Обеспечение занятости высвобождаемых работников

Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера.

Помимо безработицы российский рынок труда характеризуется еще и такими негативными явлениями, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики и др.

В такой ситуации государство вынуждено предпринимать определенные меры по воздействию на работодателей и в то же время содействовать занятости населения, включая и трудоустройство, а также снижая последствия безработицы путем оказания материальной поддержки безработных, выплаты им пособий по безработице, организуя переподготовку безработных и др.

Хотя Конституция РФ закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы (все права и гарантии перечислены в ст. 37), но в современных условиях государство весьма ограничено в оказании содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную работу. Регулирование отношений в сфере занятости осуществляется законами, иными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в развитие норм международного трудового права. Более полно определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы в Законе о занятости. Данный закон определяет права и обязанности субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии государства по реализации конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы, порядок организации деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.

Что же следует понимать под занятостью? Исходя из положений названного закона, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

– работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу или службу;

– зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;

– занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

– выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

– проходящие военную и иные виды службы;

– проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, включая обучение по направлению органа службы занятости;

– временно отсутствующие на рабочем месте по различным уважительным причинам;

– являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

– являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

В отношении перечисленных категорий граждан государство не осуществляет никаких мер социальной защиты и помощи, которые оказывает незанятым гражданам.

К незанятым гражданам относятся:

– несовершеннолетние нетрудоспособные граждане;

– пенсионеры;

– трудоспособные граждане, но не желающие трудиться, а также граждане, ранее работавшие и высвобожденные из организаций и ищущие работу, т.е. безработные. Именно в отношении безработных и направлена в основном политика государства по содействию их занятости.

Исходя из положений закона, безработными признаются граждане, которые:

– трудоспособны;

– не имеют работы и заработка;

– зарегистрированы в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы;

– ищут работу;

– готовы приступить к ней.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков делает невозможным признание гражданина безработным.

Регистрация в учреждениях службы занятости осуществляется на основании Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (далее – Правила).

Создание инспекции труда как необходимого института социальной политики государства берет свое начало в XIX в. Инспекция труда появилась в Великобритании в 1802 г., когда Парламент издал акт об охране здоровья, этике поведения подмастерьев на ткацких и других фабриках.

В России согласно Высочайшему утвержденному мнению Государственного Совета "О малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах" в июне 1882 г. была учреждена особая инспекция по наблюдению за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих.

18 мая 1918 г. был принят Декрет "Об инспекции труда". В обязанности инспекции входила охрана жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью. Надзор на предприятиях возлагался на отдельных лиц – технических инспекторов.

Указом Президента РФ от 04.05.1994 № 850 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда", а затем Указом Президента РФ от 20.07.1994 № 1504 утверждено Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости. Указанная Служба находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) наделена весьма широким спектром полномочий:

а) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

– работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных нарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

– осуществления органами государственной власти субъектов РФ социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

– обеспечения государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

– реализации федеральных программ в сфере занятости населения;

б) проводит проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;

в) организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. Роструд кроме названных обладает еще целым рядом прав и полномочий.

Большую работу в области обеспечения занятости высвобожденных работников и их социальной поддержки проводят территориальные органы Роструда – государственные инспекции труда, которые созданы во всех субъектах РФ, городах федерального значения, например Государственная инспекция труда (Гострудинспекция) в г. Москве, и областных городах. Права и полномочия инспекции аналогичны правам и полномочиям Роструда, но распространяются только на территорию, где инспекция создана. При территориальных службах занятости создаются центры занятости, которые оказывают различные услуги не только высвободившимся работникам и безработным, но и работодателям.

В центре занятости высвободившимся работникам разъясняют их права и обязанности в области занятости, оказывают содействие в трудоустройстве, а при необходимости – в повышении квалификации и переобучении.

