"Новые русские" и корпоративный лоббизм

Итак, паше общество больше 20 лет движется от "развитого", а па деле недостроенного социализма к "посткапитализму". В результате слабости нового государства, деятельности бюрократов и коррупционеров в стране сформировался новый слой богатых людей, которых обычно именуют "новыми русскими", иногда "олігархами", а сейчас пытаются называть "плутократами".

Понятие "новые русские" появилось в начале 1990-х гг. как констатация того факта, что в России стали формироваться богатые люди. Название "новые русские" пришло к нам, судя по всему, из Франции, где во времена революционных потрясений "новыми французами" называли финансовых выскочек, крупных спекулянтов и связанных с государством оптовых поставщиков.

Особенностью российского рынка является то, что его началом стал "номенклатурный капитализм" как следствие выхода номенклатурных работников на коммерческую стезю. Еще в 1987 г. в соответствии со специальным решением ПК КПСС началось комсомольское движение в рыночную экономику. Стали создаваться коммерческие центры, контроль за которыми и реальное руководство осуществляли комсомольские, а отчасти партийные и советские работники. Эти организации практически не платили налоги, имели право перекачки безналичных денег в наличные, могли покупать валюту в Госбанке но смехотворному курсу и тут же перепродать ее по коммерческим ценам. Им были доступны все государственные фонды, запасы сырья и готовой продукции. Получив товары за бесценок, они сразу же реализовывали их огромными партиями. Им было передано множество зданий, санаториев, домов отдыха. И, наконец, все они, поскольку являлись "своими" людьми во властных структурах, были полностью ограждены от правоохранительных органов.

После переворота, совершенного в декабре 1991 г. президентами России, Украины и Белоруссии, без энтузиазма и с опасениями поддержанного Президентом СССР и 12 руководителями других союзных республик, начинается не только развал некогда мощного государства, но и всех без исключения постсоветских государств. Особую остроту данный распад приобрел в Российской Федерации. После объединения в Содружество Независимых Государств (СНГ) достаточно быстро, но с разными темпами началось формирование нового для этих стран класса - буржуазии.

Каковы пути "входа" в этот новый класс? Практика показала, что для этого использовались три возможности:

- предшествующая работа в партийном, советском, комсомольском и профсоюзном аппаратах и должности, занимаемые до начала реформ;

- многообразные связи, включая родственные, личные, дружеские, служебные, в том числе с инофирмами и криминальными структурами;

- личные способности в сфере предпринимательства, уровень образования, профессионализм.

Действительно, большинство богатых людей имели влиятельных покровителей или были в команде, держались своих друзей. Лишь единицы самостоятельно добились успеха и вошли в экономическую элиту.

Кто же имеет наибольшие шансы разбогатеть в России сегодня? Во-первых, это те, кто уже успел разбогатеть. Во-вторых, немного меньше шансов у тех, кто находится у власти. В-третьих, хорошие шансы разбогатеть и у людей, близких к криминальным структурам. Наконец, в-четвертых, могут сделать богатство и предприимчивые люди. Минимальные шансы к богатству имеют все остальные граждане. Интересно, что и образованный класс (интеллигенция) имеет весьма посредственные шансы заиметь имущество (богатство), и эксперты оценивают их шансы ниже, чем у иностранцев.

Что означает быть богатым в России? По мнению многих, понятие "богатый" человек весьма условно. Поэтому и у экспертов, и у населения наблюдается весьма широкий разброс мнений относительно минимального и максимального уровней, которые определяют принадлежность к "богатым". В среднем по России богатыми считаются люди, имеющие душевой доход более 60 тыс. долл. в год. Богатые в Москве - это богатые по мировым критериям. Их годовой доход на человека составляет более 120 тыс. долл.

Столь же сложной оказалась задача о представительстве богатых в обществе. По мнению населения, чаще всего называлась величина в интервале 8-12% работающих. Очевидно, что эта доля тесно связана с размером "границы". Если размеры доходов "богатых" поднимались выше 10 тыс. долл. в месяц, то эта доля определялась в пределах 1%'. При этом, Россия занимает второе место по числу миллиардеров. В 2008 г. их насчитывалось 87 человек.

