Нравственное воспитание мусульман

Нравственное воспитание – это овладение принципами, ценностями, нормами, определяющими поведение человека. Для мусульман оно связано с установками Корана и Сунны, т.е. в основу его положена исламская этика, ОГЛАВЛЕНИЕ которой можно сформулировать как добра. Добро должно сопровождать человека с первого дня его жизни, поэтому задача родителей – воспитать ребенка таким образом, чтобы в своей жизни он совершал как можно больше добрых поступков. Все, что служит добру, угодно Аллаху. Тому, кто делает добро, обеспечена дорога в рай – таковы постулаты Корана.

Уже сам факт рождения ребенка в мусульманской семье воспринимается как радостное, богоугодное событие и издавна сопровождается праздничными обрядами, что погружает роженицу и ее дитя в атмосферу тепла и любви. Доброжелательность окружающих человек ощущает с раннего детства, слыша такие поучения: "Обещал Аллах тем, которые уверовали и творили доброе, – им прощение и великая награда" (сура 5: аят 12); "А если кто сделает что-нибудь благое – будь то мужчина или женщина, при этом верующие, – то эти войдут в рай и не будут обижены" (4:125).

...Друг другу лучше помогайте

В делах добра и благочестья,

А в злодеяньях и вражде

Друг другу не оказывайте помощь... (5:2)

Детям внушается, что добрые дела важны не только для окружающих, но и для самого человека, их творящего. В Коране говорится, что, создавая добро, человек творит его не для получения вознаграждения или чьей-то похвалы и одобрения, а для собственного удовлетворения: "Если вы творите добро, то вы творите его для самих себя..." (17:7). Но и делая зло другому, человек причиняет его прежде всего себе. Трудно не согласиться со справедливостью этих утверждений, ведь добрые поступки сопровождаются положительными эмоциями, а недобрые разрушают психику. В Коране прописана не только необходимость делания добра, но и даны конкретные указания о том, как его делать: помогать нуждающимся, посещать больных, уважать старших и т.д., причем, совершая добрые поступки, следует помнить о том, кому нужно делать добро. Кому же?

Мусульманин с детства знает, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, даже своему врагу: "Чем больше хорошего делаешь врагу, тем добрее становится он", и значит, тем меньше он будет делать зла другим. А того, кто скупится на добро при жизни, никто не вспомнит добром и после его смерти. Важным является правило: делая добро людям, нельзя похваляться им, а нужно забывать об этом. В то же время человеку никогда не следует забывать доброту людей к нему, нужно вечно помнить о ней, а неблагодарный людям неблагодарен и Аллаху.

Следует спешить с добрыми делами по отношению к нуждающимся, прежде всего к больным, беднякам, одиноким и инвалидам, тем, кто разорился в силу каких-то стихийных бедствий или превратностей судьбы, кто содержит неимущих родственников. "Тот, кто желает избавиться от горя и мечтает быть услышанным небесами, – сказано в хадисах, – пусть не забывает облегчать тяготы нуждающимся". Так, в Сунне записано, что рекомендуется навещать больных, помогать им и желать выздоровления, помня, что молитвы больных имеют большую силу: тем, кто помогает, прощаются грехи. Больные, молясь за помогающих им, просят Всевышнего об их благоденствии. Поэтому к больным людям мусульмане всегда проявляют милосердие, стараются их навестить, ободрить, принести гостинцы, помочь в домашних делах.

Делать добрые дела следует по отношению к "родителям и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, близкому по родству, и соседу чужому, и другу, и путнику..." (4:40). И еще очень важное правило: не следует ждать, когда тебя попросят о помощи, нужно самому догадаться о нужде другого и помочь ему. Особого внимания заслуживают сироты: "Опекайте сирот, а те, кто будет обижать и притеснять их, будут сами гореть в пламени" (хадисы).

Каждый мусульманин знает, что обязан заботиться о родителях, быть с ними уважительным, почтительным и смиренным, хранить в душе благодарность к ним. В Коране говорится: "Заповедовали мы человеку хорошо относиться к родителям..." (46:15); "Благодари меня и родителей своих – ко мне вернешься ты" (31:14). Особую благодарность следует выказывать матери, нужно отдать ей все, что в силах человека, ибо сказано: "Рай находится под ногами матери". Эти установки усваиваются дочерьми и сыновьями, поэтому забота о постаревших родителях является для них первейшим делом.

Большое значение для мусульманина имеют отношения с соседями. Так, перед тем, как строить дом, рекомендуется присмотреться к будущим ближайшим соседям, взаимоотношения с которыми должны быть добрыми и уважительными. Хороший сосед никогда не ляжет спать, поужинав, если сосед его голоден. Делиться с ближним – это не только наставления пророка, но постоянная практика людей, исповедующих ислам.

Таким образом, с добротой и дружелюбием нужно относиться ко всем. Со всеми, сказано в Коране, надо быть приветливым и обходительным независимо от того, хороший перед тобой человек или плохой, мусульманин он или исповедует другую веру.

