Объект и предмет социологии

Общеизвестно, что любая наука начинается с уяснения объектного и предметного поля. Понимание любой науки – это то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения и составляющие объекта, которые непосредственно подлежат анализу и изучению, т.е. особенность науки определяется не объектом, а предметом.

В социологии определение ее объекта и предмета было долгое время затруднено тем, что возникнув в пограничных областях человеческого знания, она в течение значительного периода не могла в достаточной степени отделиться от породивших ее наук – философии, истории, права, экономики. При всем многообразии подходов к социологии как науке можно утверждать, что объект социологического познания – общество, но выделение понятия "общество" в качестве исходного для уяснения предмета социологии является недостаточным. Известно, что общество (в различных его аспектах) изучают многие науки: история, экономика, демография и т.д. Понятно, что каждая из них изучает общество со своей точки зрения, имея свой подход, свой предмет и методы исследования.

Еще П. Сорокин в работе "Система социологии" обратил внимание на то, что выяснение сути самого термина "социология" далеко не исчерпывает вопрос: "Что же такое социология как наука?" Так, основатель социологии О. Конт считал, что социология – это положительные знания об обществе. Его соотечественник Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты как формы коллективного действия и коллективного бытия, т.е. коллективное во всех его проявлениях. Российский социолог Μ. М. Ковалевский рассматривал социологию как науку о порядке и прогрессе человеческих обществ. Американский социолог Н. Смелзер трактует социологию как научное изучение общества и общественных отношений; Э. Гидденс называет ее наукой "о нас самих – людях, о современном обществе, в котором мы живем, и других обществах, отличающихся от нашего во времени и пространстве".

П. Сорокин определял социологию как науку, изучающую жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности. Другими словами, социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, – с другой.

Известный немецкий социолог М. Вебер отмечал, что социология пытается растолковать, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. Итак, по мнению ученого, социология изучает не что иное, как социальное действие, которое она пытается понять и истолковать. Социальное действие – это внутренняя и внешняя позиция человека, ориентированная на поступок или воздержание от такового. Действие является социальным, если оно определенным образом соотносится с поведением других индивидов и ориентировано на них.

Современный российский социолог Г. В. Осипов говорит о социологии как о науке об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизме действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

"Краткий словарь по социологии" определяет социологию как науку о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей; "Социологический словарь" – как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между сообществами и личностями.

Так что же все-таки является объектом науки социологии? Как отмечает известный российский социолог В. А. Ядов, объектом социологии является социальная реальность во всей многогранности ее качественных характеристик. Но поскольку эта социальная реальность является переменной, то предмет социологии также нс может быть стабильным: он находится в постоянном движении, развитии и становлении. Меняются эпохи развития человечества, один тип общества заменяется другим, на первый план выходит та или иная сторона социальной жизни, меняются и потребности общества, социальные запросы и т.д. Соответственно и в социологии в разные периоды ее существования менялись представления о ее предметной области, о том, что именно она изучает. Именно социологический анализ поведения индивидов кладут в основу определения предмета социологии современные западноевропейские и американские ученые. Наиболее распространенными в их учебных пособиях и научной литературе является толкование социологии как науки:

– о методах исследования поведения человека;

– поведении людей, живущих в окружении себе подобных, т.е. как науки о социальных группах и их влиянии на поведение отдельного человека. Следовательно, социология изучает как общество в целом, так и отдельные его элементы.

При этом важно понимать, что само общество – не арифметическая сумма индивидов, как писал К. Маркс, а совокупность людей, находящихся в процессе взаимодействия. Ряд ученых, например Ж. Т. Тощенко, считают, что объектом изучения социологии является гражданское общество как "совокупность соответствующим образом организованных исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной"[1]. Попытку классификации основных трактовок объекта и предмета социологии предпринял Е. Ф. Молевич[2], по мнению которого в отечественной социологии нашли отражение следующие подходы.

1. "Синтетический", представители которого стремятся изучать область социальных взаимоотношений в целом (Г. В. Осипов, Μ. Н. Руткевич, В. Н. Иванов и другие).

2. "Аналитический", характеризующийся изучением общества не в целом, а лишь отдельных элементов социальной реальности – социальных фактов (А. И. Кравченко), характера социальных процессов (А. Н. Комо-

зин), потребностей, интересов, ценностных ориентаций (А. Г. Здравомыслов) и т.п.

