Земельные правоотношения

В самом общем виде под земельными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель. Безусловно, далеко не все отношения по поводу земли являются земельными и регулируются нормами земельного права. Существует целый спектр вопросов, которые регламентируются смежными отраслями, например платы за землю; территориального планирования и градостроительного зонирования; охраны государственной границы, административно-территориального устройства и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным критериям. По виду земельных отношений, урегулированных нормами земельного права, можно различать правоотношения собственности, ответственности за земельные правонарушения, охраны земель и т.д. В зависимости от категории земель складываются правоотношения по использованию и охране земель населенных пунктов, земель лесного фонда, водного фонда и др.

По функциональному назначению выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения выражаются в совершении их участниками правомерных (положительных) действий - использовании земельного участка по целевому назначению; выполнении мероприятий по охране земель и т.д. Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения требований земельного законодательства и могут повлечь применение к правонарушителю мер юридической ответственности.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане и юридические лица (включая иностранных), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правосубъектностью, т.е. правоспособностью и дееспособностью. Согласно ст. 17 ГК РФ под правоспособностью понимается способность иметь права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Это врожденное качество, принадлежащее человеку по естественному праву.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК РФ). В случае когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Снижение возраста полной дееспособности допускается также в случае эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Данные правила действуют и в сфере земельных отношений.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно.

Праводееспособность юридического лица может быть общей и специальной. Общая праводееспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские и земельные права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная праводееспособность предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Праводееспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается после завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник соответствующих земельных участков, осуществляющий владение, пользование и распоряжение ими.

Среди субъектов нрав на земельные участки особое место занимают иностранные граждане и юридические лица. Как известно, до принятия нового ЗК РФ иностранцы могли быть собственниками земельных участков только в случае их приватизации под приватизированными объектами недвижимости. Теперь же ЗК РФ в семи статьях упоминает о правах иностранцев, а, кроме того, два упоминания мы встречаем во Вводном законе. Из данных норм следует, что иностранные граждане и юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет (по сравнению с россиянами) ограниченный характер. Так, Указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26 был утвержден перечень приграничных территорий, па которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ст. 5 ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативных правовых актах. Как следует из п. 3 данной статьи, участниками земельных отношений являются: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (ГрК РФ называет их "правообладатели земельных участков"). Данные субъекты обладают правами па земельные участки с определенной спецификой, определяемой категорией земель.

Так, в составе земельного фонда России выделяется категория земель лесного фонда. Согласно ст. 71 Л К РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. Другой пример. Согласно ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не предусмотрено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. Следовательно, права и обязанности субъектов прав на указанные земельные участки в составе категорий земель водного и лесного фонда во многом определяются Л К РФ и ВК РФ - специальными природоресурсными законами.

ЗК РФ и иные федеральные законы выделяют особый субъект земельных отношений - лиц, относящихся к малочисленным народам, и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, на которых коренные малочисленные народы занимаются традиционным природопользованием, принадлежат к категории земель особо охраняемых территорий и предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов (являются разновидностью некоммерческих юридических лиц) в безвозмездное пользование. В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием (ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации").

Объектами земельных правоотношений являются земля, земельные участки и части земельных участков (ст. 6 ЗК РФ). Понятие земли как объекта правоотношений выделяется, главным образом, в целях ее общей характеристики как объекта государственного и муниципального управления. Земля как природный объект и природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо еще отношений, ибо объектом земельных отношений всегда является какая-либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные и юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли, т.е. конкретный земельный участок.

В связи с этим оправданы предложения ученых закрепить в ЗК РФ следующее определение земли: земля - "это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции".

Под земельным участком как объектом земельных правоотношений следует понимать часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Данный подход корреспондирует с положениями п. 2 ст. 261 ГК РФ, из которого следует, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании пространства и иными законами. Данная конструкция корреспондирует воззрениям римских юристов, по которым право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, как отмечал еще И. А. Покровский, "логическим последствием этого воззрения было бы то, что собственник земельного участка может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газо- или водопроводных труб и других подобных сооружений под его участком на какой угодно глубине, проведению телеграфных или телефонных прополок на какой угодно высоте. Но такое положение, очевидно, несовместимо с самыми разнообразными интересами современного благоустройства".

