Образование детей крепостных в России

Ориентиром для владельцев имений в организации школ для детей крепостных служила, прежде всего, деятельность государства. В частности, это касалось предложений Комиссии об учреждении народных училищ в Российской империи (1782–1804) о предоставлении всему населению страны, включая крепостных, всего спектра образования – от начального до высшего. Подобный взгляд государства проявлялся и до учреждения народных училищ. Например, правительственной комиссией для сочинения нового уложения в 1769 г. был разработан проект об учреждении деревенских школ, утвержденный с небольшими изменениями императрицей Екатериной II.

В указанный период в начальных и средних государственных малых и главных народных училищах процент крепостных колебался около 50%, а по ряду регионов, например Московской губернии, составлял около 70%. Обучение в государственных училищах являлось только одной из форм получения образования крепостными. Другой формой было обучение в приходских школах, которые существовали повсеместно, в том числе в рассматриваемых вотчинах. Большая часть детей крепостных обучалась именно в них. Третьей формой служили собственно крепостные школы. При этом они не ограничивались начальным уровнем, а дополнялись открытием в имениях средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Анализ документов об обучении детей крепостных крестьян и дворовых людей во второй половине XVIII в. может повлиять на изменение устоявшихся представлений о помещиках в России XVIII в. как "душителях" свободы и просвещения и о поголовной безграмотности крепостных крестьян. Следует заметить, что крепостной, получающий образование, расширяет свои представления о мире, знакомится с нравственными нормами и внутренне перестает быть "рабом", а хозяин, дающий ему образование, не является "крепостником-рабовладельцем". Информация о деятельности крепостных школ именно в крупных вотчинах сохранилась благодаря достаточно обширному документообороту, который содержал сведения о школах. В небольших поместьях документация по школам просто не велась. Однако сохранилась, например, информация о деятельности крепостных школ (на 1789 г.) в небольших имениях Рыкачева, Кастюриной, Клеопина, Мягкова в Новгородской губернии.

Естественно, что число помещиков, открывавших в XVIII в. школы, не ограничивалось несколькими фамилиями, а достаток помещика не являлся определяющим фактором для открытия и содержания школы. Забота об образовании и благополучии подданных определяется все же нравственными качествами, а не материальным достатком.

Примером может послужить деятельность школ в имениях крупных землевладельцев князей А. Б. Куракина (1752–1818) и Μ. М. Голицына (1731 – 1807). Школы для детей крепостных крестьян и дворовых людей в этих вотчинах открывались практически во всех селах и деревнях, получали дальнейшее расширение, связанное во многом с успехами учеников. В каждой из школ учились дети как из одной деревни или села, так и из нескольких. Это, вероятно, объясняется отсутствием или наличием в конкретном селе приходской школы.

В крепостных школах учились не только дети дворовых людей и крепостных крестьян, но и беспризорники. При наборе детей крепостных в школы приказчикам предписывалось действовать не силой, а убеждением и принимать только добровольно пожелавших учиться. В отношении возраста учеников можно заметить, что в школы рекомендовалось принимать детей от шести до 10 лет, хотя встречались и более взрослые ученики, особенно при обучении ремеслам.

Численность учеников колебалась от 15 до 50 чел., что подразумевало наличие особого помещения для школы. При каждой школе существовал даже свой небольшой штат обслуги на особом содержании. В него входила женщина из крестьянок (желательно, высоконравственная вдова) для приготовления пищи школьникам, ремонта и стирки одежды, присмотра за младшими школьниками. При числе школьников свыше 25–27 чел. назначались уже две женщины. Также при школе состоял сторож, в обязанности которого входило смотреть за зданием школы и пристройками, отапливать в холодное время. Школы имели даже собственные бани.

На весь период обучения школьники полностью обеспечивались одеждой и питанием. Например, для одной из школ предписывалось "для молока им 2 коровы господских, и 2 свиньи и до 16 куриц содержать". При большем числе учеников нормы на школу, естественно, увеличивались. Кроме того, во всех школах вотчин Μ. М. Голицына и А. Б. Куракина на питание ученикам выдавалась мука ржаная и пшеничная, три-четыре вида круп, мясо, рыба и пр. Ученики получали сезонные комплекты одежды, которые могли незначительно отличаться в отдельных школах, но непременно включали овчинную шубу (на три года), суконный кафтан на подкладке (на два года), холстинные рубашки и порты (на год), кушаки, шапки, рукавицы, лапти, сапоги. Были известны случаи введения в школах своего рода формы для учеников. Таким образом, помещик полностью брал на себя расходы по содержанию учеников, вероятно, рассчитывая получить грамотных специалистов для своего хозяйства, не исключая, как видно из документов, заботы о нравственности детей и изучении основ наук.

ОГЛАВЛЕНИЕ обучения в крепостных школах включало чтение, письмо, арифметику, грамматику, пение, обучение ремеслам. Особое внимание обращалось на индивидуальные способности, поскольку большинство учеников продолжали курс обучения какому-либо практическому делу: землемерческим навыкам и навыкам межевания, живописи, пению, лекарскому делу и пр. Несмотря на отсутствие, например, рисования как учебного предмета в документах рассматриваемых школ, оно вероятно изучалось, поскольку иначе сложно увидеть индивидуальные способности детей крепостных в живописи. Для учебных занятий крепостные ученики обеспечивались за счет помещика бумагой или тетрадями, учебными пособиями (букварями, часословами, псалтырями, арифметиками, нотными азбуками), аспидными досками и грифелями к ним. Государство предоставляло комплект учебных пособий для начального учения из 10 наименований, указанных в "Уставе народным училищам в Российской империи". В соответствии с этим документом во всех начальных учебных заведениях, включая крепостные школы, предписывалось учить детей по единому комплекту учебников. Для первоначального учения утверждались "таблица азбучная, таблица для складов, российский букварь, правила для учащихся, сокращенный Катихизис, Священная история, прописи, руководство к чистописанию, пространный Катихизис, книга о должностях человека и гражданина, первая часть арифметики".