В некоторых крупных областных городах (например, Кемерово, Новосибирск, Екатеринбург и др.) службой занятости разработаны и действуют программы временного трудоустройства с использованием средств областного бюджета. По этим программам служба занятости предлагает заключение договоров, связанных с временным трудоустройством, в том числе с использованием средств областного бюджета, по следующим направлениям:

– организация общественных работ;

– организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

– организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

– организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Это позволяет с минимальными затратами выполнять краткосрочные работы и подбирать подходящие кадры для последующего постоянного трудоустройства.

Российское законодательство обязывает работодателя проводить мероприятия по предотвращению массового увольнения работников по сокращению их численности или штата.

В соответствии с ч. 4 ст. 180 ТК РФ при угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями. Данная норма ТК РФ приобрела особое значение в условиях, когда массовые увольнения работников в ходе финансово-экономического кризиса не только получили широкое распространение, но и стали постоянным явлением. В связи с этим Законом о занятости предписывается работодателям содействовать проведению государственной политики занятости населения путем:

– реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

– создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;

– разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту и иные льготы.

Работодатель проводит мероприятия по стабилизации численности занятых работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и руководствуясь собственными планами развития производства, соглашениями и коллективным договором.

В этих целях работодатель вместе с представителями местного органа Роструда разрабатывают совместную программу действий, предусматривающую проведение таких мероприятий, как:

– временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места и должности;

– прекращение использования работы по совместительству и сверхурочных работ;

– перевод работников на режим неполного рабочего времени;

– внутрипроизводственное перемещение высвобождаемых работников на вакантные рабочие места и должности;

– предоставление работникам по их просьбе отпусков без сохранения заработной платы;

– добровольный уход на пенсию работников пенсионного возраста, а также другие меры.

Согласно п. 2 ст. 25 Закона о занятости при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

В случае невыполнения требований ст. 25 Закона о занятости работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.

О предстоящем высвобождении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работники предупреждаются персонально и под расписку не менее чем за два месяца до дня увольнения.

Сведения о предстоящем высвобождении работников представляются работодателем не позднее чем за два месяца в центр занятости населения по месту регистрации юридического лица.

Расторжение трудового договора с высвобождаемыми работниками производится с соблюдением порядка увольнения, установленного законодательством РФ.

Работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности или штата, согласно ч. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с гл. 27 ТК РФ.

Работодатель самостоятельно или с привлечением центров занятости населения разъясняет высвобождаемым работникам положения о гарантиях и компенсациях, связанных с расторжением трудового договора.

Высвобождаемым работникам могут быть предложены следующие варианты дальнейшего трудоустройства:

– другая работа (вакантная должность) в той же организации, соответствующая квалификации работника (ст. 180 ТК РФ);

– трудоустройство через территориальные органы центров занятости населения;

– самостоятельное трудоустройство.

Лица, увольняемые в связи с сокращением численности или штата работников, а также ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, в соответствии с действующим законодательством о труде и занятости населения должны в течение двух недель со дня увольнения обратиться в территориальный отдел центра занятости населения и встать на учет (зарегистрироваться) в целях поиска подходящей работы. Для регистрации необходимо предоставить: паспорт, трудовую книжку или иные документы о стаже; документы о профессиональной квалификации; документы о заработке за последние три месяца по последнему месту работы, на основании которых служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации должна предложить два варианта подходящей работы. При невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию по направлению службы занятости.

Если подходящая работа гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению учреждения службы занятости для знакомства с предлагаемой работой.

Основным общим для всех безработных правом является право на получение помощи государства в поиске работы и трудоустройства. Для оказания безработным такой помощи учреждения службы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями.

