Объекты и субъекты технического регулирования

Объектами технического регулирования, представленными в технических регламентах, являются:

1. Продукция".

2. Процессы жизненного цикла продукции, непосредственно связанные с обеспечением безопасности продукции.

К объектам, частично или полностью исключенным из сферы применения норм ФЗ о техническом регулировании, относятся: а) государственные образовательные стандарты; 6) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету; в) правила (стандарты) аудиторской деятельности; г) сеть связи РФ; радиочастотный спектр; д) сфера обороны и средства защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно последним изменениям ФЗ о техническом регулировании, закон не регулирует отношения, связанные: а) с применением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических мер по предотвращению массовых инфекционных заболеваний, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением разработки, принятии и исполнении обязательных требовании к продукции, в том числе медицинской технике, пищевой продукции), б) с использованием мер по охране окружающей среды; в) с обращением лекарственных средств; г) с установлением требований промышленной безопасности; д) с установлением требований по ядерной безопасности, а также радиационной безопасности (за исключением требований к продукции); е) с установлением требований к продукции и процессам в области космической деятельности.

Субъектами технического регулирования являются органы власти (Правительство и министерства РФ).

В соответствии с проведенной в 2004 г. административной реформой к субъектам, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями на федеральном уровне, относятся Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОН В). Определена трехзвенная структура ФОИВ:

• федеральные министерства;

• федеральные службы;

• федеральные агентства.

Все ФОИВ находятся в подчинении вышестоящих органов.

В этой трехзвенной (трехуровневой) системе у каждого звена свои задачи:

• министерство — выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование;

• служба — осуществление надзора и контроля;

• агентство — оказание государственных услуг, управление государственным имуществом (в том числе научно-исследовательскими институтами), осуществление правоприменительных функций в установленной сфере деятельности.

Такая структура призвана исключить возможность абсолютной монополии того или иного ФОИВ в возглавляемой им сфере деятельности, предупредить случаи возникновения конфликта интересов в процессе деятельности в указанной сфере.

Основными субъектами деятельности в сфере технического регулирования являются:

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России);

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Агентство Госстандарт подчинено Минпромторгу России. Эти два ФОИВ отличаются по выполняемым функциям.

Минпромторг России выполняет функции федерального органа по техническому регулированию.

В министерстве функционирует структурное подразделение — Департамент государственной политики в области технического регулирования и метрологии.

Минпромторг России утверждает административные регламенты исполнения Госстандартом государственных услуг (функций) — ведение федерального информационного фонда технических регламентов, перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и пр.

Госстандарт является национальным органом по стандартизации и практически (неформально — по закону) национальным органом по метрологии. В отличие от Минпромторга России Росстандарт имеет не только центральный аппарат, но и территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Агентство выполняет следующие функции: разрешительные (выдача лицензий); по управлению имуществом (в его ведении имеются научно-исследовательские институты, а также государственные метрологические службы); по оказанию услуг (метрологических); по надзору (надзор за соблюдением требований технических регламентов, национальных стандартов, правил метрологии).

Являясь национальным органом по стандартизации, Росстандарт выполняет ряд задач, в том числе утверждает национальные стандарты; организует публикацию и распространение национальных стандартов; представляет Российскую Федерацию в международных организациях по стандартизации.

Основные принципы технического регулирования

Декларируемые в ст. 3 ФЗ о техническом регулировании принципы должны учитываться при организации работ по техническому регулированию, разработке регламентирующих документов и практической деятельности.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач: а) регулирование внутреннего рынка: б) создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

1. Соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития

Требования, закладываемые в ТР и стандарты, должны: а) разрабатываться, с одной стороны, с учетом возможности их технической реализации и последствий их введения для национальной экономики, бизнеса и потребителей; б) с другой стороны, с учетом мирового уровня научно-технического развития, иначе документы в сфере технического регулирования превращаются в инструмент стагнации экономики и снижения конкурентоспособности отечественной продукции.

2. Применение единых- правил установления требований к продукции и процессам ЖДЯ, а также к выполнению работ или оказанию услуг

Принцип касается прежде всего установления требований к безопасности продукции и означает, что: а) требования формулируются единообразно независимо от вида статуса продукции и процессов, формы собственности и юридического разработчика регламента и предпринимателя; б) единство н обязательность для исполнения на всей территории страны требований ТР, принятых Российской Федерацией;

в) устанавливаются единым субъектом — государством — с помощью единого носителя обязательных требований — технического регламента.

3. Формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции

Разработчикам ТР и производителям необходимо доказывать, что риски, относящиеся к конкретной продукции, устранимы или минимизированы.

4. Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР

Принцип направлен на исключение влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.

5. Установление в ТР эксплуатационных характеристик продукции

Различия одноименной продукции, произведенной по разной технологии в разных странах, не станет причиной барьера в торговле, если в ТР устанавливать не конструкционно-технологические, а эксплуатационные требования.

6. Предупреждение дискриминации

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. ТР, применяемые для допуска в страну импортируемой продукции, должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для собственной продукции на свой рынок. Этот же принцип распространяется на процедуры оценки соответствия. Принцип исключает политику "двух стандартов".

7. Обеспечение условий для взаимного признания в Российской Федерации иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации результатов подтверждения соответствия.

Разобранные принципы 1—5 используются для регулирования на внутреннем рынке, принципы 6, 7 — на внешнем рынке.

В ФЗ о техническом регулировании декларирован целый ряд других принципов технического регулирования. Поскольку они относятся к сфере оценки соответствия, то будут разобраны в гл. 4.