Граница между землей и недрами как различными объектами правоотношений показана в ст. 19 Закона о недрах, согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Таким образом, установлены пределы реализации собственником своих правомочий и показана юридически значимая граница земли и недр.

Представляется, что в ст. 6 ЗК РФ "земельный участок" упоминается как общее, родовое понятие, которое конкретизируется применительно к отдельным категориям земель (например, "лесной участок") либо видам разрешительного использования земельного участка (например, "дачный участок"). Кроме того, земельное законодательство часто использует различные синонимы понятия "земельный участок". Например, "полоса отвода" (п. 2 ст. 90 ЗК РФ) означает земельный участок вдоль железнодорожной магистрали; важной составной частью земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные угодья (ст. 79), а в других федеральных законах упоминаются водно-болотные угодья, охотничьи угодья и т.д. Подобная дополнительная терминология служит цели уточнения правового режима конкретного земельного участка как объекта земельных отношений1. Более того, Европейская конвенция о ландшафтах (Флоренция, 20 октября 2000 г.), которая пока не ратифицирована Россией, предусматривает и такой объект земельных отношений, как ландшафт.

Как следует из анализа земельного законодательства, де-факто объектом земельных отношений выступают не упомянутые в ст. 6 ЗК РФ земельные доли, т.е. доли в праве общей собственности на земельный участок. Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом об обороте земель (п. 5 ст. 79 ЗК РФ). В данном Законе (ст. 15) земельные доли фактически рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений, что полностью отвечает реальности.

Земельный кодекс РФ выделяет в качестве объекта земельных отношений часть земельного участка, что является ошибочным. По нашему убеждению, часть земельного участка в принципе не может выступать в качестве объекта правоотношения, поскольку в случае разделения земельного участка на две части (если он является делимым) каждой из них в установленном порядке присваивается индивидуальный кадастровый номер, а собственник каждой вновь образованной "части" земельного участка получает правоустанавливающий документ па земельный участок, а не на его часть. Аналогичным образом невозможно приватизировать часть земельного участка, а в случае продажи собственником "части участка" сделка будет зарегистрирована только после проведения раздела участка, составления межевого плана и постановки продаваемого участка на кадастровый учет. Данный вывод подтверждают и материалы судебной практики. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2004

№ А56-2920/04 было отмечено, что "изменение кадастрового номера объекта недвижимости свидетельствует о прекращении существования объекта, права на который зарегистрированы, и создании нового объекта недвижимости. Следовательно, в силу... Закона о регистрации в случае разделения земельного участка должны быть прекращены права на прежний земельный участок и зарегистрированы па вновь образованные земельные участки".

Индивидуализация земельного участка происходит посредством подготовки его межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет. Следовательно, собственник земельного участка до заключения договора аренды обязан индивидуализировать "часть" участка с присвоением ему кадастрового номера. Соответственно, в договоре аренды или любом другом в качестве предмета договора будет указан земельный участок, индивидуализированный на местности. Более того, ЗК РФ упоминает в ряде статей "часть земельного участка", однако соответствующей нормы-дефиниции не содержит, в то время как определение земельного участка дано в ст. 11.1 ЗК РФ.

Признание земельного участка делимым или неделимым имеет ряд важнейших гражданско-правовых и земельно-правовых последствий. Например, в случае если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 36 ЗК РФ). При этом сам ЗК РФ, равно как и иные федеральные законы, не содержат четких критериев и процедур классификации земельного участка в качестве делимого или неделимого.

Сама возможность делимости и неделимости земельных участков вытекает из положений ст. 133 ГК РФ, признающей, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Условием делимости земельного участка является сохранение его разрешенного использования и категории, а также соблюдение требований о минимальном размере земельного участка. Это означает, что в результате раздела земельного участка не могут образовываться новые земельные участки меньше минимального размера, определяемого в порядке, установленном законодательством. Критерий сохранения установленного разрешенного использования земельного участка, упомянутый выше, имеет значение главным образом в границах категории земель населенных пунктов и не имеет универсального характера. Такой вывод мы делаем на основании того, что под разрешенным использованием земельного участка понимается его использование в соответствии с градостроительными регламентами, а последние не устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственных угодий, земель лесного и водного фонда и некоторых других категорий (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

Критерии делимости или неделимости земельных участков указаны в ч. 4 ст. 41 ГрК РФ и заключаются в следующем:

а) инициатива постановки вопроса о делимости или неделимости земельного участка принадлежит его правообладателям;

б) размеры земельного участка, образованного в результате объединения либо разделения, не должны превышать предельные размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом (ст. 38 ГрК РФ);

в) разделение земельного участка на два и более допускается только в случае наличия самостоятельных подъездов и подходов к каждому образованному земельному участку (в целях предотвращения массовых судебных процессов об установлении сервитутов);

г) объединение земельных участков в один допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны (ст. 35 ГрК РФ).

Особым объектом земельных отношений является почва - верхняя часть плодородного слоя. Наряду с землей почва является компонентом природной среды и отдельным объектом охраны окружающей среды (ст. 1, 4 Закона об охране окружающей среды). Указанный Закон, разделяя земли и почвы как объекты правовой охраны, отдельно предусматривает необходимость принятия мер по сохранению земель и почв при размещении объектов энергетики (ст. 40), эксплуатации сельскохозяйственных объектов (ст. 42), мелиорации земель (ст. 43), размещении отходов (ст. 51) и т.д. Не менее важно и установление мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в отношении которых ведется Красная книга почв (ст. 62).

ОГЛАВЛЕНИЕ земельных правоотношений составляют взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право - предоставленные управомоченому лиц)' вид и мера возможного поведения в сфере использования и охраны земель, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством. В основе субъективного права лежит обеспеченная правовая возможность, реализация которой зависит от собственного усмотрения лица.

Юридическая обязанность - возложенные на обязанное лицо вид и мера должного поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством. Юридическая обязанность устанавливается в интересах как управомоченной стороны, так и государства в целом, в связи с чем ее реализация имеет властный, императивный характер. Юридические обязанности бывают активными (необходимость совершения действия) и пассивными (необходимость воздержания от действий).

ОГЛАВЛЕНИЕ прав и обязанностей субъектов земельных отношений определяется принадлежностью участка к определенной категории и субкатегории земель, особенностями целевого назначения и разрешенного использования участка, иными условиями и правилами использования земельного участка, предусмотренными градостроительной документацией, экологическими и другими требованиями и ограничениями, видом прав на землю.

Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений происходит в результате наступления предусмотренных законом юридических фактов (событий или действий) - конкретных жизненных обстоятельств, с наступлением которых закон связывает возникновение юридически значимых последствий. При этом в отдельных случаях для возникновения земельных правоотношений событий или действий не предусмотрено, а соответствующие правоотношения возникают в силу прямого указания закона. Таковой является конструкция общего природопользования, когда граждане могут свободно пребывать на землях лесного фонда и собирать там грибы и ягоды либо находиться на землях общего пользования населенных пунктов (дороги, скверы, пляжи и т.д.).

Возникновение земельных правоотношений обычно связано не столько с событиями, сколько с принятием административных актов органами публичной власти, вытекает из договоров и иных сделок, а также из судебных решений. Допускается и сочетание таких юридических фактов (фактический состав). Например, орган публичной власти своим актом выносит земельный участок на торги, с победителем которых заключается договор купли-продажи (аренды) земельного участка. Типичным административным актом является решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, без торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов. Судебные решения могут выступать как основание возникновения прав на земельные участки при наличии споров либо в случае установления земельного сервитута.

Изменение земельных правоотношений может происходить как по волеизъявлению его субъектов, так и по иным причинам. Например, стороны могут внести изменения в договор аренды земельного участка; собственник делимого земельного участка может в соответствии с действующим порядком разделить его на две части и одну продать; гражданин-землепользователь может приватизировать (переоформить) земельный участок и т.д. Другими случаями изменения правоотношений могут являться образование по решению органов публичной власти особо охраняемой природной территории, резервирование земельного участка, установление публичного земельного сервитута либо зоны с особыми условиями использования территорий, в которых правообладатели земельных участков будут правомерно ограничены в возможностях по их использованию с внесением соответствующих записей в правоустанавливающие документы о правах на земельный участок.

Основания прекращения земельных правоотношений могут быть безусловными (событие - смерть собственника, уничтожение земельного участка в силу природных факторов, истечение срока договора аренды), а также обусловленными совершением определенных действий (в результате исполнения договора купли-продажи происходит прекращение для продавца права собственности на земельный участок) либо бездействий (неиспользование землепользователем либо землевладельцем земельного участка может повлечь принудительное прекращение прав на землю).