Обострение положения в "третьем мире" в начале 1980-х гг.

Рост напряженности на "глобальном Юге" объяснялся в то время нс только противостоянием двух лагерей во главе с США и СССР, но и собственной динамикой тех политических процессов, которые проходили в развивающихся странах.

Фолклендская война. С 1833 г. Аргентина и Великобритания претендуют на обладание Фолклендским (Мальдивским) архипелагом, расположенном в Южной Атлантике. В 1982 г. аргентинская военная хунта во главе с генералом Леопольдом Галтьери пошла на эскалацию этого конфликта, стремясь найти выход из стремительно ухудшающегося политического и экономического положения в стране на волне победных настроений.

2 апреля 1982 г. аргентинские войска высадились на Фолклендских островах. Находящаяся в Порт-Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 чел. по приказу губернатора Рекса Мастермана

1 Цит. по: Борьба СССР за мирное использование космоса. 1957—1985 ... Т. 1. С. 273.

Ханта капитулировала без сопротивления. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения. 3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Британское правительство требовало вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос- Айрес согласился на переговоры, но войска выводить отказался.

5 апреля из Портсмута отплыла в Южную Атлантику британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл" с 10-тысячным экспедиционным корпусом на борту. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска.

30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. 21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тыс. солдат, два авианосца, семь эсминцев, семь десантных кораблей, три атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета "Харриер" и 35 вертолетов. 12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли.

14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Марио Бенджамином Менендосом капитулировал. Потери аргентинцев убитыми составили около 700 чел., потери англичан — около 250 погибших. Вскоре после капитуляции президент Л. Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. За развязывание войны с Англией Л. Галтьери был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел семь. В результате войны был восстановлен суверенитет Великобритании над Фолклендами.

В дипломатическом отношении для Соединенных Штатов фолклендский кризис представлял собой серьезную проблему. Великобритания как член НАТО была союзником США. Но и Аргентина была связана с США Межамериканским договором о взаимной помощи 1947 г. ("пактом Рио"). В ходе конфликта Вашингтон сделал однозначный выбор в пользу "особых отношений" с Лондоном: англичанам была оказана политико-дипломатическая и военно-техническая поддержка, включая информацию с американских спутников-шпионов. Тем самым администрация Р. У. Рейгана продемонстрировала странам Латинской Америки, что они для США - союзники "второго сорта".

Стало ясно, что "пакт Рио" несостоятелен. Гарант безопасности латиноамериканских стран — Соединенные Штаты — отказался поддержать своих союзников в единственном после 1945 г. случае "внеконтиненталь- ной" агрессии. Пакт фактически перестал соблюдаться, хотя формально он не был денонсирован.

Война в Южной Атлантике стимулировала патриотические и антиамериканские настроения в регионе и способствовала сближению латиноамериканских стран на субрегиональной основе без участия США. Наиболее развитые страны региона стали прорабатывать проекты использования интеграционного опыта Западной Европы и продумывать варианты внутрирегионального экономического сотрудничества.

Важнейшим следствием конфликта вокруг Фолклендских островов стал "контадорский процесс", представлявший собой усилия ведущих стран Южной Америки по урегулированию Центральноамериканского кризиса (который будет рассмотрен ниже).

Ситуация в Центральной Америке. В начале 1980-х гг. в ведущих странах региона — Гватемале, Никарагуа и Сальвадоре — шли гражданские войны между правящими правыми (Гватемала, Сальвадор) и левой (Никарагуа) военными хунтами и вооруженной оппозицией.

В Гватемале. крупнейшей стране Центральной Америки, гражданская война началась еще в первой половине 1960-х гг., однако противостояние между левыми партизанами и сменявшими друг друга правыми военными хунтами достигло своего пика в начале 1980-х гг. Так, только на два года, 1982 и 1983 гг., приходится 1/3 жертв гватемальской гражданской войны. Началась массовая эмиграция гватемальцев в соседние страны.

В конце 1970-х гг. резко обострилась политическая обстановка в Сальвадоре, где началась война между военной хунтой и "левыми" политическими группами, организованными во Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти.

