Объекты валютных правоотношений

Объектами материальных валютных правоотношений выступают валюта, ценные бумаги и валютные ценности. Каждый из названных объектов имеет законодательное закрепление в ст. 1 Закона о валютном регулировании.

Валюта как объект валютных правоотношений подразделяется на два вида:

1) валюта РФ;

2) иностранная валюта.

К валюте РФ относятся: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

С точки зрения национального законодательства деньги рассматриваются как две самостоятельные категории: 1) законное платежное средство, обязательное к приему на всей территории государства; 2) иностранная валюта.

На территории РФ единственным законным и обязательным к приему платежным средством является рубль (ст. 75 Конституции).

Денежной единицей нашей страны является рубль, который состоит из 100 копеек, имеет одинаковую платежную силу на всей территории РФ. Выпуск и обращение других денежных единиц и денежных суррогатов не допускается.

Рубль до 1990 г. по закону имел твердо фиксированное золотое ОГЛАВЛЕНИЕ, равное 0,987412 г золота. Это количество золота, зафиксированное в денежной единице, являлось масштабом цен, который за время существования бывшего СССР неоднократно менялся. В результате денежной реформы 1922–1924 гг. в обращении находились кредитные деньги: червонец, казначейские билеты достоинством 1, 2, 5 руб. и разменная монета. Червонец представлял в обороте 7,7 г золота, равных бывшей 10-рублевой золотой монете царской чеканки, а казначейский рубль содержал в обороте 0,77 г золота, что являлось масштабом цен. С 1928 г. обмен червонцев на золото был отменен, рубль законодательно утратил золотое ОГЛАВЛЕНИЕ. Был установлен твердый валютный паритет между франком и рублем: 1 французский франк равнялся 3 руб. С 1937 г., когда рухнул "золотой блок", возглавляемый Францией, и резервной валютой стал доллар, был установлен валютный паритет рубля и доллара: 1 долл. приравнивался к 5 руб. 30 коп. По этому паритету шли расчеты во внешней торговле. И только с марта 1950 г. наша валюта была откреплена от доллара, законодательно было выработано твердо фиксированное золотое ОГЛАВЛЕНИЕ рубля, равное 0,222168 г золота, что являлось масштабом цен. Валютный курс рубля устанавливался путем сравнения золотого содержания иностранной валюты и рубля. С января 1961 г. масштаб цен был изменен: золотое ОГЛАВЛЕНИЕ рубля было увеличено в 4,44 раза и стало составлять по закону 0,987412 г золота. Масштаб цен утратил свой экономический смысл, поскольку Ямайской валютной реформой 1976–1978 гг. официальная цена на золото и золотое ОГЛАВЛЕНИЕ денежных единиц была отменена. В связи с переходом России к рыночной экономике и потерей рублем покупательной способности, соответствующей его золотому содержанию, с 1992 г. это золотое ОГЛАВЛЕНИЕ утратилось. Цены на товары и услуги стали устанавливаться в рублях. Золото перестало быть основой нашей денежной системы, но сохранилось как имеющийся у каждой страны в золотовалютных запасах стратегический металл, на который можно купить валюту и получить в иностранных банках кредит под залог золота.

Сегодня в нашей стране функционируют банковские билеты и разменная металлическая монета. До 1992 г. в обращении кроме банковских билетов находились казначейские билеты достоинством 1, 3, 5 руб. С 1992 г. они изъяты из обращения, а структура современной денежной массы состоит из кредитных денег и монет.

К иностранной валюте относятся:

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Термин "валюта" (итал. valuta – стоимость) означает денежную единицу какого-либо государства (национальная валюта) или иностранного государства (иностранная валюта)[1].

В Статьях Соглашения Международного валютного фонда термин "валюта" трактуется в функциональном смысле и служит для обозначения установленной законом единицы счета в денежной системе какого-либо государства, созданной для регулирования валютно-финансовой сферы на его территории.

Иностранная валюта занимает центральное место в системе регулирования валютных отношений. Российское законодательство (ст. 140 ГК) рассматривает категории "деньги" и "валюта" как идентичные по своей правовой природе понятия. Вместе с тем это понятия не равнозначные, так как валютой становятся только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов.

Развитие международных экономических отношений привело к возникновению понятия "валюта". "Валюта" и "деньги" зачастую представляются взаимозаменяемыми понятиями, хотя внутри конкретного государства чаще используется термин "деньги", а вне ее – термин "валюта".

При употреблении понятия денег вопрос об их "национальности" не возникает, но в международных финансово-валютных отношениях национальная принадлежность валюты (денег) играет первостепенную роль.

