Обеспечение устойчивости банковской системы

Выполнять свои функции банки могут лишь при наличии доверия к ним со стороны клиентов, вкладчиков и инвесторов. Если из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности банки своевременно не выполняют свои обязательства, население и рыночные субъекты доверие к ним теряют. При потере доверия к банкам их частные финансовые проблемы могут перерасти в острый банковский кризис.

Банковские проблемы могут иметь как внешние (общая макроэкономическая нестабильность, низкая рентабельность производственного сектора, жесткая валютная политика и др.), так и внутренние причины (низкое качество управления, отсутствие четких норм и стандартов кредитования и инвестирования, недостаточная квалификация персонала и др.). Поскольку все банки тесно связаны между собой через межбанковский рынок и систему межбанковских расчетов, проблемы одного банка провоцируют возникновение финансовых дисбалансов в других, связанных с ним банках. При распространении проблем в банковском секторе происходит подрыв доверия клиентов к банковской системе в целом, что, в свою очередь, приводит к изъятию вкладчиками своих вкладов из всех банков независимо от их финансового положения. В итоге возникает острый кризис ликвидности, который приобретает системный характер. Если решение проблем банковской ликвидности затягивается, и они затрагивают значительную часть банков страны, — возникает банковский кризис, который влечет за собой серьезные макроэкономические издержки.

Одним из наиболее серьезных макроэкономических последствий банковских кризисов считается неэффективное размещение сбережений и капиталов в экономике. Известно, что в рыночной экономике капиталы и сбережения должны распределяться в соответствии с иерархией относительной ставки доходности. Чем эффективнее банковская система, тем лучше она распределяет капиталы по относительной ставке доходности. Проблемы в банковской системе нарушают иерархию распределения капиталов, в результате происходит снижение макроэкономической эффективности размещения сбережений.

Результатом банковских кризисов становится возрастание стоимости посредничества, повышение уровня процентных ставок и процентной маржи. Проблемы банков затрудняют нормальное проведение в жизнь денежно-кредитной политики центральным банком, вынуждают его активно вмешиваться в работу межбанковского и других секторов финансового рынка, требуют увеличения финансирования коммерческих банков и правительства. При неудовлетворительной работе национального банковского сектора увеличивается спрос на услуги иностранных банков и использование иностранных валют.

Для обеспечения устойчивости банковской системы, сохранения доверия к национальным банкам и сглаживания последствий банковских кризисов во всех странах с рыночной экономикой применяется особая система мер, направленных на регулирование банковской деятельности, ограничение банковских рисков и предотвращение разрастания финансовых проблем отдельных банков до размеров системного банковского кризиса.

Комплекс взаимосвязанных мер государственного регулирования, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного функционирования денежного рынка и платежной системы, а также на защиту интересов кредиторов и вкладчиков, принято называть банковским регулированием. Банковское регулирование не может полностью устранить вероятность банкротства банков, но оно снижает совокупные риски банковской деятельности и системные риски, когда банкротство одного или нескольких банков из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности ведет к национальному банковскому кризису. Во всех рыночных странах банковское дело является одним из наиболее регулируемых видов предпринимательской деятельности. Проведение государством мер, направленных на обеспечение стабильности банков в стране, отвечает интересам всего общества и рассматривается как необходимое условие устойчивого функционирования рыночной экономики.

Фундамент банковского регулирования образует банковское законодательство. Действующие в стране банковские законы определяют юридическую и техническую организацию банковских систем. На законодательном уровне закрепляются эталонная модель банковской системы (универсальная или специализированная), требования к различным видам кредитных организаций (единообразные или дифференцированные), а также механизм гарантирования депозитов. Сбалансированное банковское законодательство, отражающее исторические особенности формирования национальной банковской системы и учитывающее нормы регулирования других сегментов финансового рынка страны, является существенным фактором предупреждения системного риска.

В институциональном плане банковское регулирование включает в себя банковский надзор, систему страхования (гарантирования) депозитов и выполнение центральным банком функции кредитора последней инстанции.

Банковский надзор занимает центральное место в системе банковского регулирования. Цель банковского надзора заключается в своевременном выявлении и оперативном реагировании на возникающие проблемы в банковском секторе и предотвращении развития системного банковского кризиса. Банковский надзор включает в себя:

• допуск на рынок, который предполагает выдачу особых лицензий на право заниматься банковской деятельностью;

• текущий надзор за соблюдением установленных норм, правил совершения банковских операций и стандартов банковской деятельности;

• работу с проблемными банками, испытывающими финансовые трудности.

