Землеустройство и реестр

Статья 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" определяет землеустройство как мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Практически аналогичное определение дается и в ст. 68 ЗК РФ.

С помощью землеустройства создаются оптимальные условия эксплуатации земли, учитываются региональные, отраслевые, индивидуальные (внутрихозяйственные) особенности их использования. Помимо обеспечения оптимального использования земли землеустройство, равно как ведение государственного мониторинга земель, земельного кадастра, способствует их эффективной охране [1].

Согласно действующему законодательству объектами землеустройства являются: территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Федеральный закон "О землеустройстве" (ст. 3) устанавливает случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке. К ним отнесены:

• изменение границ объектов землеустройства;

• выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

• проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Проведение землеустройства включает в себя комплекс определенных работ, которые показаны на рис. 11.6.

Рис. 11.6. Землеустройство: проведение работ и их ОГЛАВЛЕНИЕ

Проведение землеустройства сопровождается оформлением землеустроительной документации. Статья 19 Федерального закона "О землеустройстве" к видам землеустроительной документации относит:

• генеральную схему землеустройства территории РФ, схему землеустройства территорий субъектов РФ, схему землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

• карты (планы) объектов землеустройства;

• проекты внутрихозяйственного землеустройства;

• проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

• материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

• тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, ОГЛАВЛЕНИЕ и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Вышеперечисленная документация в обязательном порядке проходит государственную экспертизу. Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в соответствии с Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 214.

Согласно п. 4 указанного Положения федеральная служба земельного кадастра [2] организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации:

а) генеральной схемы землеустройства территории РФ;

б) документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти;

в) документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.

Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы федеральной службы земельного кадастра.

Срок проведения экспертизы устанавливается с учетом объема и вида представленной на экспертизу землеустроительной документации и, как правило, составляет один месяц, однако при необходимости может быть продлен до трех месяцев.

Из данных землеустроительной документации формируется фонд данных, информация которого является открытой, за исключением информации, имеющей ограниченный доступ. Согласовывается землеустроительная документация с Росреестром, а также с органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами местного самоуправления, органами охраны памятников культуры.

Землеустроительная документация включается в состав документов государственного кадастра недвижимости.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 70 ЗК РФ и нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом постановке на государственный кадастровый учет подлежат все земельные участки, включая искусственно созданные, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Часть 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных названным федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

К разделам государственного кадастра недвижимости согласно ст. 13 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отнесены:

• реестр объектов недвижимости;

• кадастровые дела;

• кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет для просмотра без подачи запросов и взимания платы. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, предоставленные органу кадастрового учета федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их предоставления органу кадастрового учета определяются Правительством РФ.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42. Указанный документ определяет структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости и кадастровых дел.