во-вторых, при финансовой поддержке фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере по программе "СТАРТ" (при наличии разработанного бизнес-плана и инвестора), в-третьих, за счет финансирования инновационной деятельности по программам бюджетных и внебюджетных инвестиционных фондов на коммерческой основе (по заявке разработчика).

При подаче заявки должны быть обозначены основные коммерческие характеристики проекта: в какой форме защищены права на интеллектуальную собственность или есть согласие собственника на передачу этих прав предприятию, в чем новизна и коммерческая выгодность проекта, какова конкурентоспособность изделия на мировом рынке инноваций, емкость целевого рынка, его динамика, каково ресурсное обеспечение проекта (площадями, материалами, финансами), наличие необходимых по профилю и квалификации специалистов, какова смета расходов по запуску проекта, план освоения проектной мощности предприятия, сроки окупаемости и доходность проекта и др.

Создание малого инновационного предприятия завершается его государственной регистрацией, после которой предприятие получает статус юридического лица, включается в реестр и проходит регистрацию в налоговых органах, местном отделении Федеральной службы государственной статистики, Пенсионном фонде РФ.

В уставе предприятия при подаче заявки на регистрацию должны быть указаны: состав учредителей, размер уставного капитала, размер делового вклада учредителей в уставной капитал, название предприятия как юридического лица, его организационно-правовая форма, юридический адрес.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации предприятия учредитель в установленном порядке обязан представить следующие документы:

o заявление о государственной регистрации предприятия;

o решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

o учредительные документы юридического лица;

o выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

o справка об уплате госпошлины.

Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации и постановке специального штампа с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепленного подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и заверенного гербовой печатью.

По завершении всех этих организационных процедур можно считать, что запуск предприятия завершен.

Малый инновационный бизнес пользуется налоговыми и другими льготами, государственной бюджетной и внебюджетной поддержкой, информационной и консультационной поддержкой. В этой сфере развиваются формы государственно-частного партнерства, позволяющие равномерно разделить риски инновационного рынка между малым инновационным предприятием, государством и крупными компаниями.

Соответственно, в составе инфраструктурного обслуживания малого инновационного бизнеса в последние годы сформировались и успешно функционируют следующие организации:

o Территориальные инновационно-технологические центры.

Осуществляют поддержку малых и средних инновационных предприятий по реализации проектов, привлечению для их реализации финансовых ресурсов, совместно выполняют коммерческие проекты.

В составе инновационно-технологического центра может быть образован комплекс маркетинговых коммуникаций, выполняющий услуги по защите прав интеллектуальной собственности, лицензированию, правовому и информационному обеспечению, исследованию конъюнктуры рынка, составлению бизнес-планов, технологическому консалтингу и др.

Важной организационно-финансовой составляющей является Гарантийный фонд продвижения научно-технической продукции.

o Центр трансферта технологий.

Основная задача таких центров - работа с научно-исследовательскими организациями, разработчиками, малыми инновационными предприятиями в развитии их связей и взаимодействии с участниками рынка инноваций.

Центры трансферта технологий в России появились впервые в 2003 г. по инициативе и при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ и взяли на себя функции консалтинга инновационных предприятий, учреждений науки, обучения персонала, технологического аудита, создания единой базы данных научно-технических разработок, содействия по привлечению инвестиций и т.п.

o Торгово-промышленные палаты.

Их главная задача - оказание комплексных услуг по продвижению на рынок инновационной продукции предприятий, организация выставок и ярмарок, деловых встреч и переговоров с потенциальными инвесторами, консультации по защите прав интеллектуальной собственности, а также оказание рекламных услуг, переводы деловых документов и т.п.

o Международный фонд технологий и инвестиций. Ведет практическую работу по коммерциализации научных разработок, выполняя запросы зарубежных фирм о поиске нужных для них технологий в России, а также помогает российским организаторам сферы науки устанавливать контакты с зарубежными фирмами, которым разработки российских ученых были бы интересны, а деловые контакты перспективны. Для сопровождения инновационных проектов в таких фондах создана разветвленная инфраструктура, состоящая из управляющей компании, агентства, обслуживающих операции по продвижению на рынок интеллектуальной собственности, таможенного брокера, экспертов, юристов.

Фонд позиционирует себя как бизнес-партнер для российских разработчиков, осуществляющих коммерциализацию своей инновационной продукции.

o Технико-внедренческие особые экономические зоны.

Цель их деятельности - создание с помощью федеральных и региональных инвестиций и более льготного налогообложения привлекательных условий для активизации в регионе инновационной деятельности, развития малых инновационных предприятий.

o Инновационные зоны, включающие, как правило, университеты-инкубаторы, научные парки (исследовательские парки и др.)" технологические центры, наукограды (типа Новосибирского академгородка), инновационные центры (типа "Сколково").

