Новые каналы распространения информации как источники дохода

Медиаконвергенция предполагает использование новых каналов распространения информации таких, как: мобильный телефон, устройства для чтения электронных книг, портативные компьютеры. Продажа контента для этих устройств может приносить медиакомпаниям дополнительную прибыль. Интересен опыт трех американских газет – "Бостон глоуб", "Уолл-стрит джорнал" и "Нью-Йорк тайме". С лета 2009 г. в порядке эксперимента они предоставляют субсидии на букридер Kindle DX тем своим читателям, которые оплатят долгосрочную подписку на эти издания. Сами газеты они тогда будут получать прямо на Kindle.

Мороней (Moroney), издатель "Даллас Монинг Ньюз" (Dallas Morning News), отмечает, "что самая хорошая сделка в его жизни – это 30% от прибыли подписчиков с приобретением эксклюзивных прав Amason на его контент, который можно использовать на любом портативном устройстве"[1].

Николас Карлсон (Nicholas Carlson) из издания "Силикон Вэллей Инсайдер" (Silicon Valley Insider) подсчитал, что "Нью- Йорк тайме" может сохранять 350 млн долл, в год, списывая свои печатные машины и покупая в розницу Kindle для каждого из своих 830000 подписчиков. ...Согласно расчетам Карлсона, газета тратит примерно 644 млн долл, в год на то, чтобы напечатать издание и доставить его потребителям, не считая 200 млн долл, на бюджет редакции. Устройства Kindle для каждого подписчика обойдутся в 297 млн долл."[2]. Конечно эти цифры не учитывают прибыли от рекламы, которых газета лишится при переходе на безрекламную Kindle-версию, не учитывается также снижение дохода от подписчиков и уличных продаж.

Amazon заключил сегодня партнерские договоры со многими газетами во всем мире, включая "The New York Times", "Le Monde" и "Shanghai Daily" и многое другое, и платит газетам долю доходов от продажи электронных версий через газетный киоск Amazon Kindle.

Слово "мобильный" для издательского бизнеса уже давно ассоциируется со словом "многообещающий". Быстро развивающиеся мобильные технологии связаны с динамичным потреблением, развитием интерактивного контента, ростом доходов от рекламы и абонентской платы, а также технологическими прорывами. В этом и заключен большой потенциал для газетных компаний с точки зрения продвижения своих брендов и повышения доходов.

Начав развивать мобильные версии в начале – середине 2000-х гг., сегодня мировые издания накопили достаточно опыта, чтобы быстро извлекать хорошие прибыли, предлагая услуги через мобильную связь. В отчете Всемирной газетной ассоциации приведены оценки, согласно которым "в течение года издатели способны зарабатывать прибыли в размере свыше 1 евро в расчете на 1 экземпляр печатной версии. Другими словами, газета с тиражом 100000 экземпляров способна зарабатывать 100 000 евро на услугах, оказываемых через мобильную связь"[3].

Мобильная реклама

Преимущество мобильной рекламы в том, что она получает гораздо более высокий уровень кликов, чем обычная онлайновая веб-реклама. Сайты, оптимизированные для мобильных устройств, как правило, просты и не загромождены лишними элементами, поэтому мобильное объявление обычно хорошо смотрится и выделяется на маленьком экране. Поскольку сотовый телефон именно "мобилен", его потенциальная аудитория гораздо выше, чем у традиционного просмотра настольного Интернета. Это очень хорошее предзнаменование для будущих моделей рекламы.

По оценке ряда экспертов мобильная реклама оказывается более эффективной, чем интернет-реклама, так как вероятность прочтения текстовых сообщений достигает 94%, а вероятность просмотра – от двух до десяти раз выше, чем при обычном просмотре страниц в Интернете. Процент запоминаемости превышает 60%. Помимо этого, у маркетологов появляется возможность принимать решения, основываясь на информации о местонахождении и поведение клиентов.

Financial Times заработала на рекламе в своем приложении для iPad, которое было запущено в мае 2010 г., свыше миллиона фунтов стерлингов[4].

400 000 подписчиков iPad-версии "Гардиан" (Guardian) спустя несколько месяцев после запуска в 2010 г. помогли заработать на использовании рекламы в приложении 1 млн ф. ст. (около 1,5 млн долл.)[5].

Мобильная платформа должна применяться для привлечения рекламодателей. Например "Таймс" привлекает рекламодателей, "представляя им возможность взаимодействовать с существующими и потенциальными потребителями в реальном времени. Рекламодатели могут посылать сообщения читателям газеты. Рекламодателям также предоставляется доступ к номерам мобильных телефонов и электронной почте читателей"[6].

"Телеграф" предложила рекламодателям новую возможность – размещать на планшете мультимедийное приложение с показом мод. Если пользователю понравится, например, то или иное платье, он может приобрести его прямо в приложении.

Обзоры газеты "Sunday Times" в рубрике "Культура" включают фрагменты видео из фильмов и театральных постановок, есть возможность прослушать музыку из кинофильмов. Пользователям предлагается купить диски с фильмами и музыкой в приложении.

Подписка на мобильные версии почти всех российских изданий – бесплатная. По западному пути пошла лишь газета "Ведомости". В издании считают, что доросли до этапа, когда можно вводить платные версии и, возможно, своим примером задать направление для нашего рынка. У читателей сформировалось понятие, что новости бесплатны. Но производство качественного контента – это профессиональная работа, которая требует немалых затрат. Если опыт "Ведомостей" будет удачным, возможно, ему последуют другие игроки рынка, например, "КоммерсантЪ".

В России рынок мобильной рекламы в приложениях для смартфонов и айпадов находится на начальном этапе, газеты только начали вводить эти версии. Сегодня происходит поиск наиболее эффективных форматов и цен. Среди российских изданий много экспериментирует с рекламными возможностями для iPhone и iPad газета "Московский комсомолец". Она предлагает различные вариации баннерной рекламы, стоимостью от 1000 до 1200 руб. за 1000 показов. Баннер демонстрируется несколько секунд над контентом и закрывается автоматически. Возможно верхнее позиционирование баннера.

В версии для iPad баннеры органично встроены в макет приложения и показываются постоянно, не закрывая контент. Планируется введение "всплывающих" форматов для всех страниц.

По признанию специалистов рекламной службы "Комсомольской правды" в новых приложениях распродаются все рекламные места (рис. 3.4).