К другим правам безработных относятся:

– право на получение бесплатной информации от учреждения службы занятости (п. 1 ст. 9 Закона о занятости);

– право на бесплатную профессиональную ориентацию (п. 1 ст. 9 Закона о занятости);

– право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению учреждения службы занятости (п. 2 ст. 9 Закона о занятости);

– право на содействие в организации собственного дела;

– право на обжалование решений, действий и бездействия учреждений службы занятости и их должностных лиц в вышестоящее учреждение службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о занятости);

– право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению учреждения службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности (гл. 6 Закона о занятости);

– право на оплату стоимости проезда и провоза стоимости имущества безработного и членов его семьи к новому месту жительства, суточные расходы за время следования и единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения, при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (ст. 22.1 Закона о занятости);

– право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);

– право на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 24 Закона о занятости);

– право на повторное обращение в учреждение службы занятости через месяц после получения отказа в признании безработным (п. 4 ст. 3 Закона о занятости).

Наряду с правами законодательство устанавливает и ряд общих обязанностей безработных, которые, как правило, касаются определенных процедурных действий.

Такими являются:

– обязанность представить ряд документов: паспорт, трудовую книжку, документ о квалификации, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы – для признания гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным (п. 2 ст. 3 Закона о занятости);

– обязанность посещать учреждение службы занятости в сроки, установленные указанным учреждением (п. 18 Правил);

– обязанность являться на переговоры с работодателем по направлению учреждения службы занятости;

– обязанность известить учреждение службы занятости о поступлении на работу.

При характеристике предлагаемой работы существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей. Понятие подходящей работы сформулировано в ст. 4 Закона о занятости: подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

– профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации (разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей, однако предпочтение отдается последней работе;

– условиям последнего места работы, за исключением оплачиваемых общественных работ (размеру заработка, нормам и правилам по охране труда, режиму работы и т.д.);

– состоянию здоровья гражданина;

– транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для граждан:

– впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

– уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

– прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;

– стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

– отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

– состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

– обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

– она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

– условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

– предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется особенностями, которые характерны для трудоустройства некоторых категорий граждан. К таковым отнесены граждане, испытывающие трудности в поисках работы. Они перечислены в ст. 5 Закона о занятости:

– инвалиды;

– лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

– несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

– лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);

– беженцы и переселенцы;

– граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

– одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

– граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

– граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование, ищущие работу впервые.

Для этих категорий установлены дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами.

Приказом Федеральной службы занятости России от 30.12.1993 № 161 были утверждены Методические рекомендации "О порядке организации работы органов службы занятости по содействию занятости в условиях массового высвобождения". Данный приказ предусматривает принятие центром занятости комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи предприятию в решении проблемы высвобождения и смягчения социально-экономических последствий для высвобождаемых:

– организация работы по взаимодействию организаций города (района), испытывающих потребность в кадрах, с организациями, высвобождающими работников;

– проведение консультаций и семинаров на предприятии по вопросам действующего законодательства о труде и занятости, состояния местного рынка труда;

– определение необходимой финансовой помощи работодателю для сохранения кадрового потенциала предприятия, создания и сохранения рабочих мест, осуществления профессионального обучения высвобождаемых работников;

– содействие направлению высвобождаемых работников, изъявивших желание пройти профессиональное обучение в образовательных учреждениях, учебных центрах службы занятости;

– информирование высвобождаемых работников о порядке работы центра занятости, видах предоставляемых им услуг;

– предоставление информации о наличии рабочих мест и вакантных должностей на предприятиях города (района);

– рассмотрение возможности финансирования службой занятости стимулирования развития новых малых предприятий для трудоустройства высвобождаемых работников и др.

Служба занятости предоставляет услуги и работодателям. В качестве примера можно назвать услуги по предоставлению информации:

– о положении на рынке труда;

– по вопросам, относящимся к сфере занятости;

– о процедуре предоставления информационных услуг и услуг в подборе необходимых работников;

– перечне документов, необходимых для получения государственных услуг;

– размещении вакансий, поданных работодателями (с их согласия), в сети "Интернет", в СМИ, на стендах информационного зала центра занятости населения и др.

В государственной службе занятости с 2007 г. введен в действие Административный регламент по предоставлению государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников.

Получателями государственной услуги являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Любой руководитель может обратиться в центр занятости населения за содействием в подборе необходимых работников.

Служба занятости оказывает услуги бесплатно.