Объективные основы свободы личности

Действительно свободной является лишь та деятельность личности, которая развертывается в соответствии с исторической необходимостью. Свобода личности реализуется в познании и преобразовании исторической действительности. Она имеет различные аспекты: экономический, социальный, политический, идейный, нравственный и др., т.е. столько, сколько существует различных сторон и сфер деятельности человека.

Личность может быть свободной лишь в свободном обществе. Она свободна там, где служит не только средством для осуществления общественных целей, но прежде всего выступает самоцелью для общества.

Личность должна быть свободной от экономической стихии и безработицы. Планомерный подъем экономики обеспечивает неуклонное повышение благосостояния всего народа. Высшая свобода личностиэто свобода трудовой деятельности, гарантия каждому члену общества права па труд. Человеку должна быть предоставлена широкая свобода выбора деятельности, свобода развития и применения своих способностей.

Социальную основу свободы личности составляют многочисленные социальные права человека: бесплатное получение образования, охрана здоровья, социальное обеспечение по старости и болезни, жилищное и культурное строительство. Все это открывает перед человеком широчайшие возможности для его плодотворной деятельности на благо общества и в интересах всестороннего развития самой личности. Государство должно затрачивать огромные средства на социально-культурные мероприятия.

При этом важно подчеркнуть, что в новом обществе должен быть ликвидирован разрыв между правами и обязанностями граждан, характерный для любого тоталитарного государства, где права составляют привилегию элиты, а обязанности достаются всем остальным. Каково в этой ситуации соотношение прав и обязанностей? Выполнение обязанностей, возложенных на граждан, не должно противоречить нравам и интересам личности, наоборот, выполнение гражданами их обязанностей означает укрепление демократического государства, а это ведет к росту благосостояния всего общества и, следовательно, к улучшению благосостояния каждой отдельной личности.

В период формирования информационного общества любая обязанность гражданина имеет своей конечной целью его же интересы. В то же время для демократического государства права граждан не являются каким-то бременем, как это имело место в прошлом. Демократическое государство заинтересовано во всестороннем развитии личности, в том, чтобы все граждане принимали активное участие в общественной жизни, чтобы они в полной мере осуществлял свободу слова, печати, собраний и своей критикой улучшали деятельность государственного аппарата.

Следовательно, люди равны не только в своих правах, но и в своих обязанностях. В новом государстве должно найти осуществление очень важное положение теории государства – требование равных прав должно быть дополнено требованием равных обязанностей.

Важным моментом в деятельности по развитию свободы является формирование ответственности личности. Что это означает? Быть ответственным – значит соизмерять последствия своих поступков с господствующими в обществе политическими, юридическими и моральными нормами. При этом существует два аспекта ответственности: производственный (организационно-технический) и политико-моральный.

В первом случае перед человеком стоит задача квалифицированно подойти к принятию производственного решения и осуществлению его. Это зависит от уровня знаний и опыта данного человека. Во втором случае он обязан взвесить политические и моральные последствия своего поступка, а это зависит от его идейных и нравственных убеждений. Каким бы трудом ни занимался человек, он находится в системе определенных политических и моральных взаимоотношений с другими людьми. Его поступки в той или иной степени не могут не иметь значения для коллектива, для всего общества.

Каковы основные задачи по воспитанию ответственности личности? Практика демократического строительства показывает, что здесь приходится решать две основные задачи: вовлечь личность в практическую работу по управлению общественными делами и организовать социальный контроль за ее деятельностью. Почему вопрос ставится именно так? Потому, что только практическое участие в управлении общественными делами закрепляет в сознании индивида общественные политико-моральные установки.

Участие в общественном самоуправлении способствует выработке у людей более широкого кругозора, более глубокого понимания обстановки, общих целей, задач и способов их решения, учит уважать общепринятые правила и нормы поведения, разумно сочетать личные желания и общественные интересы. Психологически люди испытывают удовлетворение от того, что те или иные решения принимаются и претворяются в жизнь при их участии. Отсюда их творческая активность, уверенность в правоте собственных идеалов и твердость в решении задач демократического строительства.

Таким образом, развитие активной общественной самодеятельности, включение каждого человека в социальную жизнь – основное условие формирования чувства высокой ответственности личности. Если верно положение, что нет свободы без ответственности, то не менее верно и то, что нет ответственности без прав, без социальной свободы. Для развития свободы и воспитания у людей чувства ответственности перед обществом большое значение имеет организация систематической политической, юридической, экономической, моральной и культурной информации людей. Чем лучше люди информированы, тем свободнее они ориентируются в обстановке, тем ответственнее относятся к своему делу.

Действительно, человек тем более чувствует себя свободным, тем смелее берет на себя ответственность, чем больше он знает и понимает значение и смысл того дела, которое делает, тем лучше ориентируется в общей обстановке. В. И. Ленин подчеркивал, что "...государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно"[1]. Именно поэтому государство и политические партии настойчиво работают над улучшением системы политической информации всего народа.

Сделанный анализ показывает, что в настоящий исторический период только при демократических порядках личность получает средства, дающие ей возможность выявить свою индивидуальность. Пробуждение к сознательному творчеству сильно подняло у людей чувство собственного достоинства и социальной значимости своей личности.