Доброе отношение к людям обязательно предполагает деятельную жизненную позицию. Об этом говорится в притче о том, что сделал Аллах для обездоленных.

Жил некогда человек, и молился он Аллаху. И когда он молился, проходили перед ним хромой, голодный, слепой и отверженный. Увидев их, он впал в отчаяние и в гневе воскликнул: "О Создатель, как можешь Ты быть Богом любви и ничего не делать ради того, чтобы помочь этим страдальцам?" В ответ не раздалось ни звука. Но человек терпеливо ждал, и тогда в тишине прозвучал голос: "Я кое-что сделал для них... Я создал тебя".

Следовательно, будь внимателен сам к бедам и нуждам других, помоги им, как можешь, не ожидая их просьб, будь активен в делах милосердия.

Побуждая человека помогать каждому, ислам в то же время осуждает нищенство, когда пристают к людям с протянутой рукой и просят милостыню, ведь Аллах дарует человеку мудрость, а с ней он сам добьется благополучия в своей жизни.

Еще одно правило ислама; выбирай в жизни прямую дорогу – "кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, тот заблуждается во вред самому себе..." (7:16).

Нужно быть великодушным, способным прощать другим их ошибки, мириться с несовершенством других. Мусульмане считают, что отсутствие великодушия – злейший из всех недостатков, а поспешность с местью – величайший грех: "Сдержанность и выдержка возвеличивают человека".

В Коране записано много других правил морали: будь честен, не прелюбодействуй, чти предков, будь стойким и справедливым. Человеку следует быть деликатным – "чтобы быть хорошим мусульманином, надо не вмешиваться в то, что тебя не касается".

Коран призывает к опрятности и чистоте.

О вы, кто верует!

Когда готовитесь к молитве,

Умойте свои лица, руки до локтей

И оботрите голову и ноги до лодыжек (5:6).

Такое омовение следует совершать перед каждой молитвой, т.е. пять раз в день.

Одно из лучших проявлений ислама – гостеприимство. Угощать и приветствовать рекомендуется не только тех, кого знаешь, но и незнакомых.

Все перечисленные установки в той или иной степени разделяются разными народами, приверженцами разных вероисповеданий. В Коране же есть и такие правила, которые характерны только для ислама, например регламентирующие обязанности мужа и жены:

Мужья над женами стоят

(Блюдя очаг их и сохранность)

За то, что Бог одним из них

Дал преимущество перед другими.

И также потому,

Что весь расход на ОГЛАВЛЕНИЕ семьи

Из их имущества исходит.

А потому добропорядочные жены

Послушно преданы мужьям

И в их отсутствие хранят.

Что повелел им Бог хранить (4:34).

Такими должны быть семейные взаимоотношения. И хотя за тысячелетие многое изменилось в общественной жизни, у мусульманских народов России в целом сохранился традиционный взгляд на семью, когда в жизненно важных вопросах признается главенство мужа над женой.

В Коране многократно осуждаются дурные поступки, совершаемые людьми. Аллах, говорится там, не любит изменников и грешников, лжецов и лицемеров, хвастунов и гордецов, клеветников и злословов. "И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь эго мерзость и плохая дорога" (17:32).

Неугодны Богу также лень, пассивность, неумение позаботиться о своем благополучии.

Коран содержит десятки обращений к иудеям, христианам о том, что и они, и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу: "Аллах – наш Господь и ваш Господь: нам – наши деяния, вам – ваши деяния, нет доводов между вами и нами. Аллах соберет нас, и к Нему возвращение"; "И наш Бог, и ваш Бог един, и мы Ему предаемся". Поэтому нужно одинаково почитать Коран, Библию и пророков – общих для иудеев, христиан и мусульман. Для ислама характерны веротерпимость, миролюбие.

Ислам, таким образом, предписывает каждому верующему гуманные и всеобщие нравственные нормы, многократно повторяемые и разъясняемые в Коране и хадисах. "В Коране много мыслей здравых..." – писал А. С. Пушкин. Но есть там и установки, вызывающие у немусульман постоянные упреки (призыв к войне с противниками веры, месть за убийства и т.п.). Их нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста Корана, и они не составляют его сути (как не характеризуют деяния святой инквизиции в Средневековье христианство).

Исследователи ислама отмечают, что мусульмане были очень стойки ко всяким чуждым влияниям, так как с детских лет многократно повторяли нравственные заповеди и упражнялись в их выполнении. Известно, что человеку обычно свойственно руководствоваться в своих делах денежными интересами, выгодой, но эти стимулы бессильны перед убеждениями мусульманина.

"Человеку христианской культуры многие из затронутых здесь вопросов могут показаться далекими от религии, однако не следует забывать, что для мусульманина все они тесно связаны с прямым путем Божьего повеления". Именно поэтому ислам считается не только религией, но и образом жизни.