Подавляющее большинство российских миллионеров и миллиардеров - это не "родовитые потомки" прежних дворян, финансовой аристократии, а "новые русские", или, точнее, нувориши в чистом виде. Определяющая характеристика социального лица этих людей - умение делать большие, быстрые и легкие деньги. Многие рассматривают нуворишей и современных олигархов в качестве "поднявшегося из грязи" слоя современных российских богачей.

При этом они считают, что богатство, происхождение которого надо скрывать, создает у многих "новых русских" комплекс неполноценности и страха, часто сочетающихся с наглостью и снобизмом.

Генезис (греч. genesis - происхождение) "новых русских" в теоретическом плане имеет три возможных варианта. Один - порождение денег властью. Это наиболее часто встречающийся вариант. Те формы коррупции, которые были рассмотрены выше, дают лишь примерное представление об алчности и стяжательстве политических руководителей и государственных служащих. Но форм этих значительно больше.

Вперед возможность - порождение власти деньгами. Главный из них - организованная преступность и мафия, которые уже давно рвутся к власти.

Наконец, третий вариант движения к власти через богатство - формирование "корпоративной буржуазии". Это новая прослойка в формирующемся классе богатых. Представители корпоративной буржуазии сосредоточены в верхнем эшелоне наемных администраторов, которые заняты в крупных и средних деловых организациях, относящихся к различным формам собственности, в том числе и государственной (табл. 14).

Таблица 14. Заработки руководителей государственных корпораций (руб. в месяц)

В классическом варианте "буржуазность" этой прослойки обусловлена получением формально наемными управленческими служащими солидной доли прибавочной стоимости, которой готов "поделиться" собственник предприятия (индивидуальный, коллективный, государственный). Эта практика постепенно прокладывает себе путь и в экономических джунглях России, хотя многие государственные чиновники и общественное мнение рассматривают ее как противоестественную. Корпоративная буржуазия - это тонкая, но исторически перспективная прослойка экономических администраторов, которой свойственна многовариантность развития. Фарватер ее формирования лежит в русле "смешанной экономики".

Как и во многих странах афро-азиатского региона, частным случаем феномена "новых русских" в России служит группа "новых компрадоров" (исп. comprador - покупатель) - российских граждан, посредничающих в сделках с иностранным капиталом не в пользу России. Эта категория сочетает производственные и паразитические функции части региональных предпринимателей и бюрократов, а также олицетворяет современные формы сотрудничества россиян (преимущественно подрядно-контрактные связи и другие операции ТНК) с иностранным и крупным инновационным капиталом. При этом институт нередко выступает в качестве спутника "бюрократического капитала", стимулирует распространение политической и экономической коррупции, а в некоторых случаях и организованной преступности.

Эксперты считают, что и сегодня в России есть возможность сколотить крупные состояния. Для реализации этих возможностей совсем необязательно быть образованным человеком. Претенденты на богатство должны демонстрировать жесткость, целеустремленность, уметь пренебрегать законом. В то же время от них требуются деловитость, решительность, предприимчивость, умение общаться с людьми. Профессионализм при этом необязателен.

Возможно ли "новых русских" причислить к "плутократии" (греч. plutocratia - власть богатства)? Слово "да" напрашивается постольку, поскольку подчеркивается их способность к быстрым и вороватым деньгам. Уже говорилось, что почти все нынешние богатые люди использовали для этого власть. Именно она стала для них источником быстрого обогащения. Коррупция сыграла в этом определяющую роль.

Определенное значение в формировании "новых русских", естественно, сыграл новоявленный лоббизм. Отечественный лоббизм имеет свою историю. В советские времена, продолжая оставаться политически "чуждым" явлением, он реально существовал, правда, в весьма своеобразных административных формах. Процесс фрагментации государственной власти на рубеже 1980-1990-х гг. стимулировал подлинный "взрыв" лоббистской деятельности. Что касается парламентского лоббизма, то в своем становлении и развитии он прошел несколько важных этапов.