В Никарагуа в июле 1979 г. Сандинистский фронт национального освобождения сверг проамериканскую диктатуру семейства Сомоса и взял под контроль большую часть страны. Было сформировано временное коалиционное правительство с участием умеренных политиков и представителей бизнеса. Но в 1980 г. оно распалось, поскольку умеренные отказались от сотрудничества с сандинистами в знак несогласия с их слишком радикальной политикой. Умеренные никарагуанские политики, сторонники демократии и рыночной экономики, перешли в оппозицию Сандинистскому режиму.

Одновременно вооруженное сопротивление саидинистскому правительству во главе с Даниэлем Ортегой в сельских районах стали оказывать отряды "контрас", которых поддерживали Соединенные Штаты. Отряды "контрас", костяк которых составили сомосовские гвардейцы, базировались на сопредельных с Никарагуа территориях Гондураса и Сальвадора, правительства которых, действуя, но согласованию с Вашингтоном и получая помощь от США, помогали никарагуанским контрреволюционерам.

Соответственно, с 1981 г. никарагуанскому правительству стали оказывать помощь СССР и Куба. Одновременно советскую и кубинскую помощь стати получать антиправительственные отряды партизан Сальвадора, которых также поддерживал режим Даниэля Ортеги. Никарагуа стали обвинять в "экспорте революции" в Сальвадор. В ответ на это правительство в Манагуа ссылаюсь на "экспорт контрреволюции" из Сальвадора, имея в виду помощь отрядам "контрас" со стороны сальвадорского правительства. Возник сложный четырехсторонний сальвадоро-никарагуанский конфликт.

В 1983 г. его структура еще более усложнилась после того, как Соединенные Штаты организовали вторжение в Никарагуа отрядов "контрас" с территории Гондураса. Теперь и эта страна оказалась втянутой в противостояние. Конфликт в Никарагуа перерос в центральноамериканский

конфликт. Косвенно и прямо к нему были причастны США, СССР и Куба. Ситуация резко обострилась в 1984 г., после того как на минах, установленных агентами ЦРУ США, на подходе к порту Пуэтро-Санди, но 20 марта подорвался советский танкер "Луганск" с грузом нефти для Никарагуа. Только по счастливой случайности удалось избежать детонации нефти на борту судна, однако двое советских моряков получили тяжелые ранения.

В 1983 г. на совещании представителей Мексики, Венесуэлы, Панамы и Колумбии на острове Контадора (Панама) с целью содействия мирному политическому урегулированию кризиса в Центральной Америке была образована Контадорская группа. В 1984 г. последняя разработала проект Акта мира и сотрудничества в Центральной Америке, который предусматривал прекращение вмешательства извне в Центральноамериканский конфликт (включая и вмешательство со стороны Соединенных Штатов), прекращение гражданских войн в регионе, амнистию политическим заключенным и проведение демократических выборов под международным контролем. В 1985 г. была создана "группа поддержки Контадорской группы" в составе Аргентины, Бразилии, Перу и Уругвая. В Вашингтоне справедливо восприняли образование Контадорской группы как серьезный провал американской дипломатии на латиноамериканском направлении.

Ирано-иракская война. В 1975 г. Иран и Ирак заключили в Багдаде Договор о дружбе и добрососедстве, в котором было зафиксировано отсутствие у сторон взаимных претензий. В тот момент такой договор был нужен Ираку для обеспечения непроницаемости ирано-иракской границы со стороны Ирана.

Это было нужно, поскольку ирано-иракская государственная граница проходила через территорию исторического Курдистана, т.е. обширного района сплошного проживания курдов. Исторический Курдистан разделен между Турцией, Ираком и Ираном. В Иракском Курдистане регулярно возобновлялись сепаратистские движения. Сепаратисты, пользуясь фактической проницаемостью границы, имели возможность получать из-за рубежа военную и иную помощь от иранских курдов. Обеспечив закрытие границы, иранские пограничники помогли правительству Ирака подавить сепаратистов на своей территории.

Но к началу 1980-х гг. ситуация изменилась. Политическая нестабильность в Иране, конфликт иранского руководства с США, ирано-советские трения из-за Афганистана дали основание Ираку надеяться, что в случае войны против Ирана перевес сил окажется на его стороне. Ирак получал военную помощь от СССР, а также от Франции и ряда других западных стран. Одной из целей Ирака было лишить Иран контроля над руслом реки Шатт-эль-Араб, через которое иранские вооруженные силы могли получить доступ к главным внутренним водным артериям Ирака — рекам Евфрат и Тигр.