Первый технопарк в России был создан в Томске в 1990 г., тогда же была образована Российская ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов (ассоциация "Технопарк").

В настоящее время в России действуют более 50 технопарков в Москве, в подмосковных наукоградах - Пущино, Черноголовке, Троицке, Дубне, Обнинске, Томске, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Уфе, Ростове-на-Дону.

В 2006 г. Правительство РФ одобрило государственную программу "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий".

Стратегирование малого инновационного предприятия, созданного для реализации инновационного проекта, относится к числу важнейших задач инновационного менеджмента.

Разработка стратегии инновационного предприятия - это процесс определения его дальнейших целей, учитывающих изменения внешней среды, совокупности приоритетов, направлений деятельности, средств и ресурсов достижения конкурентной позиции предприятия на соответствующих рынках инновационных продуктов и услуг.

Основные задачи стратегирования инновационного предприятия, как показывает практика, состоят в следующем:

o оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке инноваций (состояние отрасли, конкурентной ситуации, прогноз динамики рынка, выявление ключевых факторов успешного позиционирования предприятия на рынке, SWOT-анализ, оценка ресурсов предприятия);

o определение стратегических альтернатив развития предприятия в отрасли, методов и приемов выхода на новый рынок или закрепления в действующем.

Стратегический план инновационного предприятия реализуется в системе бюджетирования предприятия, оперативного планирования, включающего формирование плана продаж, показателей основного производственного плана, материальных ресурсов, необходимых производственных мощностей, алгоритм оперативного управления предприятием.

Для каждого уровня планирования характерен специфический набор целей и задач, горизонт планирования, степень детализации плана, порядок контроля и др.

Стратегический план - это внутрифирменный документ, устанавливающий основные цели предприятия и задачи на ближайшие (от 2 до 10 лет) годы, описывающий видение будущего предприятия, его продукцию, рынки, а также основные пути достижения поставленной цели.

При разработке стратегического плана обязательно учитываются результаты долгосрочных прогнозов ситуаций на отраслевом рынке, маркетинговые, финансовые, производственно-технические условия деятельности предприятия.

Стратегический план содержит, как правило, агрегированную информацию, и в нем представлены лишь обобщенные показатели: объемы производства и продаж, динамика оборота и прибыль предприятия и др.

Основной производственный план конкретизирует план продаж и операций, устанавливая для каждого периода количество произведенной продукции каждого вида, ориентированного на имеющиеся заказы на поставку продукции, размеры спроса, имеющиеся ресурсы и производственные мощности. На этой основе разрабатывается план развития необходимых мощностей, объемы привлекаемых ресурсов.

Стратегический план получает свое конкретное воплощение также в бизнес-плане предприятия, который конкретизирует задания и приоритеты стратегического плана в виде комплекса плановых документов, в которых содержатся оценки и показатели деятельности предприятия за определенный период, методы и инструменты ведения бизнеса, возможности привлечения финансовых ресурсов.

На основе результатов стратегирования предприятия строится маркетинговая и товарная стратегии предприятия.

Маркетинг - это деятельность по анализу рынка, разработке, распределению и продвижению товара, направленная на реализацию стратегии предприятия (фирмы).

В систему маркетинга входят задачи по комплексному изучению соответствующего сегмента рынка, выявлению неудовлетворенного спроса, планированию товарного ассортимента и цен, планированию сбыта, проведению рекламы.

Маркетинговая стратегия строится с учетом всех методических требований, характерных для стратегического планирования, главная цель которого - учет рисков и угроз непредсказуемой динамики внешней среды, отраслевых рынков инноваций.

Важнейшими стратегиями маркетинга являются:

o производственно-ориентированная стратегия, направленная на продвижение дешевых и доступных товаров;

o продуктово-ориентированная стратегия, направленная на продвижение товаров на те сегменты рынка, где востребованы товары высокого качества, обладающие лучшими по сравнению с имеющимися техническими характеристиками;

o интегрированная маркетинговая стратегия, ориентированная на комплексный системный учет структуры и динамики спроса на отраслевых рынках на продукцию всех его участников;

o стратегия социально-ответственного маркетинга, имеющая в качестве приоритета социальное благополучие потребителя.

Инновационное предприятие, реализуя ту или иную маркетинговую стратегию, организует тщательное изучение состояния дел на конкурирующих рынках по принципу "здесь и сейчас": оценивает конъюнктуру рынка, уровень спроса и предложения, конкурентоспособность товара, цены, товаропродвижение.