Лекция 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• что такое объект и предмет педагогики;

• основные философские и психологические концепции педагогики;

уметь

• различать близость и различие двух гуманитарных дисциплин – психологии и педагогики;

владеть

• навыками рассмотрения педагогических стратегий.

Объектом педагогики служит человек в его устремленности к знаниям и нравственным ценностям, а предметом является обучение и воспитание людей. Родоначальниками педагогики (от греч. paidagogike; paidos – дитя и ag – веду, воспитываю) признаны древнекитайский мыслитель Конфуций и древнегреческий философ Сократ. К педагогической деятельности Конфуций приступил в возрасте 30 лет, открыв первую в истории Китая частную школу, основной упор в которой делался на четырех дисциплинах: "культуре" (письменная классика), "поведении" (этика), "преданности" (политика) и "доверии" (психология). Условия приема и обучения давали всем желающим равные возможности "вне зависимости от рода" за минимальную плату – связку сушеного мяса.

Дидактические идеи Сократа

Сократ едва ли не первым в европейской истории задумался над тем, какие качества украшают человека. Античный философ был страстным проповедником знания. По его мнению, знание прежде всего есть добродетель, дурное – это незнание. Сократ полагал, что человек должен стремиться к новым и новым истинам. Софисты же иронично относились к истине. У них была банальная цель – озадачить, поразить парадоксом, произвести впечатление. Пусть наивные слушатели восхищаются его умом. А что следует взять с собой в жизненную дорогу? Практически ничего. У каждого – своя истина. Но как возможна философия, если у каждого свои аргументы и свой собственный итог в споре? Сократ со всей живостью своей гениальной натуры стал искать ответ на этот вопрос. Возможно, есть всемогущий закон, который стоит выше всяких личных мнений, мерило, согласно которому должен испытываться и направляться взгляд каждого. Мыслитель верил в истину и в ее право на критику. Это убеждение нельзя доказать, ибо оно есть условие всякого доказательства. В ком такого убеждения нет, в том оно может быть пробуждено, если он научится задумываться о самом себе.

Только этого самоуяснения и требует Сократ от своих сограждан, и недаром назвал это требование тот бог, храм которого был украшен надписью "Познай самого себя". Речь идет о заповеди, которая написана на храме Аполлона в Дельфах. С чего начинается познание? Человек может направить свою мысль на внешний мир, который манит мерцанием тайны. Но собственное сознание способно получить иное направление, ведь многие проблемы человек понимает, ориентируясь на собственный опыт, как бы изнутри. В связи с этим надо познать самого себя, чтобы открыть и другие таинства мира.

Эллинское просвещение быстро привело к тому, что в обществе стали господствовать самые различные мнения. Сократ же искал истину как меру, которой должны подчиняться личности. В этом требовании он истинный грек, и в лице Сократа греческая наука в полном самосознании находит тот принцип, на котором покоится греческое искусство. Но эта мера должна быть найдена и для общего сознания.

Итак, значение Сократа в том, что он установил идею знания. Софисты признавали только естественный продукт мышления, который формируется в каждом как неизбежное мнение. Для Сократа существует норма, согласно которой определяется ценность этих естественных продуктов мышления. Эту высшую необходимость, которая открылась в диалогическом стремлении к истине, можно назвать законодательством разума. В этом смысле справедливо утверждение, что Сократ открыл разум. Он первым провозгласил, что существует нечто значимое для всех людей и знание существует только там, где оно признается.

Поиски Сократом истины находились в теснейшей связи с духовным состоянием его народа. Обнаруженное философом разложение основано на разрушении общего сознания, с которым некогда все чувствовали себя связанными. Истина может существовать лишь в том случае, если над личностями стоит нечто всеобщее, чему они должны подчиняться, поэтому искать истину можно лишь тогда, когда отдельные люди, несмотря на все различия в мнениях, совместно обратятся к тому, что все они признают. Истина есть совместное мышление, поэтому философия Сократа не самоуглубление и размышление, не поучение и обучение: она – совместное искание, серьезная беседа. Необходимой формой истины является диалог. Там, где два человека обмениваются своими взглядами, появляется сила, принуждающая их признать истину, некая высшая необходимость, отличная от той, которая в ходе жизненных обстоятельств привела к своему мнению каждого из них. Прежде каждый из них мог иметь только те представления, которые сложились как необходимый продукт всей его жизни; теперь же, стремясь найти представление, значимое для обоих, они приходят к выводу, что помимо непроизвольного возникновения представлений есть обязательное для всех правило, которому они должны подчиняться, если хотят найти истину. В этой диалогической философии в сознание ее участников проникает нормативное законодательство, подчинение или неподчинение которому составляет мерило истинности произвольно возникших представлений. Тот, кто хочет что-либо доказать другому или готов признать себя побежденным его доказательствами, признает норму, господствующую в качестве принципа критики над личностями и над естественно необходимым течением их представлений. В ходе совместных поисков люди приходят к тому, что должен признавать каждый, кто добросовестно стремится к истине.

Без этой нормы нет истины и знания, поэтому для Сократа и его великих последователей, развивших эти мысли, большую роль играет противопоставление мнения знанию.

Педагогическая концепция Сократа состоит в том, что главной жизненной целью человека должно быть его нравственное самосовершенствование: человек обладает разумом для того, чтобы направлять его на создание добра и нахождение истины. Сократ один из основоположников учения о доброй природе человека. Он придавал большое значение природной предрасположенности людей и считал, что их способности проявляются в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может". Образование, по Сократу, обладает силой преображения человека из отрицательного образа в положительный. Философ считал, что люди, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями. Оставшись же без образования, они бывают очень дурными и вредными.

В философии Сократа, как и в философии Платона, а также в мировоззрении нашего времени, воспитание и философия выполняют одну и ту же функцию – помогают формированию человека, умеющего не только отличить истину от заблуждения, но творчески подходящего к поставленным перед ним задачам.