Новые явления в русской культуре в XVI веке

Эпоха Ивана Грозного, ее бурные события повлияли в значительной мере на русскую культуру.

Укрепление централизованного государства, превращение России в царство, расправы с боярами, присоединение Казани, опричнина – всё это в той или иной степени нашло отражение в фольклоре, памятниках письменности, в архитектуре и живописи.

Самым главным явлением русской культуры второй половины XVI в. стало дальнейшее расширение ее горизонта и масштабов. Культурные явления в жизни страны всё больше оказывались связанными не с историей какого-то одного княжества, одной земли, а с событиями и идеями единого большого государства.

Создатели сказок, былин, пословиц, поговорок; авторы летописей, архитекторы живописцы стали ощущать себя жителями огромной и сильной державы.

В то же время всё более сильное влияние на их творчество оказывала идея самодержавной власти, опричного террора, воинствующей борьбы Церкви с ересями и вольнодумством. Не все принимали эти "новости" русской жизни, пытались отнестись к ним критически и даже бороться с ними.

Фольклор в полной мере отразил героев той бурной поры.

В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая и страшная фигура Ивана Грозного. С одной стороны, он воспевается как борец с боярами, защитник бедняков, всех униженных и оскорбленных, с другой стороны – это грозный деспот, который не терпит возражений. В исторических песнях царь и его стрельцы: и пушкари прославляются за взятие Казани.

Другой любимой фигурой сказок и песен стал легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В глазах народа он – идеальный герой, простой, смелый, мудрый и справедливый.

В творчестве народа проявлялась его гордость сильной Русью, осознание причастия к деяниям государства, несмотря на все жестокости нового режима. Эти мотивы отличались от прежних: раньше сказки и песни были пронизаны чувством тоски по свободной и вольной доле, придавливаемой ордынским сапогам, и лишь иногда слышался в них восторг и гордость от первых побед над ордынцами. Теперь изменилась жизнь, изменилась история народа, другими стали сказки и песни.

Создание нового государства, реформы центрального и местного управления требовали всё большего числа грамотных людей. Они нужны были и в земских избах, и в приказах. Теперь людей обучали не только в церквах и монастырях – появились "мастера грамоты" в городах и больших селах. Они были способны помочь написать челобитную грамоту (т.е. жалобу) царю, составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике и арифметике. В 1518 г. приехал из Вартопедского монастыря на Афоне в Русское государство по приглашению великого князя Василия III Ивановича для перевода церковных книг публицист, писатель, переводчик Максим Грек (1475–1556), который был признан выдающимся знатоком грамматики. После 9 лет жизни в Москве он подвергся гонениям, был обвинен в распространении ереси. Был осужден Церковными соборами 1525 и 1531 гг., находился в ссылке до 1551 г., последние годы жизни провел в Троице-Сергиевом монастыре. В многочисленных сочинениях Максим Грек обличал, жестокость вельмож, критиковал пороки общественной жизни и быта, а особое внимание обращал на воспитание нравственности, имел в виду прежде всего воспитание кротости, мудрости, чувства гражданственности.

При Иване Грозном впервые стали посыпать некоторых способных молодых людей в Константинополь, где осталось немало просвещенных греков, для изучения греческого языка и грамматики. В то время значительная часть как светской, так и церковной литературы: по-прежнему писалась на греческом языке и требовала перевода.

Всё чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведенные с греческого, латинского и древнееврейского языков. Сам Иван Грозный был обладателем огромной библиотеки, был образованным для своего времени человеком, обладал незаурядным литературным талантом, о чём свидетельствуют его широко известные послания к А.М. Курбскому, В. Грязному и др. Он, по-видимому, оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины XVI в. В его письмах, других сочинениях имеется упоминание десятков книг. Все они были у него под рукой. Но царь скончался, и его знаменитая библиотека исчезла.

Важной вехой в истории русского просвещения XVI в. стало появление на Руси книгопечатания.

Систему печатания с наборной формы изобрел немецкий печатник Иоганн Гутенберг (между 1397 и 1400–1468). В середине XV в. в г. Майнце он отпечатал Библию на 1282 страницах (так называемую 42-строчную Библию). Через 100 лет первую попытку печатания книги сделал русский мастер Иван Федоров (ок. 1510-1583). 1 марта 1564 г. он вместе с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую точно датированную печатную книгу "Апостол" – своеобразный сборник, содержащий наиболее популярные в то время тексты Евангелия и Библии. В 1565 г. Федоров и Мстиславец напечатали в Москве два издания "Часовника". Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в еретическом занятии, в колдовстве. По их понятию религиозные тексты можно было переписывать только от руки. В результате их подстрекательства толпа разгромила первую русскую типографию. Иван Федоров и Петр Мстиславец переехали в Литву. В 1574 г. выпустил во Львове первую печатную славянскую "Азбуку" и новое издание "Апостола". В 1580–1581 гг. издал первую полную славянскую Библию ("Острожская Библия"),

