Образование в Эллинистическом мире

После распада империи Александра Македонского в III–I вв. до н.э. культура и просвещение Средиземноморья развивались в тесной связи с традициями греческих городов-полисов. В этот период, получивший название эпохи Эллинизма, идеи греческой образованности проникают также в Среднюю Азию и Индию. Издревле были знакомы с греческой цивилизацией племена Северного Причерноморья. В их жизни длительное время сосуществовали традиции эллинского и родоплеменного семейного образования. Очагами эллинской культуры для скифов-аборигенов Северного Причерноморья стали возникшие в VII-VI вв. до н.э. греческие колонии (Ольвия, Фанагория и др.). Подобными культурными центрами сделались появившиеся позже эллиноскифские поселения (Борисфен – порт в устье Днепра). Племенная скифская верхушка осваивала греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования.

В Эллинскую эпоху возникают новые традиции книжной культуры и образования. Если прежде в городах Эллады почти обходились без книг, культура и образование усваивались по преимуществу с голоса, то теперь появились мастерские, где рукописи переписывались на продажу. Главной такой мастерской оказался Египет, где рос папирус и где книги писались на папирусных свитках.

В Эллинском мире сохранялись воззрения Древней Греции, прежде всего приверженность семейно-домашнему воспитанию. Отзвук такой традиции содержат, например, поучительные стихотворные строчки авторов Эллинской эпохи: "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т.д. Вместе с тем во взглядах на образование произошли важные изменения. Оно стало рассматриваться, прежде всего, как дело государства, что, впрочем, не исключало частной инициативы. Примером перемен в образовании была Греция.

В Эллинскую эпоху заметно пересмотрены принципы и программы образования. В некоторых местах (например, на Ионических островах) девочки получали одинаковое с мальчиками начальное образование. Порой, например на Крите, – обучение, подобно спартанскому, стало совместным.

Известные подвижки произошли в мусических школах – заведениях начального образования. Знания ученикам вбивали кулаком и бичом. "За каждую ошибку я сполна всыплю", – грозит учитель ученику в стихах времен Эллинизма. Учебные заведения были небольшими – 20–50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Преподаватель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не существовало – выходные выпадали на городские и семейные праздники. Книг было мало. Знания усваивались на слух – с голоса учителя. На обучение тратилось 6–8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились но складам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова – имена богов и героев. Потом – первые фразы, обычно поучительных стихотворных строчек. Читали только вслух. Много запоминали наизусть. Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска – абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки – от одного до девяти. С помощью абаки постигали четыре арифметических действия. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

По окончании мусического образования учеников ждали новая ступень – грамматическая школа и видоизмененная гимнасия. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать представление о музыке, приобщить к началам теоретического образования. Гимнасии были во всех сколько-нибудь крупных городах. Обычно центральный зал гимнасии окружала колоннада с комнатами для отдыха, бесед, обучения, переодевания, умаслений и бань. Во многих гимнасиях имелись залы для лекций и библиотеки. В гимнасии занимались борьбой, игрой в мяч и другими видами спорта. Однако, по сравнению со временами городов-полисов, в гимнасии меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования. Часто практиковались соревнования, во время которых ученики показывали свои успехи, а учителя – свое профессиональное мастерство. Выпускники гимнасии вливались в элиту общества.

Утратила военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Срок обучения равнялся одному году. Здесь велись разнообразные теоретические занятия по более углубленной программе, чем в гимнасии. Преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Обучение в эфебах перестает быть обязательным для свободных граждан и оказывается достоянием имущих классов.

Вершиной образования считались риторические и философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. Входит в обыкновение посещение философских школ учениками эфебий. В Афинах действовали четыре философских школы: Академия, Ликей, Стоя и Сад. Программы этих философских школ заметно различались: в Академии поощрялись занятия математикой, в Ликее – естествознанием, музицированием, историей, В Стое и Саде – философией, где затрагивались вопросы обучения и воспитания.

Основатель школы стоиков Зенон (335–262) учил, что через воспитание можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У стоиков обучались философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диалектикой (науку "правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").

Создатель философской школы Сад Эпикур (341–272) был сторонником сснсуалистского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению. Главной педагогической задачей считал освобождение человека от невежества и тем самым открытие пути к счастью. Воспитанный человек, по Эпикуру, самодостаточен, трудолюбив, излучает добро, любовь и бескорыстие, пользуется плодами знаний и земными радостями: "Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление – вместо ненависти, улыбка – вместо презрения. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок".

В Эллинском мире, кроме Греции, возникают новые крупные очаги просвещения. К ним в первую очередь следует отнести Александрию Египетскую. С особым вниманием относились здесь к развитию наук и высшего образования. В Александрии основан научно-образовательный центр Мусеум (III в. до н.э.), среди преподавателей и воспитанников значились имена, известные всему Эллинскому миру: Архимед, Евклид и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г. до н.э. – около 500 тыс.). В нем изучали все тогдашние науки. Александрия послужила своеобразным мостом между эллинистической образованностью и Римом. По свидетельству древних, в Риме оказалось множество педагогов – выходцев из Александрии.