В кулуарах первой Государственной Думы (1993-1995) наибольшей активностью отличались представители интересов таких крупных концернов и коммерческих банков, как "Газпром", "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "ЛогоВАЗ", Инкомбанк, "Менатеп", Альфабанк, Росбизнесбанк. Влиятельное лобби сложилось у газовиков, нефтяников, банкиров, аграриев. Лоббизм стал превращаться в весьма прибыльный бизнес, в котором начали вращаться солидные капиталы. Появились структуры, такие, как Институт российского парламентаризма, сделавшие лоббизм нормальным явлением нашей действительности.

Во второй Государственной Думе (1995-1999) "кулуарный" лоббизм получил еще большее развитие. Тон в нем стали задавать мощные финансово-промышленные группы, интересы которых зачастую совпадали, но нередко приходили в столкновение друг с другом. Явных фаворитов среди лоббистских структур в это время не было. Постепенно возникли группировки профессиональных лоббистов, среди которых наиболее эффективными себя зарекомендовали потерпевшие поражение на выборах депутаты, бывшие руководители отраслевых ведомств, сотрудники аппаратов правительства и Федерального Собрания. За отдельными законодателями и целыми депутатскими фракциями закрепилась устойчивая репутация представителей определенных корпоративных интересов. Правда, из-за чрезмерной политизированности, обусловленной доминирующими позициями левых, итоги работы второй Государственной Думы не стали продуктивными для корпоративных лоббистов. Значительное количество инициированных ими законопроектов "зависло" на различных стадиях рассмотрения.

Еще более интенсивная, хотя и более хаотичная, лоббистская деятельность развернулась в третьей Государственной Думе (1999-2003), где корпоративные, отраслевые, региональные и частные интересы выражены еще более рельефно. Ведущую роль стали играть командные технологии, тогда как роль идеологического фактора существенно уменьшилась. Первоначально казалось, что эта Дума по своему составу изначально предрасположена к разностороннему диалогу с разнообразными группами интересов. В дополнение к уже существующим группировкам в ней складывается сильное профсоюзное лобби, а также неплохо представлены интересы страховых компаний. Внешне менее заметной стала деятельность в думских коридорах представителей "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "ЮКОС".

В четвертой Государственной Думе (2003-2007) верх взяла пропрезидентская партия "Единая Россия", которая заняла все руководящие должности. В этой ситуации несколько снизился накал лоббистских схваток. Но колоссальное давление, которое испытывают институты государственной власти со стороны отдельных олигархических структур, со всей очевидностью диктует необходимость четкого законодательного регулирования лоббистской деятельности. В условиях монопольного влияния в Думе партии "Единая Россия" вполне возможно принятие соответствующих законов.

В пятой и шестой Государственной Думе (2007-2011 и 2011-2017) у власти по-прежнему остается партия "Единая Россия". Хотя сменяются президенты, она все также остается пропрезидентской. Данная ситуация очень напоминает советское время с доминированием в органах власти КПСС.

Очевидно, что лоббизм представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов. Наступило время и у нас вывести "теневой" отечественный лоббизм "на свет", превратить его в полноценный политический институт, каковым он, к примеру, является в США и Западной Европе. В этих странах в органах власти представлены не только мощные корпоративные структуры, но и интересы различных сегментов общества.

Сегодня вопрос стоит не о полезности и преимуществах лоббизма, они очевидны. Вопрос о том, какая его модель утвердится в России - олигархический лоббизм, продиктованный эгоистическим стремлением узкого круга людей подмять под себя все, включая государственные институты, или его цивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданы относительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов?

Для этого целесообразно рассмотреть актуальные вопросы взаимодействия гражданского общества с государственными структурами, в том числе и с гражданской службой.