Основными формами банковского надзора являются дистанционный надзор, который предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности, и инспекционные проверки на местах. При проведении надзора используются документарные методы (изучение первичных документов, внутренних регламентов, финансовой отчетности, специальной отчетности, установленной надзорными органами) и контактные методы, так называемые пруденциальные интервью — беседы с руководством, работниками и клиентами банков.

Дистанционный надзор опирается на разработанные надзорным органом информационные и аналитические процедуры мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и установленных требований. Мониторинг, проводимый надзорными органами, нацелен на выявление на ранних стадиях негативных тенденций в деятельности банков и принятие мер надзорного реагирования по их устранению. Дистанционный надзор опирается, главным образом, на документарные методы, использует отчетность банков, информацию надзорного органа. Одно из главных ограничений дистанционного надзора состоит в том, что он основывается на отчетных данных и сведениях, передаваемых самими байками. Поэтому с возрастанием серьезности проблем банка снижается вероятность получения от него адекватной и полной информации о действительной ситуации.

Инспекционные проверки на местах позволяют проверить степень достоверности передаваемой информации, получить наиболее полное представление об операциях банка, его положении, провести качественный анализ кредитного портфеля, оценить деятельность руководства и качество систем управления рисками в банках.

В Российской Федерации органом банковского регулирования и надзора является Банк России. Надзором и регулированием банковской деятельности занимаются особые департаменты Банка России: департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций, департамент банковского регулирования и департамент банковского надзора, а также главная инспекция кредитных организаций, с 1 октября 2013 г. работает департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями.

В регионах надзорные функции возложены непосредственно на главные территориальные управления (национальные банки республик в составе Российской Федерации) Банка России. В декабре 1996 г. был создан комитет банковского надзора Банка России. Это коллегиальный орган, деятельность которого направлена на выработку рекомендаций и мер по реализации политики Банка России в сфере регулирования и надзора кредитных организаций.

Надзорные органы наделены серьезными полномочиями для контроля за выполнением банками требований по устранению выявленных недостатков и для применения мер надзорного реагирования при критическом состоянии банка. Диапазон мер воздействия определяется законодательством и зависит от заключения органов надзора о состоянии дел в банке. Он достаточно широк и включает как мягкие предупредительные меры — письменное соглашение между надзорными органами и банком о преодолении выявленных проблем, гарантийное письмо банка контролирующему органу с признанием конкретных изъянов в своей деятельности и указанием путей их устранения, так и более жесткие меры принудительного характера. К последним относятся штрафы; требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, ограничение и запрет на проведение отдельных операций; запрет на открытие филиалов; требование о замене руководителей кредитной организации; введение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций. К отзыву лицензии и ликвидации банков прибегают только как к крайней мере, поскольку в подобном случае могут сильно пострадать вкладчики. Для того чтобы дополнительно защитить их интересы, во многих странах введено страхование банковских депозитов, являющееся одной из важных форм обеспечения стабильности банковской системы и необходимым элементом банковского регулирования.

Страхование депозитов имеет своей целью поддержание доверия к банкам путем недопущения паники вкладчиков. Частным вкладчикам трудно достоверно оценить платежеспособность отдельного банка. Они лишены возможности участвовать в контроле деятельности банков, которым доверяют свои сбережения. Поэтому частные вкладчики подвержены панике, при любых, даже незначительных сомнениях в надежности банка они стремятся изъять деньги с банковских счетов. Паника вкладчиков заразительна, реальные проблемы одного или группы банков быстро вызывают реакцию недоверия у всех вкладчиков, они изымают депозиты не только из проблемных, но и из финансово устойчивых банков, чем провоцируют кризис ликвидности. Страхование вкладов призвано защитить интересы вкладчиков банка, предупредить панику и не допустить ее распространения на всю банковскую систему. Защита банковских вкладчиков не является просто защитой потребителя, она представляет собой неотъемлемый элемент банковского регулирования, создающий условия для поддержания стабильности банковской системы.

Система страхования вкладов в российских банках создана на основании Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Число банков — участников ССВ — 870 (данные на 16 мая 2014 г.).

Объектом страхования являются банковские вклады — денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории РФ па основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. Страхование вкладов не требует заключения договора страхования.

С 1 января 2014 г. действие системы страхования вкладов распространяется на банковские счета (вклады) индивидуальных предпринимателей. Соответствующие изменения в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" внесены ст. 6 и 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Не подлежат страхованию денежные средства:

1) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

2) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

3) разметенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ;

4) являющиеся электронными денежными средствами;

5) размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности.

Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Страховой случай считается наступившим со дня вступления в силу акта Банка России об отзыве (аннулировании) у банка лицензии Банка России либо акта Банка России о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Количество страховых случаев за время функционирования ССВ — 177 (данные на 1 мая 2014 г.).

Право требования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая. Лицо, которое приобрело у вкладчика право требования по вкладам после наступления страхового случая, права на возмещение по таким вкладам не имеет.

Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. Важно знать, что возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% не превышающей 700 тыс. руб. суммы вклада в банке, в отношении которого наступил страховой случай. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 тыс. руб., возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Размер возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая.

Выплата страхового возмещения по счетам (вкладам) индивидуальных предпринимателей, открытым для осуществления предпринимательской деятельности, производится Агентством по страхованию вкладов (АСВ) путем перечисления денежных средств на указанный вкладчиком счет в банке, открытый для осуществления предпринимательской деятельности. Если на момент выплаты страхового возмещения индивидуальный предприниматель признан арбитражным судом несостоятельным (банкротом), такая выплата производится АСВ путем перечисления денежных средств на используемый в ходе конкурсного производства счет должника в порядке, установленном АСВ. Уступка прав требования индивидуального предпринимателя к АСВ не законом не допускается.

Управление системой страхования вкладов обеспечивается Агентством по страхованию вкладов. Агентство является некоммерческой организацией, действующей в организационно-правовой форме государственной корпорации. Учредитель АСВ — Российская Федерация. При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов АСВ:

• организует учет банков (ведет реестр банков);

• осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

• проводит мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

• инвестирует временно свободные средства фонда обязательного страхования вкладов в депозиты Банка России и (или) в иные активы (объекты инвестирования), совершает с Банком России сделки РЕПО.

Фонд обязательного страхования вкладов принадлежит АСВ на праве собственности, обособляется от иного имущества АСВ и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам. Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

1)страховых взносов;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) доходов от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии со ст. 50 настоящего Федерального закона;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Размер фонда обязательного страхования вкладов по состоянию па 7 мая 2014 г. составляет 195,7 млрд руб. (за вычетом сформированного резерва для выплат по наступившим страховым случаям — 136,4 млрд руб.)

Для осуществления своей деятельности Агентство имеет счет в Банке России, а также вправе открывать банковские счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

Страховые выплаты населению начинаются через две недели после наступления страхового случая. Для этого сформирована оперативно действующая система выплат через уполномоченные банки-агенты. К агентству, выплатившему возмещение по вкладу, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай. С момента создания АСВ уже 971,9 тыс. вкладчиков получили страховое возмещение в размере 243,2 млрд руб.

Размещение и инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых АСВ финансовых инструментов. Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования, а также предельный размер размещаемых и инвестируемых денежных средств ежегодно определяются советом директоров АСВ.

Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления АСВ.

События, связанные с наступлением мирового финансового кризиса, привели к расширению функций АСВ. На основании Федерального закона от 28.10.2008 № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" АСВ, помимо выполнения функций страховщика банковских вкладов и корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков.

Стартовой точкой участия АСВ в мерах по предупреждению банкротства того или иного банка является решение Банка России о направлении в АСВ соответствующего предложения. В случае целесообразности и возможности реструктуризации банка АСВ проводит оценку его финансового положения, по итогам которой принимает решение об участии в предупреждении банкротства либо отказывается от участия в восстановлении банка. Основанием для отказа может стать неоправданно высокий уровень затрат Агентства. В случае когда АСВ отказывается от работы с банком, у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций.

Меры по финансовому оздоровлению проводятся на основании специального плана участия, который разрабатывается АСВ и согласовывается с Банком России. Он должен содержать меры по восстановлению показателей финансового состояния банка до значений, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России.

При определении источников средств для восстановления банка АСВ в первую очередь ориентируется на привлечение с рынка денег заинтересованных инвесторов. Но предусмотрено и государственное софинансирование. Кроме того, законом предусмотрена возможность предоставления АСВ кредитов Байка России, а также использование средств фонда страхования вкладов для защиты интересов застрахованных вкладчиков.

Законодательно установлены три основных механизма предупреждения банкротства банка.

Первый — оказание финансовой помощи новому инвестору, который входит в капитал банка и самостоятельно осуществляет меры по предупреждению банкротства, принимая на себя ответственность за дальнейшую судьбу банка. Это основной механизм, с его использованием осуществляется санация большинства банков, переданных АСВ.

