Объединение Китая и возникновение Великого шелкового пути

Изолированность Поднебесной была, по-видимому, среди причин запоздалого перехода к черной металлургии. А затянувшийся бронзовый век вылился в ожесточенную междоусобицу гунов (с 722 г. до н.э.), перешедшую (480 г. до н.э.) в эпоху семи оставшихся "сражающихся царств". Смута сопровождалась поборами с поселян, достигших 2/3 урожая и утесняемых выделившейся богатой ростовщической прослойкой настолько, что у бедняков, по летописному выражению, "не оставалось земли, чтоб воткнуть шило".

Размышляя над причинами молчания Неба, хотя порядок в Поднебесной давно утрачен, вероучитель Кун (Конфуций, около 551–479 гг. до н.э.) предложил выстраивать должный порядок на основе дао и сяо. Дао – "срединный путь между волей Земли и волей Неба", избегающий крайностей. Отсюда – умеренность в государственных расходах и забота о более равномерном распределении богатства в стране, идеал средней зажиточности. Сяо – сыновняя почтительность детей к родителям, семей к старшим в общине, должностных лиц к начальникам, подданных к правительству, народа к мудрости предков. Отсюда – церемониальное почитание государя и чиновников, традиций и рангов; идеал воспитания "благородных мужей", способных вести "маленьких людей" по пути истины и справедливости. Конфуцианство уподобило хозяйственный и государственный быт большой семье с осмотрительным и бережливым "отцом"-правителем и прилежными "старшими" (чиновниками) и "младшими" (земледельцами) детьми.

Другое учение о хозяйстве и государстве, сложившееся в то время, – школа писаного закона (фа цзя; поздняя европейская калька – легисты, от лат. legus – "закон").

Первые писаные законы в Китае появились па бронзовом треножнике, отлитом в области Чжэн по воле сановника Цзы Чаня (536 г. до н.э.). Своими реформами он показал правителям новый источник опоры: сплочение вокруг себя преданных людей из незнатных семей, возводимых за заслуги в чиновные ранги с окладами и форменной одеждой; слом традиционных родовых общностей заменой кланового деления земель – административными уездами с назначением туда сменяемых чиновников. Цзы Чань во главе горожан разбил мятеж знати и роздал ее земли простолюдинам.

В крайней форме идеи фа цзя претворил в эпоху "сражающихся царств" Шан Ян, наделенный полномочиями в области Шан царства Цинь (356–338 гг. до н.э.). Цель – боевая мощь государства, требующая умножения зерна. Средство – обложение зерновой податью сельских общинников, разделенных на группы из 5 и 10 семей (дворов), связанные круговой порукой. Для расширения площади обрабатываемых земель – поощрение имущественного расслоения поселян для формирования прослойки зажиточных собственников, способных прикупать земельные владения; направление бедноты на освоение пустошей; высокие проездные пошлины на торговых заставах, чтобы убытки вынуждали возвращаться к земледелию. Принципы управления – "девять наказаний на одну награду"; ранжирование (более 20 рангов – для каждого определенное количество земли, домов, слуг и вид одежды) в прямой связи с текущими боевыми заслугами и поставками зерна и шелка государству.

Шан Ян был убит после смерти гуна-покровителя, но когда вокруг царства Цинь был объединен весь Китай (221 г. до н.э.), главным советником императора Цинь Ши Хуан-ди стал Ли Сы – знаток различных школ и сторонник искоренения их всех, кроме фа цзя. Он подсказывал императору писаные законы в целях упрочения созданного государства: новое административно-территориальное деление на 36 округов; с мощным чиновничьим аппаратом; повсеместный зерновой налог (до 2/3 урожая); всеобщий призыв совершеннолетних мужчин в армию или на работы по строительству Великой Китайской стены и новой столицы Сяньян (по берегам реки Вэй); единое начертание иероглифов для всех областей: единая система мер, весов и монетного обращения.

Шан Ян и Ли Сы были нетерпимы к конфуцианству, как и первый император Китая Цинь Ши Хуан-ди, установивший террористический режим. Наследник Циня был сметен народным восстанием, вознесшим на трон военачальника Лю Бана – основателя династии Хань (206 г. до н.э.).