Лекция 12. ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• структуру интеллектуального потенциала, этапы эволюции и типологию ресурсов интеллектуального потенциала;

• типологию знаний в интеллектуальном потенциале;

• главные цели образования и формирования преобразующего мышления;

уметь

• выделять основные связи между концепциями преобразующего менеджмента и корпоративной социальной ответственности и интеллектуализацией общественного производства;

• исследовать, критиковать (проблематизировать) и нормировать деятельность, осуществлять это в индивидуальной и групповой формах;

владеть

приемами оперирования такими понятиями, как "интеллектуальный потенциал", "обучающаяся организация", "образование", "знание", "управление знаниями", "управление интеллектуальным потенциалом", "мышление", "рефлексия";

• инструментами развития собственной деятельности;

• методами "опережающего" формирования и структурирования профессионального опыта, сознания, самоопределения и культуры.

Полезно задуматься

Какова связь между понятиями "преобразующий менеджмент", "корпоративная социальная ответственность" и "интеллектуализация общественного производства"? Каковы структурные элементы интеллектуального потенциала организации? Можно ли нарисовать портрет сотрудника самообучающейся организации? Каковы главные способности, которые должен в себе культивировать "человек-преобразователь"? Каковы стили управления человеческим потенциалом в организации?

Интеллектуальный потенциал в концепции преобразующего менеджмента

Попытки выхода стратегических отраслей из глубокой депрессии, стремление к использованию инновационных путей развития подтверждают актуальность и необходимость понимания роли организационных изменений, интеллектуального потенциала организации, знаний, управления развитием человеческого потенциала, управления знаниями, образованием.

Рассмотрим преобразующий менеджмент как систему, которая обеспечивает повышение эффективности общественного воспроизводства и конкурентоспособность национальной экономики на инновационной основе. Базовым элементом современного менеджмента является человек – источник и обладатель интеллектуального потенциала. Важная роль в реализации концепции преобразующего менеджмента принадлежит системе образования. Учебные заведения являются проводниками концепции преобразующего менеджмента среди учащихся, в том числе будущих менеджеров, которые в дальнейшем используют в своих организациях его принципы, осознавая и учитывая последствия деятельности своих фирм.

Существует несколько причин связывать концепции преобразующего менеджмента и корпоративной социальной ответственности с процессами интеллектуализации общественного производства.

1. Рыночная система хозяйства за многовековую историю своего существования прошла путь от классического капитализма с его стремлением к максимизации прибыли любой ценой к социально ориентированной экономике. Сегодня прибыль создается работником, имеющим альтернативные источники дохода, а интеллектуальный потенциал превращается в важнейший ресурс.

2. Возрастание роли ответственности бизнеса в обеспечении устойчивых конкурентных преимуществ национальной экономики связано с социальной ориентацией рыночного хозяйства. Научно-технический прогресс и быстрое обновление знаний, которые лежат в основе информации о новых, более современных и производительных технологиях, ведут к интеллектуализации производства и требуют увеличения затрат общества на подготовку высококвалифицированной рабочей силы. Бизнес вынужден принять на себя значительную часть этих затрат, поскольку его собственное развитие находится в прямой зависимости от качества и инновационных возможностей интеллектуального потенциала.

3. Появление совершенно новых форм социально-трудовых отношений между наемным работником и предпринимателем: носитель интеллектуального потенциала, даже работая по найму, является уже не столько исполнителем, сколько партнером по бизнесу – часто имеет в нем долю и участвует в его управлении. Это принципиально иное положение наемных работников по отношению к владельцам материальных факторов производства является объективной причиной распространения социальной ответственности бизнеса в условиях рыночной системы хозяйства.

4. Расширение и углубление рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики также заставляет бизнес быть социально ответственным. Глобализация рынков, увеличение числа игроков на них и рост конкуренции обусловили постоянный рост транзакционных издержек, минимизировать которые возможно на основе создания формальных институтов согласования интересов между всеми основными участниками рыночных отношений: бизнесом, государством, обществом. В этих условиях бизнес вынужден брать на себя ответственность за многие направления развития общества, напрямую никак не связанные с его хозяйственной деятельностью (экология, социальные программы в области образования, здравоохранения, охраны труда, культуры, спорта).

Точка зрения

Современная организация – это производитель не столько товаров, сколько знаний. Сегодняшнее производство – это во многом деятельность ума инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям и, конечно же, управленцев. Во многих организациях большая часть полученного эффекта становится результатом применения общенаучных и специальных знаний, интенсивного обучения персонала и продуманного взаимодействия с партнерами и контрагентами. Иными словами, большинство сотрудников фирм в разной мере занимаются производством полезных знаний. Организации становятся обучающимися. Инновации являются источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный потенциал становится устойчивым конкурентным преимуществом.

В нынешней конкуренции решающую роль играют качество и интенсивность обучения людей в организации. При этом доминирующей сферой экономической активности становится сфера интеллектуальных услуг.