Обеспечивающие подсистемы для информационных систем

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. В состав входят функциональная структура, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кадровое обеспечение (рис. 8.5), а также иногда на фазе разработки ИС дополнительно включают правовое, лингвистическое, технологическое, методологическое обеспечение и интерфейсы с внешними ИС.

Работу информационной системы в контуре управления в целом описывают функциональная структура и информационное обеспечение. Поведение человека в контуре управления описывает организационное и кадровое обеспечение. Поведение автомата в контуре управления описывает математическое и техническое обеспечение.

Рис. 8.5. Обеспечивающие подсистемы ИС

Функциональная структура (рис. 8.6) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается "...круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления". Минимальный набор функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

Рис. 8.6. Функциональная структура ИС

Информационные, в свою очередь, включают функции централизованного контроля (1 – измерение значений параметров; 2 – измерение их отклонений от заданных значений) и вычислительных и логических операций (3 – тестирование работоспособности ИС и 4 – подготовка и обмен информацией с другими системами). Управляющие функции должны включать функции: 5 – поиска и расчета рациональных режимов управления; 6 – реализации заданных режимов управления.

Информационное обеспечение (рис. 8.7) – это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Внешнее информационное обеспечение включает: правила классификации и кодирования информации; нормативно-справочную информацию; оперативную информацию; методические и инструктивные материалы. Внутреннее информационное обеспечение включает описание: входных сигналов и данных; промежуточных информационных массивов; выходных сигналов и документов.

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 8.8). Алгоритмическое обеспечение (АО) – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обеспечение состоит из общего (операционные системы, трансляторы,

Рис. 8.7. Информационное обеспечение ИС

тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу "железа") и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Рис. 8.8. Математическое обеспечение ИС

Техническое обеспечение (комплекс технических средств – КТС) (рис. 8.9) состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств.

Рис. 8.9. Техническое обеспечение ИС

Организационное обеспечение (ОО) – это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения являются выбор и постановка задач управления; анализ системы управления и путей ее совершенствования; разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала; внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

Организационное обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы.

В составе организационного обеспечения можно выделить следующие четыре группы:

1. Первая группа – важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС; типовые проектные решения; методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).

2. Вторая – совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; типовые структуры управления предприятием; унифицированные системы документов; общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).

3. Третья – техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).

4. Четвертая – документация, регламентирующая деятельность персонала в рамках ИС, которая представлена организационно-штатным расписанием, определяющим, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления и их должностные инструкции.

Кадровое обеспечение включает документацию, регламентирующую правила, приемы и последовательности действий по обучению персонала навыкам работы в условиях ИС. Оно состоит из учебных планов подготовки и переподготовки персонала предприятия, рабочих программ курсов переподготовки, методического обеспечения процесса обучения, учебников, конспектов лекций и наборов шаблонов для отработки поведения в штатных и нештатных ситуациях.

Правовое обеспечение (ПрО) предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которое включает совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) (рис. 8.10) включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ИС.

Языковые средства, включенные в подсистему ЛО, делятся (см. рис. 8.10) на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

Рис. 8.10. Состав лингвистического обеспечения ИС

Технологическое обеспечение (ТО или EDP – Electronic Data Processing) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации: первичной информации; организационно-распорядительной документации; технологической документации и чертежей; баз данных и знаний; научно- технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел.

EDP развитых ИС включает приведенные ниже подсистемы:

1. OLTP (On-Line Transaction Processing) – оперативная обработка данных транзакционного типа, обеспечивающая высокую скорость обработки большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки данных БД.

2. OLAP (On-Line Analytical Processing) – оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения. OLAP-технологии поддерживают анализ и моделирование данных в оперативном режиме; работу с предметно-ориентированными хранилищами данных (ХД); реализацию запросов произвольного вида, формирования системы знаний о предметной области и др.

Интерфейсы с внешними ИС (Interfaces) обеспечивают обмен данными, расширение функциональности приложений за счет программного интерфейса API (Application Program Interface) и доступа к объектам Microsoft Jet; реляционным БД под управлением WOSA (Windows Open System Architecture); компонентной модели объектов – COM (Component Object Model); локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования Automation (Object Linking and Embedding – OLE Automation), обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента; объектам ActiveX (элементам управления OLE и OCX) для их включения в веб-приложения при сохранении сложного форматирования, анимации и др.

ИС поддерживает работу следующих категорий пользователей (User): конечные пользователи (End Users, Internal Users) – управленческий персонал; специалисты; технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления; администрация ИС, в том числе: системный аналитик (Analyst); администратор приложений (Application Administrator); администратор данных (DataBase Administrator); администратор компьютерной сети (Network Administrator); системные и прикладные программисты (System Programmers, Application Programmers); технический персонал (Technicians); внешние пользователи (External Users) – потребители выходной информации ИС и контрагенты.