Здоровьесберегающие технологии в семье

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от санитарной и гигиенической культуры условий жизни семьи, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

В России сложилась тревожная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. За последние 10 лет население России уменьшилось на 9,5 млн человек. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример свидетельствует о социальной катастрофе, связанной с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

Анализ современного состояния практики, разработанность теоретических вопросов в практической науке показывает, что 75% болезней взрослых закладывается в детстве, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, среди неуспевающих учеников 85–90% отстают нс из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Значимость данной проблемы определена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации", постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы", в приказе Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1123 "Об организации опытно- экспериментальной деятельности в системе образования", постановлении Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г., и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. Современная педагогическая практика ставит физическое и психическое развитие детей на второй план, необходима разработка основных направлений построения здоровьесберегающей жизнедеятельности семьи, перестройка комплексной системы развития и воспитания здорового ребенка.

Сберечь и приумножить здоровье ребенка призвана семья, которая является базовой ступенью формирования культуры здоровья. Существует более 300 определений понятия "здоровье". Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека зависит от стиля жизни и определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни характеризуется благоприятным социальным окружением, духовно-нравственным благополучием, оптимальным двигательным режимом (культура движений), отказом от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ), положительными эмоциями, закаливанием организма, рациональным питанием, личной гигиеной. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни семьи – это часть общей культуры членов семьи, которая отражает системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально- духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационноценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в семье реализуются на основе личностно-ориентированного подхода взрослых членов семьи. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым все члены семьи учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагается активное участие всех в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности детей и взрослых, развитие саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Различают здоровьесберегающие технологии в области образования, физической культуры и спорта, медицины. Например, здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова[1], – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии семьи – это:

1) создание социально-психологических условий в семье: отсутствие стресса, адекватность требований, единство в воспитании подрастающих детей со стороны взрослых членов семьи;

2) рациональная организация режима дня в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями, гигиеническими требованиями;

3) создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

4) соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

5) необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

6) учет особенностей возрастного развития детей и разработка педагогических стратегий, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности определенной возрастной группы младших членов семьи;

7) использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности членов семьи, направленной на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Под здоровьесберегающими технологиями семьи понимаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех членов семьи (прародители, родители, дети, родственники).

Основными компонентами здоровьесберегающих технологий являются эмоционально-волевой, экологический и физкультурно-оздоровительный, аксиологический, гносеологический и здоровьесберсгающий.

Эмоционально-волевой компонент включает в себя проявление положительных эмоций; волевую регуляцию и саморегуляцию своего здоровья, формирование опыта взаимоотношений личности и общества, совершенствование организованности и дисциплинированности.

Экологический компонент раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий, способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме, формирует умения и навыки адаптации к экологическим факторам.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, закаливание организма, высокие адаптивные возможности.

Аксиологический компонент проявляется в осознании членами семьи высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейроисихологическим особенностям возраста всех членов семьи.

Гносеологический компонент связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу.

Здоровьесберегающий компонент включает систему ценностей и установок по формированию гигиенических навыков и умений, соблюдению режима дня, режима питания, чередование труда и отдыха, психогигиену и психопрофилактику, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления.

Компоненты здоровьесберегающих технологий включают несколько функций: формирующая, диагностическая, адаптивная, информативно-коммуникативная, рефлексивная. Основные направления функций здоровьесберегающих технологий семьи:

1) формирующая функция осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности, наследственности, социальных факторов, обстановки в семье, установки на сбережение и укрепление здоровья;

2) диагностическая заключается в мониторинге развития как детей, так и взрослых членов семьи на основе социально-медицинского контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий родителей в соответствии с природными возможностями ребенка;

3) адаптивная направлена на формирование здорового образа жизни, оптимизацию состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды;

4) информативно-коммуникативная обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни семьи, преемственность семейных традиций, ценностных ориентации поколений семьи, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

5) рефлексивная заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

6) интегративная объединяет опыт нескольких поколений семьи, различные семейные мифы и легенды, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Основные типы здоровьесберегающих технологий семьи: оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); технологии обучения здоровью (включение бесед, рассказов о пользе здорового образа жизни и последствиях вредных привычек); здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); воспитание культуры здоровья (беседы по развитию личности, участие в городских социокультурных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, физкультурно-оздоровительных соревнованиях и т.д.).

