Области и уровни применения информационного законодательства

Законодательство как правовая категория имеет недостаточно четкое определение. Обычно его характеризуют как совокупность норм, регулирующих общественные отношения в определенной области. По существует проблема разграничения нормативных правовых актов, формирующих федеральное законодательство России, включая и законы субъектов РФ, и нормативных правовых актов подзаконного уровня, издаваемых в целях обеспечения и реализации федеральных законов и законов субъектов РФ. В этом смысле к законодательству следует отнести только законы. Однако в управленческой практике к законодательству относят нормативные правовые акты общего и специального характера, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ, их правительствами. Зачастую к уровню законодательства относят и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ. Эта проблема имеет значение и для правильного понимания термина "законодательство информационное".

Определяя информационное законодательство, следует различать его конституционный уровень, уровни федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов субъектов РФ, нормативных актов губернаторов (президентов) субъектов РФ. Более низким уровнем нормативно-правового регулирования в информационной сфере отношений являются акты федеральных органов исполнительной власти, аналогичных органов субъектов РФ, а также общие нормативные акты органов местного самоуправления.

В соответствии с юридической силой и ОГЛАВЛЕНИЕм нормативных правовых актов и норм, формирующих эти акты, определяются и области их применения. Для информационного законодательства важно выделить области его применения с учетом двух критериев.

Первый критерий связан с реализацией функции информирования – доведение до исполнителей и правоприменителей сведений обо всей системе правовых норм, и не только регулирующих информационные отношения, а также информирование всего общества о состоянии правовой информации. И в этой области нет ограничений в выборе сфер применения и использования функции информирования любых пользователей.

Второй критерий ориентирован на функцию приведения в действие механизмов той части нормативных правовых актов, которые регулируют сферу информационных отношений. Здесь проблема не только в информировании о наличии правовой основы формирования и функционирования законодательства в этой области, но и в достижении запланированного результата – воздействии на ход развития самой информационной инфраструктуры и использовании се в определенных целях. И эта сторона информационного законодательства является определяющей для оценки его состояния и тенденций развития.

В связи с этим важно предусмотреть систематизацию всего массива нормативного правового материала по уровням и формам правовых актов и юридической силе отдельных правовых норм, что свойственно для каждой отрасли права. Необходимо также правильно обозначить распределение функционального воздействия на управление информационной деятельностью в структурах государственной власти, экономической, социальной и иных сферах информационного обеспечения потребностей пользователей потенциалом ИКТ.

В данном случае необходимо установить различие в целях использования информационно-технологического потенциала с учетом сфер деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Задачи информационного законодательства относительно специфики и целей функционирования этих подсистем государственной власти различаются.

Информационное обеспечение законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ ставит задачи, итогом решения которых является создание нового закона или иного равнозначного закону нормативного акта. Речь об информационном обеспечении технологии нормотворчества. И в известной мере правила в этой части будут распространяться и на другие уровни правового нормотворчества – на систему правоприменения закона в процессе создания и принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Для информационного права важное значение имеют все позиции Обращения Президента РФ к Федеральному Собранию (2009), и особенно его тезис об использовании информационных технологий в инновационных программах во всех областях жизни общества. Этим вопросам Президент и премьер-министр России уделяют постоянное внимание и контролируют ход развития правового обеспечения в данной области. Большие сдвиги во внимании к этим вопросам заметны в нормотворческой деятельности в 2010–2012 гг. На уровне информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти – получения определенного результата социально-экономического значения, информационное законодательство должно сменить центр своего внимания. Кардинальное значение имеет Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Необходимо обновлять весь процесс управленческой деятельности при реализации уже существующих норм всего спектра законодательства в любой отрасли государственного управления. Информационное законодательство в этом случае выходит на проблемы обеспечения информирующей, координирующей роли, а также роли учета получаемых реальных, живых результатов. При этом объединяются два потока информационной работы: мониторинга нормативных правовых актов и их механизмов реализации с мониторингом итогов, результатов, получаемых в системе исполнительной власти.

Иная задача информационного законодательства реализуется в связи с обеспечением задач судебного и в целом правоохранительного правоприменения – реализации законодательства страны в области пресечения правонарушений, определения ответственности за правонарушения, совершаемые различными субъектами права в процессе своей деятельности, поведения и разных форм правоотношений.

Сказанное показывает достаточно сложную ситуацию в области развития информационного законодательства. С одной стороны, это решение проблем организации своей собственной сферы: формирование и функционирование ИКТ, поддержание их на уровне мировых стандартов, включение этих технологий во внутренний и внешний рынок. А с другой – обеспечение организационного взаимодействия с системами пользователей настолько, чтобы совместно добиться социально ожидаемого результата во всех областях использования потенциала российских ИКТ. Эти вопросы более подробно будут рассмотрены в главе о формах правового мониторинга.