С древнейших времен на Руси составлялись руководства морального характера, определяющие поведение человека в семье, обществе, его взаимоотношения с другими людьми. В конце XVI в. такие произведения стали называться домостроями. Наиболее знаменитый "Домострой" составлен при участии уже упоминавшегося священника московского Благовещенского собора Сильвестра. Он был истовым поборником патриархальных порядков, поэтому ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за твердое исполнение церковных обрядов. Обращаясь к детям, "Домострой" провозглашал: "Чада... любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите". "Домострой" поучал отца, мать, детей, домочадцев "не красти.., не солгати, не оклеветати, не завидети (не завидовать), не обидеть, не клепати..., не бражничать..., не помнить зла, не теватися ни на кого, к большим (старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меньшим и убогим приветну и милостиву". "(Домострой" призывал растить детей в Страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. Детей надо учить "страхом": "казни (наказывай) сына своего от юности", тогда он будет чтить и "покоить" родителей в старости. "Бия по телу, и душу его (ребенка) избавляешь от смерти". В то же время там есть и такие слова: "Обучая детей, люби их и береги". Отец должен быть строг и деятелен, жена "добра, страдолюбива (трудолюбива) и молчалива", дети послушны и богобоязненны.

Под руководством митрополита Макария, а потом и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых проводились идеи преемственности власти византийских императоров и русского царя, идеи самодержавной власти. Этими идеями был наполнен Лицевой летописный свод, или Никоновская летопись, в которой было 16 тысяч цветных миниатюр-иллюстраций, или "лиц". Вся русская история в этой летописи неукоснительно вела, по мысли составителей, к царской власти Ивана IV. Идеи самодержавия, божественного происхождения царской власти видны также в "Степенной книге" (1560-1563 гг.), составленной по инициативе митрополита Макария духовником Ивана Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий), в которой показаны 17 "граней", или "степеней" династии Рюриковичей.

Написанные во второй половине XVI в. исторические повести и сказания сообщают о важнейших событиях времен Ивана Грозного, о присоединении Новгорода к Москве, деяниях царя, борьбе с соседними государствами. Так, в "Повести о Молодинском сражении" рассказывается о разгроме войска крымских татар и турок русскими войсками под командованием князя М. И. Воротынского под Москвой в 1572 г.; в "Повести о прохождении Стефана Батория на Псков" – о героической обороне этого города.

XVI век оставил для будущих поколений образцы: Такого вида литературы, как публицистика. Один из них – челобитная, поданная в 1549 г. дворянином Иваном Семеновичем Пересветовым самому царю. Он призывал молодого монарха к решительной борьбе за укрепление самодержавия, ограничение власти бояр. При этом Пересветов в качестве образца выдвигал Турцию, где все подданные являлись слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть н Россию. В последнее время появились исследования, показывающие, что опричнину Иван Грозный ввел по образу и подобию турецких порядков и под влиянием труда И. С. Пересветова.

В переписке Ивана Грозного и бежавшего в Литву князя Курбского затрагивались вопросы о сущности власти в России, об отношениях монарха со своими подданными. Курбский обличал тиранию Ивана Грозного, царь, защищаясь, оправдывал идеи самодержавной власти. Их переписка стала широко известной и показывает, что Иван Грозный обладал незаурядным литературным талантом.

Новые веяния проявились в архитектуре, живописи, музыке, других сферах. Последние годы жизни Василия III и времена Грозного с его самодержавными претензиями отразились в строительстве ряда новых храмов, которые должны были увековечить деяния российских властелинов. В честь рождения Ивана IV его отец Василий III приказал построить в селе Коломенском церковь Вознесения (1532 г.) – чудо тогдашнего каменного зодчества, яркий пример так называемой русской шатровой архитектуры, одно купольный кирпичный храм в виде каменного шатра высотой около 60 метров с белокаменными деталями. Это был один из первых таких храмов, которые с XVI в. украшают русскую землю. В этом же стиле, но с девятью каменными шатрами был позднее построен и знаменитый храм Василия Блаженного.

В живописи, точнее – в иконописи начали появляться: элементы: реализма, наметился переход от иконы к портретной и жанровой живописи.

Быт различных слоев народа в эти десятилетия менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как и сотни лет назад. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же развлечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги. Кое-где появились слюдяные и стеклянные окна вместо прежних окон, затянутых бычьими пузырями.

На жизнь верхних слоев общества влияли расширявшиеся контакты с иностранными государствами. В 1553 г. в устье Северной Двины бросил якорь английский корабль, участвовавший в экспедиции для поисков Северо-Восточного прохода, и вскоре его капитан Ричард Ченслер был принят Иваном IV в Москве. Начались постоянные торговые контакты с Англией. Все чаще в русскую столицу приезжали послы и торговцы из европейских стран. В одежде знатных москвичей стали заметны западные новинки, кое-кто из них на западный манер стал коротко стричь волосы, брить лицо.

В домах появились шахматы, западные музыкальные инструменты – органы, клавесины, клавикорды. Из Новгорода в Москву пришло многоголосное церковное пение.

Но всё это было лишь песчинками в море старорусской и старомосковской жизни. Подлинные перемены билет еще впереди.