Здоровьесберегающие технологии семьи классифицируются по характеру и направлению деятельности семьи. По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационнообучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающее пространство семьи включает позитивную основу процессов и ресурсов, организационных и содержательных возможностей семьи, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья всех ее членов. Как известно, все здоровьесберегающее пространство семьи адаптируются самой семьей. Впервые ребенок соприкасается с ценностями физической культуры в младенчестве, когда родители (чаще – мама) выполняют необходимые для полноценного психофизического развития ребенка физические упражнения. По мере взросления ребенка продолжает активно использовать разнообразные физические упражнения, игры, постепенно осваивая общечеловеческие ценности.

Ситуация с внедрением здоровьесберегающих технологий в семье в нашей стране весьма тревожная. Серия социологических исследований, проведенных в начале XXI в. и посвященных изучению отношения родителей к физическому воспитанию и здоровому образа жизни в общей системе семейного воспитания и организации здоровьесберегающих технологий, выявила крайне низкую активность родителей в этом плане. Согласно данным самих родителей, лишь 48% из них занимаются с детьми простыми и доступными формами физического воспитания – утренней зарядкой и играми. В то же время теоретически все родители понимают важность и необходимость занятий подобного рода. Как правило, активно проводить время с ребенком родители могут в выходные и праздничные дни, занимаясь играми и совместными прогулками. Вместе с тем около 25% детей не имеют даже такой возможности из-за занятости родителей.

Только в семье возможно использование широкого и многообразного диапазона различных здоровьесберегающих технологий. Они позволяют с самого раннего возраста, – благодаря организации активного творческого отдыха, развлечениям, включению детей в игру, соревнованиям, общению с родителями, – оказать целостное гуманистическое воздействие на личность детей и постепенно содействовать формированию у них гуманистически ориентированного здорового образа и стиля жизни.

Последствия игнорирования этой проблемы могут усилить напряженность в вопросах здоровья подрастающего поколения и приведут к скорости нарастания функциональных отклонений в общем состоянии детей и к хроническим заболеваниям. Преодолеть данные тенденции возможно при решении таких крупномасштабных задач, которые обеспечат использование здоровьесберегающих технологий семьи, для чего необходимо:

1) разработать дифференцированную систему физкультурно-оздоровительной деятельности на базе образовательных учреждений при активном участии родителей;

2) сформировать систему межсадовских, внутришкольных, региональных массовых спортивных мероприятий для детей как совместно с родителями, так и при их поддержке;

3) создать и внедрить сеть физкультурно-спортивных клубов для работы с семьей, включая организацию семейных спортивных клубов по месту жительства и семейный отдых.

Проекты и программы но внедрению и реализации здоровьесберегающих мероприятий реализуются во многих учреждениях социальной сферы. Обобщенный показатель и результаты совместной с семьями деятельности включает:

1) активное участие родителей в рукописной газете "Родительский вестник", рассказывающий о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье;

2) создание в семье медиатеки с развивающими и обучающими программами, аудио- и видеокассетами, дисками с записями учебных фильмов, мультфильмами для образования взрослых членов семьи и удовлетворения интересов детей;

3) участие родителей в составлении памяток, призывающих использовать здоровьесберегающие технологии в семье;

4) изменение отношения детей к сохранению своего здоровья и т.д.

Вместе с тем в настоящее время перед социальными учреждениями стоит много проблем, связанных с внедрением здоровьесберегающих технологий семьи и оказывающих негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей:

1) отсутствие системы в лечебно-профилактической работе, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;

2) отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям;

3) несовершенство нормативной правовой базы: отсутствие государственных стандартов по дошкольному образованию;

4) несовершенство деятельности медико-психолого- педагогической службы социальных учреждений в вопросах взаимосвязи с семьей с учетом их социального статуса;

5) несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса (несформированность умений применения в практике здоровьесберегающих технологий; авторитарное, должностное общение с детьми, инертность мышления; отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду; стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами);

6) несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в плане здорового образа жизни;

7) отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

Совершенно очевидно, что накопленный опыт внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий и здоровьесберегающих технологий семьи требует обобщения, детального анализа, соединения усилий государства, социальных институтов, общественности по формированию здоровой семьи. И самое главное – у самой семьи и у каждого человека осознанной потребности в здоровой семье.