3. "Функциональный", совмещающий, по мнению Е. Ф. Молевича, черты двух первых подходов (Ю. А. Левада, Η. Ф. Наумова, Р. В. Рывкина).

Д. Г. Горин под объектом социологии понимает общество в его социально-человеческом измерении, т.е. объект социологии включает в себя всю ту совокупность представлений, действий, взаимодействий, связей и отношений, которые называют социальными[3].

Учитывая различные подходы к определению социологии как науки, можно утверждать, что объектом социологии является общество в трех основных его измерениях.

1. Общество через призму социальной жизни личности, ее сознания и деятельности, социальной активности и тех субъективных смыслов, которые она привносит в социальную реальность.

2. Общество как совокупность социальных связей, взаимодействий и отношений.

3. Общество в целом, как самовоспроизводящаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся социетальная[4] система.

Все сказанное выше позволяет уточнить определение предмета социологии как науки. Однако поскольку современная социология плюралистична, создается различными социологическими школами, в основе которых различные методологические теории и направления, существует и различное понимание предмета. Нестабильность предмета социологии, как, впрочем, и любой другой науки, объясняется тем, что он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания. На это движение оказывают влияние два фактора: во-первых, прогресс научного знания, а во-вторых, очевидно меняющиеся потребности общества и нестабильный социальный запрос.

На протяжении более 150 лет в подходах к определению предмета социологии очевидны две противоборствующие тенденции, корни которых в классической философской антиномии, концептуально-теоретическом и феноменологическом подходах к анализу как природных, так и собственно общественных явлений. Это и определило противоположные подходы к определению социологии: первый рассматривает ее с точки зрения развертывания предмета науки о целостности общественного организма, о социальной и социокультурной системах, второй – понимает как науку о массовом поведении и массовом социальном процессе.

В классической европейской традиции предметом социологии является исследование целостного социального организма, его системности, обеспеченной или верованиями и нравственными ценностям, или общественным разделением труда.

Таким образом, значимым в регуляции поведения человеческих общностей и человека становится надындивидуальное, а предмет исследования лежит в плоскости деиндивидуализированных структур социальной организации. Впоследствии эта традиция получила свое развитие в работах Т. Парсонса и Р. Мертона (теории структурно-функционального понимания общественной системы)[5].

В русской школе социологии предмет социологии рассматривается так же, как и в Западной Европе, т.е. как знание о целостности общественных систем. Русская субъективная школа (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и другие) исходила из рассмотрения проблематики социальной интеграции и солидарности, при этом стремилась установить универсальные законы общественной эволюции[6].

Современная теоретическая социология переосмысливает масштабы социального пространства, которое рассматривается как общемировое, акценты перенесены с изучения социальных структур на изучение социальных процессов. Петр Штомпка[7], американский и польский социолог, пишет, что все большее значение приобретает "процессуальный образ" социальной реальности, т.е. восприятие общества в движении. Вместе с тем само общество (группа, организация) рассматривается уже не столько в качестве объекта, но как своего рода дематериализованная социальная реальность. Ключевой единицей анализа становится то, что можно назвать "событием", действием социальных агентов.

Эта точка зрения на природу социальной реальности возникла под влиянием постмодернизма, концепции, альтернативной модернизму. Идеология постмодернизма исходит из установления, что вектор социального развития не задан, и, соответственно, утверждает в качестве приоритета социальные субъекты как деятелей в активном преобразовании видов их социального бытия с учетом связи природных и социальных условий в сам момент социального действия.

При этом не отрицается идея социального прогресса, отрицается лишь его однонаправленная заданность. По мнению В. А. Ядова, по существу происходит пересмотр предметной области современной социологии. Первое направление здесь – внимание к изменению масштабов и качества социального пространства в сторону глобализации. Второе – поиск новой аналитической единицы социального.

Классическая социология за единицу социального полагает структурные формы общественного целого (общности, социальные институты, нормативные образцы культуры и др.). В постмодернизме такой единицей становится собственно событие как действие общественного субъекта в сложной системе социальных взаимосвязей.

Учитывая все вышесказанное, в самом общем виде предмет социологии может быть определен как концептуальная (понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные элементы приведены в систему.