В июле 1979 г. в результате кровавого государственного переворота, в ходе которого были физически уничтожены все его противники, в Багдаде к власти пришел Саддам Хусейн. В сентябре 1980 г. он денонсировал Багдадский договор 1975 г., после чего иракская армия начала боевые действия против Ирана.

Война началась 22 сентября 1980 г. вторжением иракской армии в иранскую провинцию Хузестан. Иракское руководство сделало ставку на кратковременную кампанию: согласно захваченным иранцами документам, планировалось установить контроль над всеми крупными городами Хузс- стана в течение двух недель. Первоначальное успешное продвижение иракской армии, однако, вскоре натолкнулось на упорное сопротивление и было остановлено.

В марте — мае 1982 г. в результате двух крупных иранских наступлений иракская армия понесла тяжелые потери. Более 19 тыс. иракских солдат попали в плен. После этого С. Хусейн выразил готовность начать переговоры о мирном урегулировании и объявил о выводе войск с территории Ирана. Однако иранское руководство выдвинуло совершенно неприемлемые для Ирака условия прекращения войны, включавшие отстранение от власти С. Хусейна. Осенью 1982 г. иракское правительство заявило об отмене собственного акта о денонсации Багдадского договора и о готовности прекратить боевые действия.

С середины 1982 по 1987 г. Иран предпринимал многочисленные наступления, пытаясь захватить Басру — главный морской порт Ирака, населенный преимущественно шиитами. Иракская армия создала укрепленную линию обороны, позволявшую за счет подавляющего огневого превосходства уничтожать атакующих, наступавших "живыми волнами". Эти "живые волны" состояли из подростков и пожилых людей, входивших в народное ополчение, в то время как регулярная иранская армия в связи с недостатком бронетехники и особенно авиации предназначалась для развития и закрепления достигнутого успеха. Иранской стороне так и не удалось полностью прорвать иракскую оборонительную линию.

В нескольких случаях проводились кампании артиллерийского и ракетного обстрела городов, что вело к жертвам среди мирного населения ("войны городов"), С 1984 г. активно велась так называемая танкерная война — Ирак и Иран атаковали в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника. Такая тактика привела к интернационализации конфликта. В июле 1987 г. военно-морской флот США начал операцию, но эскортированию танкеров. Имел место ряд вооруженных инцидентов между американскими и иранскими кораблями и самолетами.

Международное сообщество было встревожено ирано-иракской войной, поскольку она создавала угрозу сокращения поставок нефти как из Ирака, так и из Ирана, что в очередной раз провоцировало рост цен. США, страны Западной Европы и Япония прилагали усилия, чтобы убедить Иран и Ирак прекратить войну. Вскоре после начала войны СССР и США достигли джентльменской договоренности о том, что ни одна из "сверхдержав" не станет вмешиваться в конфликт. Советский Союз счел возможным не считать угрожающим для себя присутствие военно-морских сил США в Персидском заливе, куда американский флот был направлен для эскортирования нефтеналивных танкеров, следовавших под американским флагом. Но эти усилия приносили ограниченные результаты.

Только в июне 1988 г. правительство Ирана согласилось выполнить резолюцию Совета безопасности ООН № 598 от 20 мая 1987 г. и пойти

на подписание соглашения о прекращении огня, после того как очередное иранское наступление на Ирак закончилось неудачей. Экономический ущерб от боевых действий для Ирака и Ирана оценивался в 350 млрд долл. Война унесла жизни около 1 млн чел.

Выводы

Новая "холодная война" зашла в тупик уже к середине 1980-х гг. Лидеры биполярного мира были вынуждены осознать, что продолжение конфронтации может лишь осложнить как их положение в "третьем мире", так и отношения с ближайшими союзниками. Попытки взорвать стратегический паритет продемонстрировали свою полную бесперспективность. "Сверхдержавы" начали постепенно утрачивать и свое некогда безраздельное доминирование в развивающихся странах: последние все активнее проводили свою внешнюю политику без оглядки на Россию и США. В этих условиях и Москва, и Вашингтон были вынуждены предпринять усилия, направленные на выход из того тупика, в котором они оказались.