Между понятиями "валюта" и "деньги" существуют определенные различия, что дает основания рассматривать их как понятия близкие, но не совпадающие. Основные различия между деньгами и валютой состоят в следующем. Признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов превращает деньги в валюту. Следовательно, национальные деньги могут как выступать, так и не выступать в качестве валюты на внешних рынках. Статус валюты придает деньгам дополнительную функцию: они становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут покупаться и продаваться. Закон о валютном регулировании фактически отождествляет понятия "национальные деньги" и "национальная валюта", а также "иностранные деньги" и "иностранная валюта".

Основания, порядок и условия использования иностранной валюты в России определяются Законом о валютном регулировании или в установленном им порядке.

Валютное законодательство под иностранной валютой понимает две различные по своей правовой природе группы имущества. Первая – это наличная иностранная валюта: банкноты, казначейские билеты, монеты, обладающие определенными признаками. К ней относятся денежные знаки, которые находятся в обращении и являются законным средством платежа в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки в том случае, если они подлежат обмену. Данный вид денег экономисты определяют как символические деньги, т.е. "средства платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании". Это только функциональные формы денег, сами по себе не имеющие никакой стоимости. Государство, пользуясь этими экономическими свойствами, придает им юридическое свойство – служить законным платежным средством. Законным средством платежа являются те деньги, которые национальное правительство провозгласило обязательными для приема при обмене на своей территории и в качестве законного способа уплаты долгов, в том числе налогов. Изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки утрачивают роль всеобщего эквивалента, но до тех пор, пока они подлежат обмену, сохраняют определенную стоимость, поэтому российское законодательство включило их в понятие "иностранная валюта".

Вторая группа имущества, отнесенного валютным законодательством к иностранной валюте, – это средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных денежных или расчетных единицах, т.е. иностранная валюта в безналичной форме.

Правовая природа наличной иностранной валюты и денежных средств на счетах различна. Наличная иностранная валюта по своей правовой природе является вещами, а вопрос о правовой природе безналичных денег на сегодняшний день еще не решен и является дискуссионным. Экономическая теория рассматривает эту особенность как проявление различных функций денег, но не разграничивает понятия "деньги" и "денежные средства на счетах". В то же время не все зарубежные страны признают безналичные деньги законным платежным средством. Например, французское право основывается на предположении, что деньги являются реальной вещью, которой закон сообщает свойство платежного средства. Тем не менее российское законодательство рассматривает в качестве иностранной валюты наряду с наличными деньгами и средства на счетах.

Денежной единицей иностранных государств является расчетная единица, признаваемая законным платежным средством иностранного государства, обязательная к приему на всей его территории и, как правило, эмитируемая национальным центральным банком.

Под международной расчетной единицей подразумевается искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств, платежей. Для обслуживания международных экономических отношений широко используются прототипы мировых денег, в частности евро.

В качестве примера иностранной валюты в международных денежных единицах следует назвать СДР. Эта валюта эмитируется МВФ и распределяется между странами – его членами пропорционально их квотам международных кредитных, резервных и платежных средств. Эти средства используются для урегулирования сальдо платежей балансов, пополнения официальных валютных резервов, расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют стран, входящих в МВФ. Эмиссия СДР осуществляется только в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СДР. Официально СДР могут использовать банки, предприятия, частные лица, но тем не менее вне МВФ СДР используются ограниченно.

Таким образом, иностранной валютой является определенное в Законе о валютном регулировании имущество, которое обладает особым правовым статусом в силу своего происхождения (эмитировано центральными банками иностранных государств либо международными организациями) и способно выполнять роль всеобщего эквивалента в международных операциях. Иностранная валюта существует как в наличной, так и в безналичной формах.

Банк России при регулировании сделок конвертации иностранной валюты использует разные термины: "валютно-обменные операции", "купля-продажа иностранной валюты", "обмен (конверсия) иностранной валюты", что обусловлено спецификой объекта регулирования. Иностранная валюта, с одной стороны, может рассматриваться как товар; с другой стороны, она не имеет собственной стоимости, ее покупательная способность обусловлена правовым статусом законного платежного средства в соответствующем иностранном государстве.

Иностранная валюта, обращаемая на территории РФ, имеет общую правовую природу с рублем, поэтому Законом о валютном регулировании они рассматриваются как однородные объекты. Поскольку рубль является законным платежным средством на территории РФ, то конвертация рублей в иностранную валюту и обратно признается сделкой купли-продажи иностранной валюты как специфического объекта гражданского оборота. Закон о валютном регулировании определяет такие операции именно как покупку и продажу иностранной валюты.

Таким образом, конвертируемость (конвертация) валюты – это установленная законодательством возможность и порядок покупки и продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами за рубли на внутреннем валютном рынке РФ, а конверсия – это обмен иностранной валюты одного иностранного государства на валюту другого иностранного государства на внутреннем валютном рынке РФ.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по текущему валютному курсу. Валютный курс (или обменный курс) – это пропорция, в которой валюта одной страны обменивается на валюту другой. С экономической точки зрения валютный курс есть соотношение покупательной способности денег различных стран.

