Образование Китайской Народной Республики

Китайская Народная Республика (КНР) образовалась в результате длительного революционного процесса. Первоначально новое государство объединило освобожденные районы, которые назывались "советскими".

В сентябре 1945 г. после разгрома милитаристской Японии вновь вспыхнула гражданская война (1946–1949). Главной революционной базой коммунистов стал северо-восток Китая (Маньчжурия). Решающую помощь китайским коммунистам в победном завершении войны оказал Советский Союз.

В стране была установлена революционная власть, главной опорой которой стала Народно-освободительная армия Китая (НОАК), именно так именовались в период гражданской войны вооруженные силы китайских коммунистов. Главной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты НОАК, которые назначались непосредственно военными и политическими органами. Военно-контрольные комитеты были весь период военного контроля главными органами власти на местах. Они издавали большое количество нормативных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах.

Весной – летом 1949 г. на территории, контролируемой НОАК, прошло оформление Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), на сессии которого 1 октября 1949 г. было провозглашено образование КНР.

На сессии НПКСК были приняты следующие документы:

1. Общая программа НПКСК, которая до принятия конституции должна была исполнять роль основного закона КНР. Программа определила государственную власть в Китае как "демократическую диктатуру народа", основанную на союзе рабочего класса и крестьянства. Для решения национального вопроса предусматривалось создание автономий. Старое законодательство отменялось, новое формировалось исходя из установок программы.

2. Организационный статут НПКСК, который определил его статус как организации Единого фронта.

3. Закон об организации Центрального народного правительства. Главой правительства был избран Мао Цзедун, он же исполнял функции глаы государства.

4. Постановления о государственном флаге, гимне, гербе, переходе на новое летоисчисление, переносе столицы в Пекин.

На сессии были сформированы высшие органы власти и управления. Высшим органом власти в восстановительный период был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который осуществлял все полномочия высшего органа власти (законотворчество, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, назначение высших должностных лиц государства, решение вопросов войны и мира и т.д.), представлял КНР вовне страны. Пленарная сессия НПКСК, взавшая на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), никогда уже не собиралась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими государственными полномочиями наделен не был. Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика 1949–1954 гг. создали председателю ЦНП особое положение в государственной структуре – выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП стал председатель Центрального комитета компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета и исполнял функции главы государства.

Ряд высших государственных органов, образованных ЦНПС, вместе составил ЦНП. В число этих органов вошли Административный совет – высший орган государственного управления, Народно-революционный военный совет – орган руководства вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.

Административный совет занимал в государственной структуре положение правительства, однако отличался от органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят временный закон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен перед председателем ЦНП.

На местах органами власти считались собрания народных представителей и народные правительства местных уровней. Однако поскольку собрания народных представителей не собирались, народные правительства были единственными органами власти. Вплоть до 1952–1954 гг. продолжали существовать Военно-контрольные комитеты НОАК.

После образования КНР началось строительство системы органов суда и прокуратуры. Сначала были образованы Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура, которые являлись составной частью ЦНП. Затем создавались нижестоящие звенья судебной системы.

Правоохранительные органы (суд и прокуратура) на местах включались в состав народных правительств. Деятельность местных судов дополнялась функционированием военных трибуналов военно-контрольных комитетов НОАК. Они рассматривали дела о "контрреволюционных" и других серьезных уголовных преступлениях. Кроме военных трибуналов создавались и другие чрезвычайные суды. С 1950 г. стали образовываться народные трибуналы в районах проведения земельной реформы, действующие па правах палат уездных и городских народных судов. В их компетенцию входили все дела о контрреволюции и бандитизме в соответствующих районах.