Образное и рассуждающее мышление

Вы помните, что не закрепленное генетически поведение всегда начинается с ориентировки в поле действия или, другими словами, с исследования ситуации. И всякое неожиданное, т.е. непредсказанное, неспрогнозированное, изменение ситуации ставит перед субъектом задачу понять, что изменилось и что это означает для субъекта. Такая задача возникает перед животным, попавшим в новую незнакомую местность или помещение, и ее решение заканчивается созданием образа ситуации и выяснением для себя значения этой новой ситуации (опасная, нейтральная, полезная). Этот итог исследования можно считать пониманием ситуации, в которой оказалось животное, а сам процесс исследования – решением исследовательской задачи, т.е. особым мышлением.

Но это требует признания того, что образ – это не картинка среды, а ее понимание с позиций предстоящей деятельности. Значит, в образе представлен не весь объект, а та его субъективная избирательная модель (предмет), которая нужна для данной текущей деятельности и представляет объект как более подходящий для данных условий. Изменения требований к образу от новой деятельности преобразуют образы объектов через создание субъектом новых моделей, точнее, новых вариантов образа того же объекта (т.е. измененных по содержанию предметов).

Мышление в действии через действие и образное мышление обслуживает не только природное поведение человека, но и играет важную роль в обеспечении его социальной деятельности, в том числе и в специфично человеческих видах деятельности: познание мира и конструктивная деятельность (изобретательство).

Роль образного мышления хорошо видна при решении задач, которые можно решать как на основе логических рас- суждений, так и на основе пространственных образных представлений, которые обеспечивают более быстрое и простое решение (рис. 18.1).

Задача с вопросом – чего больше "не берез" или "не деревьев" – обычно встречает значительные затруднения у решающих ее логическим способом, но рисунок сразу дает ответ. Видно, что пространство "не берез" больше, чем "не деревьев".

Рис. 18.1. Решение задачи "Чего больше"

Классики марксизма подчеркивали, что мышление человека первоначально "вплетено" в его практическую деятельность. Но оно не просто вплетено в нее, оно совершается через действие. Взаимодействуя с объектами среды, человек по результатам взаимодействия строит не только чувственный образ, но и выделяет новые, не представленные в чувственном образе свойства вещей, и использует их в своих целях. Отсюда следующий шаг человека – организовать нужное взаимодействие объектов между собой с целью выявления их невидимых свойств и по результатам взаимодействия выделять эти свойства каждого объекта.

Построение умственного образа основано на особом взаимодействии субъекта с миром. Если восприятие совершается по схеме субъект – объект, то мышление можно представить как процесс оценки результатов организованного человеком взаимодействия объектов. Эти результаты несут в себе показатели тех свойств объектов, которые чувственно не могут быть выделены.

Рис. 18.2. Схема процесса получения субъектом сведений о свойствах взаимодействующих объектах

Процесс оценки результатов можно обозначить как умозаключение, совершаемое по определенным правилам (языковое суждение как высшая форма умозаключения). Эти правила задаются реальными отношениями объектов (вещей). Твердый предмет А всегда оставит след на мягком объекте В (рис. 18.2). Это постоянное следствие взаимодействия таких объектов представлено субъекту в чувственных образах, что и позволяет ему сформулировать законы логики. Эти законы правильны потому, что за ними стоят реальные отношения вещей при их взаимодействии.

Выявление человеком отношений объектов начинается с простого наблюдения за ними в процессе решения исследовательской задачи, но новые задачи приспособительной и созидательной деятельности ставят перед человеком познавательную задачу, и тогда он намеренно организовывает нужное ему взаимодействие объектов (в том числе объектов с приборами).

Трудовая деятельность – намеренная и продуктивная (созидательная, преобразующая) не только создает потребность в познавательной активности, но и расширяет круг задач для познавательной потребности и дает средства их решения. При этом трудовая деятельность поставляет человеку не только предметы его потребностей, но и материал (сведения) для мыслительной активности (для умозаключений).

Великий мыслитель А. де Сент-Экзюпери писал: "Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных ее тайн и добывает всеобщую истину". И самого себя человек познает только через взаимодействие с миром, с другими людьми.

Орудие, в отличие от природных объектов, а тем более научный прибор, может вступать в такие отношения с другими вещами, которые недоступны природным объектам, и выявлять нужные человеку свойства объектов. Употребление орудий, даже простых, есть всегда еще и испытание объектов на какие-то их свойства (твердость, мягкость, хрупкость, способность гореть, плавиться, коваться и т.д.).

Образное мышление животных осуществляется через преобразование образов восприятия. Но человек способен работать и с образами представлений, и с воображаемыми ситуациями (ситуация может быть воображаемой, но наполненной представлениями реальных объектов и людей, или реальной, но с не существующими реально объектами). Эта способность человека к представлению и воображению занимает важное место не только в планировании своей жизни, но и при решении научных и конструкторских задач, а также в художественном творчестве. Многие ученые говорят о визуальных решениях проблем, представляя себе понятийные объекты зрительно. М. Фарадей[1] "видел" магнитные линии, Н. Бор[2] зрительно представлял атом, Д. И. Менделеев[3] "увидел" таблицу элементов во сне, как и А. Кекуле[4], которому приснилась пространственная модель бензола (после того, как он обратил внимание на ожерелье жены и кольцо из сцепившихся между собой обезьян). Не секрет, что многие понятийные знания человека опираются на зрительные представления и плохо принимаются, когда зрительная картина и понятийное знание противоречат друг другу (житейское сознание о восходе и заходе солнца и пр.)

Оперирование образами в плане представлений и действия с объектами (в уме, в плане сознания) есть один из показателей умственного развития человека. Без воображения и представления невозможно художественное творчество писателя, художника, музыканта (и исполнителя, и, главное, композитора). Сам процесс творчества остается для нас пока тайной, потому что он совершается в основном в плане неосознаваемой работы с образами. Однако там, где творчество должно учитывать жесткие правила (игра в шахматы, например), компьютер, используя тактику переборов вариантов и опыт шахматистов, способен обыгрывать любого шахматиста.