Действующее законодательство РФ рассматривает валютный курс с двух точек зрения: официальный валютный курс и рыночный. Согласно Положению об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю от 18.04.2006 № 286-П Банк России осуществляет установление официальных курсов иностранных валют и СДР к рублю, используемых при расчетах доходов и расходов государственного бюджета для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета без обязательства осуществлять операции купли- продажи иностранных валют по указанным курсам. Итак, субъекты валютных отношений обязаны применять официальный курс рубля к иностранным валютам только в определенной группе отношений. Установленное законодательством требование по использованию в названных отношениях только официального курса рубля является одним из ограничений, налагаемым на участников валютных отношений.

Порядок установления официального курса рубля может быть различным. Например, либо нормативным актом может быть закреплен фиксированный курс или установлены границы его отклонений, либо Банк России в соответствии с порядком,

утвержденным Правительством РФ, ежедневно может объявлять официальный курс. В зависимости от экономической ситуации в стране Правительство РФ и Банк России определяют политику валютного (обменного) курса – будет ли он рыночным ("плавающим") или будет определяться официально в пределах установленных границ.

Обеспечение устойчивости рубля и его курса по отношению к иностранным валютам является одной из основных задач Банка России. В настоящее время порядок формирования рыночного курса рубля к иностранным валютам основан на режиме "плавающего" валютного курса, его динамику определяет денежно-кредитная политика. Банк России каждый день не позднее 12 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы валют стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации, к рублю РФ. Порядок данной процедуры определен, как отмечалось, в Положении об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю. Видовое многообразие иностранной валюты и различные правовые режимы обращения позволяют ее классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от принадлежности к государству иностранную валюту можно разделить:

– на валюту соответствующего иностранного государства;

– международную валюту (СДР);

– региональную валюту (евро).

2. В зависимости от режима правовых ограничений, установленных национальным законодательством той или иной страны, валюта может быть:

– конвертируемая по текущим операциям (отсутствие ограничений на платежи по текущим валютным операциям);

– конвертируемая по валютным операциям капитального характера (отсутствие ограничений на платежи по валютным операциям, связанным с движением капитала);

– полностью конвертируемая (отсутствие какого бы то ни было контроля и каких-либо ограничений проведения любых валютных операций). Полностью конвертируема валюта США, Австралии, Канады, Финляндии, Франции, Великобритании, Бельгии, Австрии и др.

Вопрос о возможности обмена национальной валюты на валюту другого государства и валюты этого государства на валюту первого государства или третьей страны решается по национальному законодательству. Основным критерием в этих операциях является конвертируемость валюты, т.е. отсутствие ограничений. Ограничения конвертируемости валюты – правовые препятствия, связанные с особенностями национального денежного и валютного регулирования. Данные ограничения заключаются в нормативном запрещении, лимитировании или регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Цель таких ограничений – перераспределение валютных ценностей в пользу не только государства, но и, возможно, в пользу крупных предпринимателей. В настоящее время российская валюта конвертируема по текущим операциям.

3. В зависимости от режима применения выделяют свободно конвертируемую, частично конвертируемую и неконвертируемую валюты. Конвертируемость валюты находится в зависимости от экономического устройства государства, уровня внешнеэкономической деятельности, устойчивости внутреннего денежного обращения. Степень конвертируемости определяется наличием либо отсутствием валютных ограничений и их видами. Свободно конвертируемой признается валюта, обращаемая без каких-либо ограничений. При существовании валютных ограничений для отдельных видов валютных операций валюта признается частично конвертируемой. Если валютные ограничения распространяются на все виды валютных операций, валюта является неконвертируемой.

4. По степени использования на международном рынке выделяют резервную и иные валюты. Резервной признается иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов. Первоначально в роли резервной валюты выступал английский фунт стерлингов. В 1944 г. в Бреттон-Вудсе было принято решение использовать в качестве резервных валют доллар США и фунт стерлингов. В современный период развития международных валютно-финансовых отношений укрепилось положение евро, японской иены и некоторых других валют иностранных государств.

Необходимо обратить внимание, что создание валютных союзов (юридически оформленных или союзов де-факто, как это происходит в Латинской Америке, где некоторые страны выбрали доллар в качестве своей национальной валюты) становится тенденцией XXI в. Единую валюту планируют создать в рамках Союзного государства России и Беларуси, в рамках ЕврАзЭс. Таким образом, происходит структурирование международной финансовой системы на региональные валютные союзы, в которых будет преобладать одна – надгосударственная валюта. В настоящее время в международной финансовой системе имеет место конкуренция доллара, евро и иены за наиболее широкий захват в зону своего притяжения валют других стран.

Ценные бумаги как объект валютных правоотношений подразделяются на два вида: внутренние и внешние. Такое подразделение обусловлено валютой, в которой выражены обязательства в тех или иных ценных бумагах.