Второй механизм — перевод активов и обязательств проблемного банка в здоровый банк. Суть его заключается в следующем: финансово-устойчивый банк принимает па себя обязательства перед вкладчиками несостоятельного банка. На эквивалентную стоимость ему передается часть сохранившихся активов банка. Для вкладчиков это означает сохранение полноценного банковского обслуживания на прежних условиях. К тому, что осталось от несостоятельного банка, применяются процедуры обычного конкурсного производства. Мировой опыт свидетельствует о достаточно высокой эффективности данного инструмента финансового оздоровления банков.

Третий механизм реализуется при отсутствии нового инвестора, которое сочетается с необходимостью санации банка. Тогда банк передается временной администрации, функции которой выполняет АСВ. АСВ входит в капитал банка и становится его основным акционером. Этому предшествует ряд подготовительных процедур. Значение уставного капитана банка уменьшается до действительного размера его собственных средств. В случае если собственные средства банка имеют отрицательное значение, уставный капитал уменьшается до 1 руб. Одновременно с уменьшением уставного капитала принимается решение о его последующем увеличении за счет средств АСВ. После получения контроля над банком АСВ самостоятельно реализует программу его финансового оздоровления.

Выбор того или иного механизма реструктуризации проблемного банка зависит как от текущего состояния его активов, так и от оценки возможности изменения их качества в средне- и долгосрочной перспективе.

В марте 2014 г. АСВ осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 129 кредитных организациях. Из них 68 зарегистрировано в Москве и Московской области, и 61 в других регионах. В данных кредитных организациях 106 485 кредиторов, объем требований которых составляет 360 269,24 млн руб.

Количество ликвидационных процедур банков, которые осуществляло АСВ с начала своей деятельности в ноябре 2004 г., — 331

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", вступившим в силу с 1 января 2014 г., создается система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Данная система призвана обеспечить сохранность номинала всех поступлений на пенсионный счет застрахованного лица, который гарантированно сохранится для расчета предстоящей пенсии. В случае если пенсия уже назначена, ее размер гарантируется полностью. При недостаточности средств негосударственных пенсионных фондов для обеспечения сохранности накоплений застрахованных лиц будут использоваться средства фонда гарантирования пенсионных накоплений, формируемого в Агентстве за счет взносов негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда России. Минимальная ставка взносов составит 0,0125% суммы средств пенсионных накоплений, сформированных у страховщика по состоянию на 31 декабря. Агентство реализует полномочия ликвидатора негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также полномочия конкурсного управляющего в делах о банкротстве таких негосударственных пенсионных фондов.

Обеспечению стабильности банковских систем и бесперебойному функционированию платежных систем служит выполнение центральными банками функции кредитора последней инстанции.

Как кредитор последней инстанции Банк России нейтрализует проблемы ликвидности, возникающие у банков. Если банк не в состоянии получить в достаточном объеме кредиты на межбанковском рынке, он прибегает к кредитам Банка России, которые тот предоставляет по повышенным ставкам, сигнализируя при этом о необходимости усиления надзора за банком, испытывающим проблемы ликвидности. Центральные банки большинства западных стран исходят из того, что для кредитования банков в кризисной ситуации нельзя устанавливать верхнюю планку, и поэтому предоставляют национальным банкам достаточно крупные суммы кредитов для поддержания их краткосрочной ликвидности.

Роль центрального банка как кредитора последней инстанции в обеспечении стабильности банковской системы внутренне противоречива. С одной стороны, предоставление банкам, оказавшимся в проблемной ситуации, краткосрочной ликвидности обеспечивает сохранение доверия вкладчиков к ним (а косвенно и к другим банкам). С другой стороны, расширение кредитования банков, частично или полностью утративших платежеспособность, лишь временно решает их проблемы, давая возможность получать новые убытки.

Накануне финансового кризиса кредитование Банком России как кредитором последней инстанции российских кредитных организаций носило ограниченный характер. Кредитные организации могли получать в Банке России внутридневные кредиты, кредиты овернайт, ломбардные кредиты и кредиты под залог нерыночных активов.

Внутридневные кредиты предоставляются путем осуществления платежа с корреспондентского счета кредитной организации в Банке России сверх остатка денежных средств на данном счете в пределах установленного лимита кредитования. Основное назначение внутридневных кредитов — обеспечивать бесперебойное функционирование платежной системы. Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций.

Кредиты овернайт предоставляются кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита по ставке овернайт Банка России.

Ломбардные кредиты предоставляются под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список, двумя способами: на аукционной основе и на фиксированных условиях.

Кредиты под залог нерыночных активов (векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства) предоставляются по фиксированной процентной ставке в день обращения в Банк России.

