Образное представление мира

Мировоззренческая функция искусства проявляется, прежде всего, благодаря тому, что оно является одновременно и формой духовно- предметного освоения окружающей действительности, и средством человеческого самопознания. Создавая в результате своего творческого поиска новую систему образов, в которых выражено его видение каких-то явлений и событий, художник не только увеличивает число материальных ценностей соответствующего общества, но и может изменить представление этого общества о самом себе. А это, в свою очередь, способствует качественному изменению всей системы норм и идеалов, определяющих восприятие людьми условий и обстоятельств их жизни. Заставляя взглянуть на мир по-другому, искусство открывает человеку какие-то новые цели и перспективы его бытия.

К тому же искусство наряду с моралью, религией и правом является еще и регулятором межчеловеческих отношений. Создаваемые художниками образы, в которых воплощаются коллективные представления о "Добре", "Зле", "Справедливости" или "Доблести", становятся наглядными эталонами, влияющими на поведение людей. Хорошо известно, как много подражаний вызывали, например, такие литературные персонажи, как Овод, Печорин или Базаров. В результате освоения художественных образов массовым сознанием они превращаются в культурные ориентиры, задающие ценностную направленность жизнедеятельности всего общества в целом. Такое воздействие искусство оказывает благодаря тому, что художник, даже стремящийся как можно более точно изобразить некий фрагмент действительности, на самом деле всегда выходит за рамки "сиюминутной данности".

Хотя в своих произведениях их авторы достаточно часто наглядно изображают конкретных людей, знакомые всем вещи или явления, художественные образы на самом деле выражают человеческое отношение к действительности в не менее обобщенной форме, чем научные понятия. Наглядное изображение конкретных деталей позволяет выразить знание и о скрытых свойствах действительности. Строки О. Мандельштама

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст как струпья положил

передают ведь не только зрительное впечатление от конкретной картины. Здесь и особое отношение поэта к жизни в целом.

Космический масштаб человеческого бытия – одна из типичных черт поэзии Б. Пастернака. Можно ли было сказать

Тенистая полночь стоит у пути,

На шлях навалилась звездами,

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья –

не ощущая себя частью целой Вселенной? Описывая некий частный жизненный случай, художник создает образец, который потом может определять восприятие множества людей, сталкивающихся с какими-то ситуациями, хотя бы отчасти сходными с изображенной в произведении искусства.

Лермонтовский Демон, например, воспринимается читателями как романтический бунтарь (что существенно расходится с традиционной религиозной трактовкой, рассматривающей Демона в качестве одной из форм нечистой силы). Мефистофель (также являющийся в церковной т радиции носителем Зла) в знаменитой трагедии Гете "Фауст" предстает не столько охотником за человеческими душами, сколько мыслителем, стремящимся найти ответы на важные для человечества вопросы. А в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Воланд (еще одно воплощение дьявола) оказывается необходимой стороной Добра, без которой невозможно восстанавливать в мире нарушаемую людьми справедливость.

Поскольку разных художников привлекают разные черты избранного персонажа, поэтому в культурном сознании определенной эпохи или определенного народа складывается некое "стереоскопическое" его восприятие, обусловленное пониманием того, что один и тот же образ может выражать различные идеи. Закрепленный средствами искусства такой образ становится средством направленного формирования общественного сознания. Те же Прометей или Фауст, русский Илья Муромец или немецкий Зигфрид не раз использовались (и продолжают использоваться) для построения всевозможных политических программ и идеологических концепций.