Объекты консультационной деятельности

Объектом консультационной деятельности является услуга по предоставлению информации, адаптированной к правовой или фактической ситуации клиента. Форма предоставления консультаций может быть самой разнообразной, в частности советы, в том числе устные, обучение, письменные консультации в виде заключения, отчета, ответов на вопросы и т.д. Наряду с непосредственным консультированием договор об оказании консультационных услуг может включать в себя проведение исследований, представительство. Это должно быть отражено в предмете договора, который приобретает таким образом характер комплексного.

Необходимо учитывать, что услуга, являющаяся объектом договора, носит нематериальный характер и потребляется в процессе ее оказания. В том случае если в предмет договора входит создание материального объекта, удовлетворяющего определенным критериям, например заявления, отчета, то такой договор приобретает характер смешанного и включает в себя элементы договора на выполнение работ.

Систематизируя различные виды консультационных услуг, можно использовать при классификации различные виды критериев, в частности по сфере применения консультации, субъектному составу услугодателей, способу консультирования, возмездному характеру и т.д.

Более распространенной является классификация в зависимости от сферы применения, используемая в различных нормативных правовых актах. Так, Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" применительно к деятельности обслуживающих кооперативов разграничивает услуги по научно-производственному, правовому и финансовому консультированию.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" услуги по консультированию, оказываемые аудиторскими организациями, охватывают налоговое, бухгалтерское, экономическое и финансовое, управленческое, правовое консультирование.

Приказ Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" разграничивает консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения.

Зачастую объект договора на оказание консультационных услуг отождествляют с объектом договора на оказание информационных услуг. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" рассматривает информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Очевидно, что и по договору об оказании консультационных услуг предоставляется информация, в связи с чем не всегда однозначно можно разграничить данные договоры.

В научной литературе нередко консультационные услуги рассматривают как разновидность информационных услуг[1].

По мнению А. Е. Шерстобитова, необходимо "различать обязательства по передаче информации и обязательства по передаче знаний. Под использованием знаний понимается их внедрение, а под использованием информации – осведомление в порядке, позволяющем воспользоваться ею в практической деятельности"[2].

Очевидно, что консультационные услуги представляют собой не просто предоставление информации, а выводов из определенной информации, адаптации имеющейся информации к определенной ситуации с учетом различных обстоятельств, требований клиента.

В отличие от информационных услуг услуги по консультированию сопровождаются выводами, которые требуют применения информации к данным конкретным правоотношениям. Информация предоставляется клиенту без анализа применительно к решению его вопросов, консультирование предполагает также предоставление информации, но с учетом выводов, которые явно не следуют из законодательства, общеизвестных сведений, а требуют аналитического подхода и применения с учетом конкретных обстоятельств и требований клиента.

Неоднозначно в науке определяется соотношение договоров об оказании консультационных и аудиторских, а также правовых услуг.

По мнению Л. В. Санниковой, аудиторские услуги (за исключением обязательного аудита) могут рассматриваться в качестве особой разновидности консультационных услуг, которые в свою очередь являются разновидностью информационных услуг[3].

Такой подход к определению соотношения аудиторских и консультационных услуг не вполне оправдан, поскольку аудиторские услуги носят более широкий характер и не ограничиваются предоставлением консультаций, что следует из определения аудиторских услуг как деятельности по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемой аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Таким образом, основная цель аудита состоит в проверке отчетности, а не в предоставлении консультации. В то же время проведение аудита можно рассматривать как консультирование клиента относительно правильности ведения им отчетности и выявления недостатков, которые могут быть устранены с помощью консультации аудитора.

Споры вызывает и соотношение договоров об оказании консультационных услуг и договоров об оказании правовых услуг. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" отмечается, что, поскольку стороны в силу ст. 421 ГК РФ вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам; проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера и т.д.). Таким образом, правовые услуги охватывают услуги по консультированию в соответствующей сфере.