В связи с финансовым кризисом и снижением ликвидности российской банковской системы объемы кредитов, предоставляемых кредитным организациям Банком России, существенно возросли, увеличился круг кредитных организаций, которые могли пользоваться этими кредитами. Для обеспечения доступности кредитов Банком России был расширен список нерыночного обеспечения, сроки кредитов под такое обеспечение были увеличены до 180 дней, а процентные ставки по ним снижены. Увеличены были и сроки ломбардных кредитов: они стали предоставляться на четыре и 12 педель, а не только на семь дней, как было до кризиса.

Углубление мирового финансового кризиса привело к глубоким изменениям порядка кредитования Банком России кредитных организаций. Эти изменения повысили эффективность механизма финансовой поддержки национальных банков в условиях кризиса.

Банком России был значительно расширен Ломбардный список ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам. В него были включены 27 выпусков субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в российских рублях, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, общей номинальной стоимостью около 150 млрд руб. Были снижены требования к уровню рейтинга эмитентов/выпусков облигаций, включаемых в Ломбардный список Банка России. Вместе с тем следует отметить, что государственные ценные бумаги по-прежнему выступают в качестве основного обеспечения по кредитам Банка России.

С 3 мая 2011 г. Банк России приостановил заключение с кредитными организациями генеральных соглашений о предоставлении кредитов без обеспечения.

Для поддержания устойчивости российской банковской системы был введен механизм беззалогового кредитования коммерческих банков, что потребовало внесения изменений в ст. 46 и 76 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". С 1 января 2011 г. предоставление беззалоговых кредитов было прекращено по причине восстановления банками своей ликвидности. Однако порядок беззалогового кредитования юридически остался в арсенале механизма рефинансирования коммерческих банков на случай непредвиденных обстоятельств.

Для оценки кредитоспособности банков Банк России использует рейтинги, присвоенные кредитным организациям рейтинговыми агентствами Fitch ratings, Standard & Poor's и Moody's, а также национальными рейтинговыми агентствами, определенными решением совета директоров Банка России (агентство Rusratingw "Эксперт РА"). Необеспеченные кредиты Банка России стали решением проблемы дефицита соответствующего обеспечения у ряда коммерческих банков, которая ограничивала их участие в системе кредитования Банка России. В 2009 г. беззалоговые кредиты были самой востребованной российскими банками формой кредитования, на отдельные даты на нее приходилось до 70% всего объема кредитования банковского сектора со стороны Банка России. Но поскольку одним из основных критериев доступа к беззалоговому кредитованию Банка России являются достаточно высокие требования к рейтингу коммерческого банка, то круг участников такого механизма кредитования относительно невелик: 150—160 банков, т.е. не более 15% их общего количества.

Однако в связи с нормализацией ситуации в банковской сфере структура кредитов, предоставленных банком России, кардинально изменилась. Если и 2008 г. ломбардных кредитов (в основном беззалоговых) было предоставлено на 212,7 млн руб., а кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на сумму 445,5 млн руб., то за 2012 г. ломбардных кредитов было предоставлено на сумму 211,2 млн руб., а кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на сумму 1,5 млрд руб. Таким образом, в последние годы мы можем отметить не только отход от использования антикризисной политики беззалогового кредитования, но и увеличение роли кредитов, предоставленных под нерыночное обеспечение (поручительства и права требования под кредитные договора), что, в свою очередь, показывает тенденцию использования для залога Банку России не цепных бумаг государства и муниципальных образований, а прав требования под договора кредитов, выданных коммерческим организациям. Таким образом, усиливается корреляция выданных и выдаваемых в будущем кредитов. Кроме того, можно отметить относительно невысокую стоимость вышеуказанных кредитов в последние годы: в среднем 6,5—7,5% годовых (в зависимости от периода кредитования), данная ставка ненамного отличается от официальной инфляции в стране1.

За первые два месяца 2014 г. лишились лицензии 10 российских банков, а к июню этого же года лицензии были отозваны уже у 30 банков. Это оказывает дополнительное давление на динамику активов банковского сектора.

На 1 января 2014 г. доля средств Банка России в пассивах банковского сектора достигла максимального уровня с конца 2009 г. (7,7% против 8,1%).

Центральному банку, чтобы не допустить полномасштабного кризиса, нужно быть готовым использовать весь спектр инструментов для поддержания ликвидности банковского сектора, включая беззалоговые кредиты.

Таким образом, обеспечение устойчивости банковской системы и эффективности ее деятельности — это сложнейший комплекс взаимосвязанных мероприятий экономического, организационного и методического характера.