К внутренним ценным бумагам относятся:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

Внешними ценными бумагами являются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

Ценные бумаги выпускаются в обращение при осуществлении государством кредитной деятельности, а именно в процессе привлечения временно свободных денежных средств иных субъектов. В соответствии с ч. 4 ст. 75 Конституции государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Такие займы осуществляются посредством выпуска и размещения государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Детальное правовое регулирование государственных заимствований осуществляется на основе Закона о рынке ценных бумаг и Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ΦЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Положения последнего Закона в части регулирования эмиссии ценных бумаг субъектов РФ (абз. 5 ч. 2 ст. 6, ст. 9, ч. 1 ст. 10) были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Определении от 15.01.2008 № 192-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Москвы о проверке конституционности отдельных положений статей 6, 9 и 10 Федерального закона “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”, статьи 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации” и статьи 5 Федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”" не выявил несоответствия названных норм Конституции.

Особенность государственного заимствования заключается в том, что долговые обязательства удостоверяются ценной бумагой, эмитентом которой является государство. В данном случае речь идет о выпуске так называемых эмиссионных ценных бумаг, которыми, согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, признаются любые ценные бумаги: закрепляющие совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных форм и порядка; размещающиеся выпусками; имеющие равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. В целом порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг РФ подчинен положениям Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" с учетом положений бюджетного законодательства. На это дополнительно указывает и положение п. 3 ст. 114 БК. В п. 1 ст. 114 БК определено, что предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Непосредственно выпуск (эмиссия) и обращение государственных ценных бумаг осуществляются в соответствии с генеральными условиями выпуска и обращения, утверждаемыми Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 06.11.2001 № 771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций", которым утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций и которое определяет общие критерии и единый порядок эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг, обязательства по которым выражены в рублях, в виде государственных сберегательных облигаций).

Эмиссионные ценные бумаги относятся к внутренним ценным бумагам при одновременном соблюдении двух условий:

– номинальная стоимость ценных бумаг должна быть указана в валюте РФ;

– выпуск ценных бумаг должен быть зарегистрирован в Российской Федерации.

Иные ценные бумаги, т.е. не являющиеся эмиссионными, относятся к внутренним ценным бумагам также при одновременном соблюдении двух условий:

– ценные бумаги должны удостоверять право на получение валюты РФ;

– ценные бумаги должны быть выпущены на территории РФ.

Ценными бумагами в соответствии со ст. 142 ГК являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (бездокументарные ценные бумаги).

К ценными бумагам относятся акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.

Законом о рынке ценных бумаг даны следующие определения документарной и бездокументарной форм эмиссионных ценных бумаг. Документарная форма эмиссионных ценных бумаг – это форма, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. Бездокументарная форма – это форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.

Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Законом о рынке ценных бумаг.

Общие положения о бездокументарных ценных бумагах содержатся в § 3 гл. 7 ГК.

В случаях, определенных законом, или в установленном им порядке лицо, получившее специальную лицензию, может производить фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники и т.п.). К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации.

Лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закрепленном праве.

Права, удостоверяемые путем указанной фиксации, порядок официальной фиксации прав и правообладателей, порядок документального подтверждения записей и порядок совершения операций с бездокументарными ценными бумагами определяются законом или в установленном им порядке.

Операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться этим лицом, несущим ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, представление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведенных операциях.

Таким образом, рассмотрев признаки внутренних ценных бумаг, следует сделать вывод, что к внешним ценным бумагам как объектам валютных правоотношений относятся:

– эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и (или) выпуск которых зарегистрирован в иностранном государстве;

– иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты и (или) выпущенные на территории иностранного государства.

Объектом валютных правоотношений выступают валютные ценности, к которым относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Выделение этих объектов в особую группу обусловлено историческими и экономическими предпосылками. Валютные ценности признаются объектами как гражданских, так и предпринимательских отношений. Право собственности на них в Российской Федерации защищается на общих основаниях, с ними могут совершаться сделки гражданского оборота в установленном порядке. Вместе с тем валютные ценности играют особую роль в построении эффективной национальной экономики и в определении экономической политики государства, особенно во внешнеэкономической сфере. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы установить особый правовой режим их использования.

Данный режим в Российской Федерации определен валютным законодательством, устанавливающим определенную систему ограничений гражданско-правового оборота валютных ценностей на территории РФ. В странах с развитой экономикой валютные ограничения вводятся обычно в период экономических кризисов. Во многих из них на сегодняшний день все валютные ограничения отменены, например в Великобритании, США, Франции. Поэтому в процессе стабилизации экономической ситуации в России и всеобщей интеграции и глобализации экономических процессов в мире можно прогнозировать сокращение валютных ограничений и свободное использование валютных ценностей, в том числе и иностранной валюты.