Новые постклассические парадигмы в политической философии

Современная информационная революция формирует новую постклассическую информационную парадигму в политической философии, в центре которой находится идея информации как главного фактора современного политического процесса. Под воздействием информационных технологий стремительно меняются политические институты, формы политического господства, динамика политического времени и пространства. Особую роль при этом играет новое измерение политического процесса – виртуальное политическое поле, где с помощью информационных технологий разворачиваются новые формы политической борьбы. Перефразируя Дж. Тернера, можно сказать, что современная информационная парадигма призвана реализовать три главных цели при постижении мира политического[1]:

1) классифицировать и организовать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе;

2) объяснить причины происходящих событий и предсказать, когда, где и как будут происходить события будущего;

3) предложить интуитивно привлекательное здравое понимание того, почему и как должны происходить события.

Современная научная картина мира политического отличается сложностью, динамичностью, открытостью, многовариантностью, виртуальностью политических процессов, что существенно отличается от догматической узости, одновариантности и монологичности политических подходов прошлого. Управление информационными потоками становится главным рычагом политической власти, которая все больше приобретает виртуальные формы. Стремительное развитие информационных технологий приводит к разрушению старых институтов политической власти, что способствует развитию новых противоречий и конфликтов в современном обществе.

Политическая философия призвана исследовать центральные конфликты постклассической политической картины мира, и главный из них – между политической системой, которая только начинает перестраиваться под воздействием информационных технологий, и внесистемной оппозицией, использующей все преимущества гибких сетевых структур. От того, насколько успешно будет решен этот острый конфликт современности, зависит будущее политическое развитие.

В рамках информационной парадигмы философии политики принципиально по-новому решаются многие хроно- и геополитические проблемы современного общества. Информационная революция привела к существенным изменениям политического пространства-времени, поставила целый ряд новых острых вопросов. Наиболее сложной задачей стало осмысление изменений в структуре и качестве политического времени и пространства. С одной стороны, феномен предельного ускорения в сетевых структурах политического времени привел к исчезновению последнего: на наших глазах происходит стирание исторических, социокультурных и сакральных координат виртуального времени, которое признает только "вечное теперь" – актуальное настоящее на экранах телевизоров и мониторах компьютеров, что равнозначно нивелировке самого понятия времени.

С другой стороны, освоение виртуального пространства привело к нивелировке и поглощению реальных пространств за счет развития скорости политического времени. Новая информационная парадигма геополитики означает, что в наступившем веке судьба пространственных отношений между государствами будет определяться в первую очередь информационным превосходством в киберпространстве. Тем самым вопрос о роли символического капитала культуры приобретает не абстрактнотеоретическое, а стратегическое геополитическое значение. Однако социокультурные факторы активизируются только благодаря человеческой активности, поэтому в центре информационных технологий находится сам человек политический как творец и интерпретатор современной политической истории.

Философия политики призвана исследовать разрушительные воздействия информационных технологий, усиливающих "анатомию человеческой деструктивности" (Э. Фромм). Корень всех изменений в современном обществе политическая философия видит в развитии человека политического: эволюции его мировоззрения, идентичности, политической социализации. Человек политический как созидатель, пророк, трибун, революционер и могильщик политических институтов и идеологий выступает главным предметом исследования политической антропологии. С точки зрения информационной парадигмы центральной антропологической проблемой современности выступает влияние виртуальной реальности на формирование менталитета человека политического, живущего в информационном обществе. Наиболее острый вопрос политической антропологии – превращение ответственного гражданина в безответственного потребителя, небывалое в истории развитие культа потребления и разрушение политических качеств современного человека.

Изучение посттрадиционных политических акторов с нестандартными формами политического поведения подвигло политическую философию на путь перехода к мягкому политическому мышлению, гибким политическим технологиям, рассчитанным на многомерность и пластичность объектов. Главная проблема постклассической методологии – поиск новых механизмом исследования процесса самоорганизации сложных, нелинейных, стохастических процессов постклассического мира политики. Все это способствует утверждению двух новых постклассических парадигм философии политики: синергетики и герменевтики.

Синергетика делает основной акцент на проблемах самоорганизации политических процессов в информационном обществе.

• Политическая герменевтика концентрируется на вопросах интерпретации политических ценностей и традиций в глобальном диалоге современных цивилизаций.