Образование как цель и ОГЛАВЛЕНИЕ педагогического процесса

Процессуальность образования. Образованию присуща процессуальность, т.е. сменяемость одного состояния другим, движение от целей образования к его результатам посредством педагогического взаимодействия его непосредственных участников. Процессуальная сторона образования выражается через понятие педагогического процесса, который Б. Т. Лихачев определяет как "целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей"[1].

Если под образованием понимать физическое и духовное формирование личности, сознательно ориентированное на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании как социальные эталоны (например, спартанский воин; добродетельный христианин; эффективный работник, строитель коммунизма; высокопрофессиональный специалист; гражданин, несущий ответственность за себя, за ближайшее окружение, за общество в целом), то педагогический процесс – это форма организации преднамеренного целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния педагогов (профессиональных и непрофессиональных, например родителей) и воспитанников.

Образование – более широкое понятие, чем педагогический процесс, так как оно достигается не только вследствие целенаправленного педагогического процесса, но и охватывает изменения личности, происходящие под воздействием других влияний, непреднамеренных воздействий природного и социального окружения. Эти влияния воспринимаются и трансформируются воспитанниками без контроля со стороны воспитателей и, поскольку не являются целенаправленными, не могут считаться педагогическими[2]. С процессуальной точки зрения образование предстает как совокупность компонентов:

– целевой компонент представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования;

– содержательный компонент выражается в содержании образовательной деятельности, направленной на достижение целей образования;

– организационно-деятельностный компонент характеризуется двумя уровнями организации образовательной деятельности. На первом уровне – это управление профессиональной деятельностью педагогов. На втором уровне – это организация непосредственного взаимодействия педагогов и их воспитанников;

– коммуникативный компонент определяет характер эмоциональных отношений между педагогами и их воспитанниками, а также мотивами их деятельности. Кроме того, важен как характер отношений между родителями, между педагогами, так и стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый администрацией учебного заведения;

– контрольно-оценочный компонент включает в себя контроль и оценку педагогами процесса и результата образовательной деятельности. Важной составной частью этого компонента являются самоконтроль и самооценка педагогом своей деятельности и се результатов;

– аналитический компонент содержит такие аспекты, как выявление педагогических успехов и допущенных ошибок, анализ результативности путем сравнения поставленных образовательных целей с полученными результатами.

Образование как цель педагогического процесса. Под целью педагогического процесса понимается мысленное, заранее определяемое представление о его результате. Для того чтобы понять образование как процесс движения к некоей цели, определим результат этого движения как уровень образованности личности.

Под образованностью личности понимается характеристика, показатель определенного уровня освоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений, т.е. наличие у человека некоего индивидуализированного социокультурного облика.

Понятие "цели образования" всегда связано с образом, который понимается как социально одобряемый в данный исторический период в данной национальной и этнической культуре эталон личности, образец для подражания, который наполняемый определенным ОГЛАВЛЕНИЕм знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это ОГЛАВЛЕНИЕ конкретизируется как в отношении отдельного индивида (независимо от того, планируется это официально или ОГЛАВЛЕНИЕ образования выступает формально общим, одинаковым для всех), так и в зависимости от возраста взаимодействующих субъектов, особенностей педагогических условий.

'Гак, в российской истории "героями своего времени" в разные периоды выступали разные идеалы, как положительные, так и отрицательные. В 1930-е гг. это был фанатичный строитель социализма и коммунизма, малограмотный энтузиаст; в годы Великой Отечественной войны – боевой офицер, защитник родины; в 1950–1960-е гг. – талантливый физик, в 1970-е – партийный функционер со всем пакетом социальных благ; в 1990 гг. – удачливый бизнесмен. Наряду с этими идеалами неизменно существует идеал русской народной педагогики: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик.

В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих нравственных норм, законов жизни, потребностей, прав и свобод. При формулировании глобальных целей образования необходимо исходить из осознания общечеловеческих ценностей – ими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества. В образовательном процессе такие общечеловеческие ценности, как Жизнь, Добро, Истина, Красота (Гармония), должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе.

Цели образования в той или иной мере присущи всем социальным обществам, хотя особенности их выражения зависят от культурно-исторического развития страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Они должны согласовываться с принципами гуманизма. Но гуманизм – это не себялюбие, а человеколюбие, поэтому он не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодействие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Например, одной из ведущих идей русского национального самосознания является идея соборности.

Поскольку цель образования состоит в передаче культуры в виде социального опыта одного поколения другому, причем этот опыт включает в себя знания, умения, способы деятельности (в том числе творческой), ценности-отношения, в совокупности обеспечивающие разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие, то естественно, что на индивидуально-личностном уровне результат достижения этой цели будет представлен уровнем и характером освоения человеком неких культурно- нравственных образцов, формирования своего нравственного облика. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества.