Объединения работодателей

Объединение работодателей по российскому законодательству – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения юридических лиц, созданные для совместного осуществления какой-либо коммерческой деятельности, не могут выступать в качестве объединения работодателей.

Процесс становления объединений работодателей в современной России имеет весьма незначительную историю и связан с началом рыночных реформ в отечественной экономике. В экономике же социалистического типа, находящейся практически под полным контролем государства и управляемой органами государственной власти, объединения работодателей, в отличие от профсоюзов, были попросту не нужны: каждое предприятие было подчинено определенному министерству (ведомству), управлялось его чиновниками и партийными органами, так что для решений, которые могли бы приниматься объединениями предприятий самостоятельно, места не оставалось.

Создание организаций работодателей в нашей стране было обусловлено прежде всего стремлением субъектов экономической деятельности сообща отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с государством (в сферах налогообложения, лицензирования и т.п.), а отнюдь не необходимостью участия в отношениях социального партнерства с профессиональными союзами. Более того, в отдельных случаях именно профсоюзы являлись инициаторами создания отраслевых объединений работодателей для определения единого экономического интереса работодателей той или иной отрасли и последующего заключения отраслевого (тарифного) соглашения.

Целесообразность для работодателей в создании своего объединения и последующего социально-партнерского взаимодействия с представителями работников состоит в том, что посредством данных механизмов происходит унификация правил регулирования трудовых отношений в соответствующей сфере экономической деятельности, что позволяет существенно снизить угрозу недобросовестной конкуренции и монополизации рынка за счет снижения затрат на рабочую силу. Впрочем, осознание выгодности взаимодействия с работниками приходит к работодателям постепенно в зависимости от результативности конкретных переговоров и практики реализации достигнутых договоренностей.

В первоначальном создании объединений работодателей как организации, призванной отстаивать интересы работодателей перед органами публичной власти, нет нечего странного, поскольку проблемы, возникающие при взаимодействии с работниками, каждый работодатель способен разрешить самостоятельно, защитить же свои интересы перед государством поодиночке работодателям гораздо сложнее, многие из них объективно требуют именно совместных решений.

Эволюция объединений работодателей в странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой основывалась на близких, но все же отличающихся тенденциях. Так, А. Ф. Зверев отмечает, что процесс формирования ассоциаций предпринимателей подчинялся двум требованиям: "логике членства" и "логике влияния". Первое подразумевает, что данный процесс вызывался экономическими потребностями той или иной особой группы предпринимателей. Второе предполагает, что объединение предпринимателей явилось их ответом на требования социально-экономических условий, в которых протекает развитие бизнеса, т.е. необходимость вести диалог с правительством и профсоюзами [1]. Соответственно, в основе объединения субъектов экономической деятельности изначально лежит необходимость совместного решения проблем, которые возникают у них при ведении бизнеса, причем проблем, решение которых может быть осуществлено самими предпринимателями без обращения к государству и тем более к представителям работников. Однако далеко не всякая проблема может быть разрешена ими самостоятельно либо ее самостоятельное решение представляется нецелесообразным в конкретных социально-экономических условиях. Именно это и явилось основой для вступления работодателей в переговорный процесс с представителями работников.

Различные функции, выполняемые предпринимательскими организациями, обусловили и их различное построение в разных промышленно развитых странах. В частности, в Скандинавских странах, ФРГ, Швейцарии, Ирландии созданы организации предпринимателей двух типов. Одни осуществляют только экономические функции (регулирование внутренней и внешней торговли, налоги), а другие – только социально-трудовые. В Великобритании, Франции, Италии, Бельгии экономические и социально-трудовые функции выполняет единая организация предпринимателей (например, в Великобритании – Конфедерация британской промышленности) [2].

Объединения работодателей традиционно создаются как по отраслевому, так и по территориальному принципу. При этом территориальные объединения зачастую представляют собой федерации или конфедерации работодательских организаций. Правда, построение таких организаций достаточно демократично: как правило, в их состав могут входить и конкретные работодатели, и их отраслевые объединения.

До принятия ТК наиболее серьезной практической проблемой представления интересов работодателей их объединениями состояла в недостаточно четко определенной представительности самих объединений работодателей. В большинстве своем они являлись не объединениями в собственном смысле слова, уполномоченными принимать те или иные обязательства от имени представляемых работодателей, а некими дискуссионными клубами, в рамках которых происходило лишь обсуждение конкретных проблем, вырабатывались предложения и заключались соглашения, имевшие для членов объединения рекомендательный характер. Впрочем, такое положение дел, очевидно, было неизбежно для периода становления системы социального партнерства. В настоящий момент для работодателя, являющегося членом соответствующего объединения работодателей, соглашение, заключенное этим объединением, обязательно для исполнения.

Правовое положение объединений работодателей в Российской Федерации определяется ТК и Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Их учредителями могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Требования к отдельным видам объединений работодателей установлены в ст. 4 Федерального закона "Об объединениях работодателей".

В частности, общероссийским объединением работодателей признается объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ [3], а общероссийским отраслевым (межотраслевым) объединением работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Члены объединения работодателей, вне зависимости от того, являются ли они работодателями или объединениями работодателей, имеют равные права. Их основные права перечислены в ст. 7 Федерального закона "Об объединениях работодателей". К ним относятся следующие права: участвовать в формировании органов управления объединения работодателей в порядке, определяемом уставом объединения работодателей; вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности данного объединения, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения работодателей; участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения; получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений; получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; свободно выходить из объединения работодателей. Уставом объединения работодателей могут предусматриваться и иные права его членов.

Обязанности у членов объединения работодателей в соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об объединениях работодателей" всего две, однако их значимость сложно переоценить: 1) выполнять требования устава объединения работодателей; 2) соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями. Причем прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством РФ, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении. Работодатель же, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, также несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями.

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Объединение работодателей имеет следующие права (ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей"): формировать согласованную позицию членов объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений; наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики; получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством РФ.

Объединение работодателей в свою очередь обязано: вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями; выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей; предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений; содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения работодателей; отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей; оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством РФ (ст. 5.31 КоАП), указанными соглашениями. Вместе с тем объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

В целом можно отмстить, что, будучи созданным для представительства интересов работодателей, объединение выступает представителем работодателей (ст. 33 ТК), а не стороной социального партнерства (ст. 25 ТК). Это ярко проявляется при заключении различного рода соглашений. В этом случае отношения "работодатель – объединение работодателей" строятся по цивилистической модели представительства, т.е. от имени и в интересах стороны соглашения – работодателей – действует объединение, однако правовые последствия возникают лишь для представляемых [4].

Среди крупнейших межотраслевых объединений работодателей, объединяющих не столько работодателей, а объединения работодателей по отраслям (видам деятельности) следует отметить Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" и Общероссийское объединение работодателей "Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса"

("ОПОРА России"), В качестве примера объединений работодателей по отраслям (видам деятельности) можно указать прежде всего Общероссийское отраслевое объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности, некоммерческую организацию "Российский союз предприятий и организаций химического комплекса", Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз машиностроителей России", Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России", Общероссийское отраслевое объединение работодателей целлюлозно-бумажной промышленности.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 234-Φ3 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Трудовой кодекс Российской Федерации" установлено правило о том, что в случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Фактически это означает следующее: если большинство работодателей той или иной отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства являются членами соответствующего объединения работодателей (например, на федеральном уровне – Российского союза промышленников и предпринимателей), но не создают отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей, то участником отношений социального партнерства на отраслевом (межотраслевом) уровне является данное объединение работодателей.

В научной литературе данному нововведению дается негативная оценка. Так, А. Б. Иванов указывает, что данный закон допускает подмену представителей стороны социального партнерства – отраслевых работодателей представителем работодателей, который не представляет соответствующую отрасль, не имеет полноценной квалификации представительства отрасли (отсутствие знаний особенностей отраслевых социально-трудовых отношений и задач их регулирования в отрасли) [5]. Невозможно не согласиться с тем, что для реального участия в регулировании социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли необходимо знать ее специфику, разбираться в особенностях труда работников, занятых в соответствующих организациях.

Но все-таки эти опасения представляются нам излишними. Во-первых, участвовать в социально-партнерском взаимодействии с работниками может лишь то объединение работодателей, в которое уже входит большинство работодателей соответствующей отрасли, и оно, следовательно, соответствует критериям представительности. Во-вторых, объединение работодателей вправе уполномочить на участие в конкретных правоотношениях социального партнерства (коллективных переговорах, работе отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, урегулировании коллективного трудового спора и т.п.) тех лиц, которые работают в данной отрасли и знают ее специфику. В-третьих, создание работодателями, входящими в общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей, нового отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей вряд ли увеличит количество конкретных физических лиц, знающих специфику отрасли и способных представлять этих работодателей во взаимоотношениях с профсоюзом, или качество их подготовки.

Вместе с тем следует оговорить, что предложение о целесообразности решать отраслевые вопросы не посредством создания региональных и территориальных отраслевых объединений работодателей, а посредством расширения возможностей представительства общероссийских отраслевых объединений в региональных трехсторонних комиссиях по регулированию социальнотрудовых отношений [6], заслуживает внимания.

Однако нам представляется неточным подход, при котором законодатель должен выбрать тот или иной вариант представительства работодателей той или иной отрасли в условиях отсутствия отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. Сама необходимость представительства работодателей отрасли со стороны общероссийского, межрегионального, регионального, территориального объединений работодателей связана с тем, что в отдельных отраслях на уровне субъектов РФ, а тем более муниципальных образований, создавать отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей нецелесообразно с организационной и экономической точек зрения ввиду незначительного количества работодателей соответствующей отрасли. В этих условиях данных работодателей могут представлять как общероссийские отраслевые объединения, так и объединения работодателей, действующие на соответствующей территории. Причем далеко не всегда общероссийское отраслевое объединение способно обеспечить надлежащую оперативность представительства (особенно в экстраординарной ситуации) на уровне региона. Представим себе, насколько оперативно представитель отраслевого объединения работодателей, расположенного в Москве, сможет прибыть на Сахалин или Камчатку. Поэтому наиболее целесообразно предоставить работодателям той или иной отрасли выбрать наиболее оптимальную для них модель представительства, выразив ее через механизм проведения собрания или опроса руководителей соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей, функционирующих в соответствующей отрасли.