Образование иммигрантов

Фактор нарастающей значимости проблем образования в многонациональном обществе – миграция населения. Гигантские потоки мигрантов заметно видоизменяют этнический состав учащихся школьных учреждений. Мигранты и вынужденные переселенцы исповедуют собственные культурные ценности, традиции и верования, говорят на иных языках, что зачастую резко отличает их от коренного населения. Нередки конфликты между ними и коренными жителями. Молодые иммигранты так или иначе подвержены комплексу чужака (маргинала), рожденного из-за ослабления культурных связей с исторической родиной. Они не желают быть изгоями, стремятся войти в культуру страны пребывания. Образование должно дать педагогические ответы на присутствие иммигрантов. Воспитание и обучение иммигрантов становится одним из главных направлений педагогической деятельности. Преследуются важные социальные и педагогические задачи: приучить иммигрантов к уважению культуры, традиций и законов страны пребывания; приобщить иммигрантов к языку и культуре новой родины; сберечь особенности культуры и язык иммигрантских общин; наладить межкультурный диалог с иммигрантами. Как важное условие успешной социальной адаптации иммигрантов рассматривается их систематическое компенсирующее обучение.

В США, Канаде, Австралии, Западной Европе педагогическая политика в отношении иммигрантов претерпела на протяжении последних 40 лет определенную эволюцию. Поначалу это была ориентации исключительно на ассимиляцию иммигрантов. Формулируя такой курс, авторы Доклада о расовом взаимодействии в Британии (1969) писали, что необходимо требовать от иммигрантов уважения к доминирующей культуре и не "ожидать от национальной системы образования деятельности по сохранению ценностей иммигрантских общин".

Начиная с 1970–1980-х гг. Запад переходит к попыткам наладить с иммигрантами межкультурный диалог. В США, Канаде и Австралии действует разветвленная система государственной поддержки образования мигрантов, организуется специальное обучение школьников-иммигрантов: двуязычные и многоязычные классы и школы. В Западной Европе поощряются адресованные иммигрантам учебные заведения "второго шанса". Для иммигрантов создаются классы адаптации. Их идея сводится к тому, чтобы дать подготовку молодым людям из иммигрантских семей, которые не получили образования в системе образования страны пребывания. Такие классы имеют в виду прежде всего компенсирующее обучение для ликвидации академической неуспеваемости. Так, во Франции практикуются начальные "классы приобщения к французской культуре", где дети иммигрантов в течение года интенсивно занимаются французским языком, после чего их переводят в обычные классы. Планируется создавать в местах компактного проживания иммигрантов классы с гораздо меньшим, чем обычно, числом учащихся. В Англии в случаях большого числа в классе иммигрантов применяется обучение в виде дополнительных занятий с малыми группами. В Германии для иммигрантов – детей начального школьного возраста организованы обязательные бесплатные курсы немецкого языка. В Нидерландах для иммигрантов обязательны годичные курсы, где, кроме нидерландского языка, знакомят с историей, культурой, законодательством страны. Как и в США, Канаде и Австралии, в Западной Европе практикуется билингвальное обучение иммигрантов. Так, в Германии в ряде начальных школ преподавание ведется на немецком языке и языке иммигрантов. В Дании иммигранты могут отдавать детей в школу с обучением на датском и родном языке либо в учебное заведение, где преподавание ведется только на датском языке. В первом случае с детьми работают учителя – носители датского языка и языка иммигрантской общины. В Швеции законом оговорено право иммигрантов получать общее образование на родном языке.

Если в США, Канаде и Австралии диалог с иммигрантами и их педагогическая адаптация облегчается исторически сложившимися традициями, то в Западной Европе педагогическую поддержку иммигрантов пришлось организовывать, не имея в запасе сколько-нибудь значительного исторического опыта межкультурного диалога. Если педагогическая адаптация иммигрантов – носителей культур европейского типа протекает сравнительно эффективно, то гораздо сложнее входят в европейский социум пришельцы из мусульманского мира. О слабых результатах вовлечения иммигрантов-мусульман в орбиту европейского образования свидетельствовали массовые бесчинства арабских и африканских подростков в октябре-ноябре 2005 г. во Франции. Юные вандалы соревновались в крутизне, устраивая поджоги, в том числе и школ, в которых они учились.

Многие лидеры мусульманских иммигрантских общин отворачиваются от идей межкультурного диалога, усиливают давление на светскость образования. Ими выдвигаются требования создавать коранические школы раздельного обучения мальчиков и девочек, открывать в учебных заведениях мусульманские молельни, преподавать в школах Коран, запретить совместные для девочек и мальчиков бассейны, позволить девочкам-мусульманкам не посещать занятия гимнастикой, носить особо завязываемые косынки (хиджабы) и т.д. Такого рода требования опубликовал, например, Мусульманский педагогический трест (Англия).

Европа готова идти на компромисс и принять во внимание часть требований мусульманских общин иммигрантов. Так, в Великобритании разрешили создавать частные коранические учебные заведения, со школьных зданий сняты католические кресты, учащимся-мусульманам позволили готовить особую пищу, одеваться согласно национальным обычаям. Вместе с тем европейцы не намерены поступаться устоями западного светского образования. На протяжении 2004–2007 гг. в общественных школах Италии, Нидерландах, Франции запрещено ношение хиджабов, больших нагрудных католических распятий, иудейских кип и других явных религиозных символов.

Педагогическая поддержка иммигрантов приносит определенные плоды. Части из них удается сравняться в академических успехах со сверстниками из доминирующих этносов. Опираясь на педагогическую поддержку, мигранты приобретают уверенность, четче осознают свою идентичность в зеркале многокультурного социума. Академическая успеваемость мигрантов становится выше, если в учебно-воспитательный процесс включаются родители учащихся. Однако вхождение иммигрантов в культуру новой родины проходит со значительными трудностями. На пути интеграции стоят как этноцентризм иммигрантов, так и их дискриминация, отсутствие систематической поддержки со стороны государства. Власти не планируют оказывать сколько-нибудь существенную помощь иммигрантам в сфере образования. Так, Консультационный совет иммигрантов стран Британского Содружества предлагает выходцам из других стран самим заботиться о сохранении собственной культуры. Иммигрантам нередко отказывают в праве обучения на родном языке в общественных учебных заведениях. Без ответа остаются просьбы поощрять присутствие в школах учителей – выходцев из иммигрантских меньшинств. В обязательных программах общеобразовательных школ ведущих стран Запада сколько- нибудь систематическое изучение культуры иммигрантов не предусмотрено. Педагоги мало и нерегулярно сотрудничают с родителями дегей-иммигрантов. Основные усилия по приобщению школьников-мигрантов к собственной культуре предпринимают иммигрантские общины, используя собственные средства и ресурсы.