Объекты права интеллектуальной собственности

Объектами исключительных прав являются идеальные результаты умственного труда и средства индивидуализации товаров и их производителей. Произведения науки и изобретения – это нематериальные системы научных и технических понятий или категорий. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. Разумеется, указанные категории и образы обозначаются (выражаются вовне) буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, изобразительными или звуковыми средствами и зачастую существуют на определенных материальных носителях (бумаге, пленке, камне, холсте, диске и т.п.). Однако от этого сами они не перестают быть идеальными объектами. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально.

Наиболее полный перечень объектов права интеллектуальной собственности содержит п. VIII ст. 2 Стокгольмской конвенции, в соответствии с которым "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Проприетарная концепция исключительных прав в зарубежном и международном частном праве

Исключительные права, признаваемые интеллектуальной собственностью, обладают рядом общих черт. Они касаются объектов нематериального, нетелесного, идеального характера, ограничены определенным сроком и являются исключительными по отношению ко всем третьим лицам. Учреждение ВОИС привело к созданию Международной ассоциации по развитию обучения и исследований в области интеллектуальной собственности (ATRIP). В связи с присоединением с 1 июля 1965 г. к Парижской конвенции была создана национальная группа Международной ассоциации по охране промышленной собственности (АИППИ).

Закрепление категорий интеллектуальной и промышленной собственности в отечественном праве, а также участие Российской Федерации в указанных и других международных конвенциях и организациях и сотрудничество с зарубежными странами в области охраны и использования произведений литературы, науки и искусства, изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуального творчества и средств индивидуализации, обусловливает научное и практическое употребление рассматриваемых понятий и в России. Однако из этого не следует, что охраняемые правом результаты творческой деятельности могут в буквальном смысле квалифицироваться как объекты права собственности (подобно аналогичному праву на телесные продукты человеческой деятельности или природные объекты).

Теории интеллектуальной и промышленной собственности порождены условиями, в которых автор признается квазитоваровладельцем, отчуждающим за деньги свое произведение[1], а право собственности объявляется "прирожденным правом человека". Однако и в условиях рынка нет достаточных оснований для проприетарной квалификации отношений, связанных с правами на продукты интеллектуального творчества. Подобная квалификация объясняется рядом отмечавшихся ранее объективных предпосылок: исторической, технологической, экономической, психологической, юридической и юридико-технической[2].

По традиции в некоторых странах типичные законы об авторском праве (по их содержанию) называются законами о литературной и художественной собственности. Именно так именуется закон Туниса (1994 г.)[3]. Сугубо исторической традицией можно объяснить также инкорпорирование во Франции в 1992 г. всех законов в сфере творческой деятельности и товарных обозначений в единый Кодекс интеллектуальной собственности[4] (действующий в настоящее время в ред. 1995 г.).

По мнению П. Розенберга, "патенты являются разновидностью собственности"[5]. Хотя надо отдать должное и западным авторам: говоря о праве собственности на патент, они порой, как, например, Г. Ласк, подчеркивают, что патент – это всего лишь "совокупность правомочий, при помощи которых достигается извлечение выгод, вытекающих из исключительного права воспроизводить запатентованный предмет"[6].

Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении и исключительность правомочий правообладателей породили еще в начале прошлого века стремление сконструировать единый институт "исключительных прав"[7], или промышленных прав и авторского права[8], или авторского права в широком смысле[9]. Однако в зарубежных странах это не привело ни к слиянию указанных институтов, ни к их тотальной кодификации.