Лекция 5. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.

Мишель Монтень

Образование как условие сохранения цивилизации и развития человечества

Начнем разговор об образовании, его предназначении и потенциалах, казалось бы, с совершенно постороннего здесь наблюдения, относящегося к сфере языкознания, – многозначности ряда понятий, принципиально важных при обращении к проблеме, о которой идет речь. Первым в череде таких понятий оказывается само "образование": круг значений этого понятия, а следовательно, явлений и процессов, им характеризуемых, очень широк[1]. Тем не менее все значения так или иначе восходят к многоплановому понятию "образ" – нечто реально существующее (образ жизни, образ мыслей и т.д.) и его представление в общественном сознании, в науке или искусстве, воображении конкретного человека. Образец – пример для подражания, следования, стимулирующий активность некоего субъекта. Образование – возникновение того и такого, чего и какого раньше не было в природе или обществе, в людях, а именно: их просвещенности и нравственности. Образование как педагогический процесс, включающий обучение, воспитание и развитие человека, и образованность человека как интегративный результат названного процесса – специально организуемого и стихийного. Система образования – то, что создается для достижения обученности и воспитанности людей любого возраста. Самообразование – принципиально никем и ничем не компенсируемое средство достижения и саморазвития познавательной активности как духовно-нравственного качества личности. Образованность как одно из важнейших качеств специалиста и основ его профессиональной компетентности, карьерного роста...

Ко многим из названных значений мы еще не раз вернемся. Здесь же констатируем: вовсе не случайно самые разные аспекты объединяются общим понятием "образование". Это "языковое чудо" – выражение органичной взаимосвязи разных элементов системы, что удовлетворяет взаимообусловленные и объективные потребности разностороннего развития и общества, и человека в обществе, а в целом – сохранения цивилизации и развития человечества. Именно поэтому образование выступает в двух ипостасях: на глобальном уровне – как условие такого сохранения; на уровне одного из социально значимых воплощений – как педагогический процесс, призванный данное условие обеспечивать людям, каждому человеку в отдельности. Общая исходная гуманистическая позиция при этом сочетает прямую и обратную зависимость: потребность людей в образованности – это такое же производное от общественного прогресса, как он сам – от роста их образованности.

Осознать и оценить значение образования как феномена общественного и индивидуального развития помогает попытка представить этот феномен как единство и взаимосвязь трех различных блоков: теоретического (объем знаний), практического (их применение) и методического (приобщение к тому и другому). Без их развитости и действенности на любом этапе и уровне развития человечества были бы, очевидно, невозможны ни сама цивилизация и ее прогресс, ни интенсивность общественного развития, ни достижения культуры.

Цивилизация, сколь ни различна она по сути, уровням, проявлениям во времени и пространстве, создается не только и даже не столько добытым, новым, открытым знанием, сколько его освоением общественной практикой как по линии теорий и технологий, так и по мере овладения ими, приобщения к ним людей, осознающих и текущие, и новые потребности и ищущих возможности их удовлетворения, в том числе, а то и прежде всего, средствами образования и неизменно связанного с ним самообразования. Такой путь развития цивилизации, как свидетельствует история, всегда был непрост, противоречив, порой приводил к серьезным катаклизмам. Впрочем, это присуще и нашей эпохе с ее такими антигуманистическими проявлениями, как гонка вооружений, передел мира, изменение климата, терроризм и т.п. (а ведь многое сотворено весьма образованными людьми!). Разумеется, закономерностей, причин возникновения как позитивного, так и негативного было, есть и, надо полагать, будет много – разных и в различных сочетаниях параметров человеческого опыта, его осмысления, сознательного и стихийного преобразования. Ведь образование, как и его интегрированное воплощение – образованность, – это не только знание жизни, но и знание о жизни, т.е. владение подходами к ее целенаправленному изучению, овладению системой знаний и способов их обретения как результатом применения знаний. Иначе говоря, и образование в целом, и образованность людей должны быть не только в принципе применимы, но и действительно применяемы, будь то философские абстракции или производственные алгоритмы. Поэтому одним из главных результатов и оснований прогресса, развития цивилизации суждено оставаться образованию в трех его условных блоках – теоретическом, практическом и методическом. Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере, в частности, на таком элементе образованности специалиста, как его педагогические знания.